Размещение объектов туристской инфраструктуры (по районам)

Петропавловск-Камчатский

Показатель 2009 год
Средняя продолжительность пребывания (дней)  
Количество мест в средствах размещения  
Количество музеев  
Количество предприятий общественного питания/посадочных мест, из них: - рестораны - кафе - бары 85 / 4407 14 / 1386 50 / 2402 21 / 619
Количество торговых центров  
Количество ночных клубов / посадочных мест 8 / 1299

Елизовский муниципальный район

Показатель 2009 год
Средняя продолжительность пребывания (дней)  
Количество мест в средствах размещения  
Количество музеев  
Количество предприятий общественного питания/посадочных мест, в том числе: - в г. Елизово - в Елизовском районе 64 / 2700 30 / 1000 34 / 1700
Количество торговых центров  
Количество ночных клубов / посадочных мест 1 / 80
Количество ООПТ/часть территории района, занятая ООПТ (%) 39 / 49,6 %

Мильковский муниципальный район

Показатель 2009 год
Средняя продолжительность пребывания (дней)  
Количество мест в средствах размещения  
Количество музеев  
Количество предприятий общественного питания/посадочных мест 4/225
Количество ООПТ/часть территории района, занятая ООПТ (%) 10 / 11,83 %

Быстринский муниципальный район

Показатель 2009 год
Средняя продолжительность пребывания (дней)  
Количество мест в средствах размещения  
Количество музеев  
Количество предприятий общественного питания/посадочных мест 3/112
Количество ООПТ/часть территории района, занятая ООПТ (%) 7 / 57,41 %

Усть-Большерецкий муниципальный район

Показатель 2009 год
Средняя продолжительность пребывания (дней)  
Количество мест в средствах размещения  
Количество музеев  
Количество предприятий общественного питания/посадочных мест 5 / 227
Количество ООПТ/часть территории района, занятая ООПТ (%) 15 / 21,6 %

Усть-Камчатский муниципальный район

Показатель 2009 год
Средняя продолжительность пребывания (дней)  
Количество мест в средствах размещения  
Количество музеев  
Количество предприятий общественного питания/посадочных мест 7 / 260
Количество ООПТ/часть территории района, занятая ООПТ (%) 14 / 6,72 %

Соболевский муниципальный район

Показатель 2009 год
Средняя продолжительность пребывания (дней)  
Количество мест в средствах размещения  
Количество музеев  
Количество предприятий общественного питания/посадочных мест 3 / 85
Количество ООПТ/часть территории района, занятая ООПТ (%) 4 / 13,5 %

Алеутский муниципальный район

Показатель 2009 год
Средняя продолжительность пребывания (дней)  
Количество мест в средствах размещения  
Количество музеев  
Количество предприятий общественного питания/посадочных мест 2 / 80
Количество ООПТ/часть территории района, занятая ООПТ (%) 1 / 98,6 %

Пенжинский муниципальный район

Показатель 2009 год
Количество туристов (чел.)  
Средняя продолжительность пребывания (дней)  
Количество мест в средствах размещения нет
Количество музеев  
Количество туристских организаций  
Количество предприятий общественного питания/посадочных мест нет
Количество ООПТ/часть территории района, занятая ООПТ (%) 6 / 5,74 %

Олюторский муниципальный район

Показатель 2009 год
Средняя продолжительность пребывания (дней)  
Количество мест в средствах размещения нет
Количество музеев  
Количество туристских организаций  
Количество предприятий общественного питания/посадочных мест нет
Количество ООПТ/часть территории района, занятая ООПТ (%) 11 / 6,77 %

Тигильский муниципальный район

Показатель 2009 год
Средняя продолжительность пребывания (дней)  
Количество мест в средствах размещения  
Количество музеев  
Количество туристских организаций  
Количество предприятий общественного питания/посадочных мест 2 / 36
Количество ООПТ/часть территории района, занятая ООПТ (%) 13 / 4,53 %

Карагинский муниципальный район

Показатель 2009 год
Средняя продолжительность пребывания (дней) 1,2
Количество мест в средствах размещения  
Количество музеев  
Количество туристских организаций  
Количество предприятий общественного питания/посадочных мест 5 / 152
Количество ООПТ/часть территории района, занятая ООПТ (%) 37 / 5,7 %

Городской округ "поселок Палана"

Показатель 2009 год
Средняя продолжительность пребывания (дней)  
Количество мест в средствах размещения  
Количество музеев  
Количество туристских организаций  
Количество предприятий общественного питания/посадочных мест 1/50

2.2.3. Существующие группировки (кластерность)

С учетом ориентации на инновационно-кластерный подход к развитию территории, туристско-рекреационный кластер, основой для которого станет природно-рекреационный потенциал Камчатки, на сегодняшний день считается одним из приоритетов стратегического развития Камчатки. Туристско-рекреационный кластер будет развиваться в тесном взаимодействии и с опорой на базовый морехозяйственный кластер.

Морехозяйственный и туристско-рекреационный кластеры будут прежде всего развиваться на территории Авачинской агломерации (Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск). Основной специализацией Авачинской агломерации станет морехозяйственный кластер. Для обеспечения морехозяйственной деятельности будут осуществляться с различной мерой развития и значения, следующие виды работ, услуг и процессов: обеспечение навигации, безопасности, связи, различные виды финансовых услуг, страхование, услуги юридические, консалтинговые, маркетинговые, логистические, различные формы лизинга, аренды, проката, информационные сервисы, широкий спектр транспортных слуг, включая авиаперевозки (для быстрой доставки различных грузов, товаров, людей, почты и т.д.), услуги гостиниц, офисов, жилых помещений, предприятий торговли, питания, развлечений. Нужны дороги, тротуары, объекты среды отдыха и культуры, сувениры, печатная продукция, мебель, оргтехника, автомобили и самолеты, катера и лодки, обеспечение тепло и электроснабжения, водопровод и т.д. и т.п. Также очевидно, что всю эту деятельность выполняют люди, а значит, возникает целый пласт задач по их социально-экономическому, товарному и технико-технологическому обслуживанию и обеспечению, в том числе, и посредством дополнительной загрузки работой всех выше названых производств и сервисов. Несомненна и потребность в профессиональной подготовке и переподготовке кадров, их интеллектуальному и культурному развитию.

В свою очередь, второй - туристический кластер (туриндустрия), в своей деятельности в большей или меньшей степени использует практически всю "обслуживающую" инфраструктуру морехозяйственного кластера - сервисы.

Путешественник, турист, исследователь и т.д. изначально прилетит или приплывет в район Авачинской бухты, где неизбежно воспользуется назваными товарами и услугами. И даже отправившись в отдаленную зону отдыха или заповедник Камчатки, они будут все также опираться на сервисную и производственную среду Авачинской агломерации, поддержанной двумя указанными кластерами.

Таким образом, хотя базовые товары и услуги двух кластеров отличаются (что и задает их специализацию), но они имеют значительную общность с точки зрения использования объектов инфраструктуры и поддерживающих их сервисов. А раз это так, то появляется возможность: увеличения масштаба этой сервисной деятельности, вытекающих из этого возможностей более глубокой специализации, оптимизации процессов для снижения транзакционных издержек и так далее.

В пределах агломерации будет локализована туристско-логистическая деятельность, включая погранично-таможенную инфраструктуру. Авачинская агломерация станет одним из базовых центров развития рекреации, активного отдыха и круизного туризма.

Кроме того, обозначены опорные зоны туристско-рекреационного кластера Камчатки: Петропавловск-Камчатская, Елизовская (включая курорт Паратунка), Быстринская, Алеутская. Каждая из них будет различаться по специализации туристско-рекреационной деятельности. Специализацией Петропавловск-Камчатской зоны являются активные виды туризма и круизы, Елизовской - оздоровительный, экологический и научный, Быстринской - этнографический и оздоровительный, в Алеутской - круизный туризм (этно-экологический, научный, исторический). Получит развитие инфраструктура уникальных туристических маршрутов на территории края, включенной в Список объектов всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО под названием "Вулканы Камчатки". Дополнительный стимул развитию туризма придаст организация и продвижение на международном рынке круизного маршрута "Восточное кольцо России".

Опираясь на конкурентные преимущества края (целебные источники, грязи, курортные технологии, уникальные климатические условия, транспортная инфраструктура), необходимо развивать все составляющие кластера (санаторно-курортные объекты, учреждения здравоохранения, объекты туризма и развлечений), для чего потребуется широкое применение в туристической деятельности инновационных методов администрирования и механизмов реализации инвестиционных проектов (создание благоприятного инвестиционного климата, поддержание общекурортной инфраструктуры на уровне мировых стандартов).

3. Потенциал отрасли

3.1. Маркетинговый

анализ отрасли (спрос, конкурентоспособность)

Мировой уровень.

В настоящее время туризм представляет собой индустрию, занимающую до 10 % мирового валового продукта, в которой задействованы огромные массы работников, основных средств, привлечены крупные капиталы.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11 % и 8,6 % соответственно. В 1995 г. в мире было зарегистрировано 576 млн. прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. USD. Годовые поступления средств от международного туризма начали возрастать в 80-х гг. и растут быстрее и регулярнее, чем число туристов, путешествующих в мире, но это связано не столько с инфляционными процессами, происходящими в мире, сколько с повышением эффективности отрасли.

Основные туристские потоки в мире сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и Канадой) и региона ВАТ (из Японии в Таиланд). В последние годы динамично развивается азиатский рынок, и особенно Китай, который, по оценкам специалистов будет играть весьма заметную роль в увеличении международных туристских потоков.

ВТО (Всемирная туристская организация) в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия) и страны, являющиеся в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария).

По прогнозам к 2010 г. количество поездок составит 937 млн., а поступления от туризма 1,1 трлн. USD. К 2020 г. количество международных туристских прибытий превысит 1,56 млрд., из которых 1,2 млрд. прибытий будет приходиться на туристов, путешествующих в пределах данного региона, а 0,4 млрд. - на туристов, совершающих дальние поездки.

Суммарные показатели прибытий по регионам указывают на то, что к 2020 г. тремя ведущими принимающими регионами будут Европа (717 млн. туристов), Восточная Азия и Тихоокеанский регион (397 млн. туристов), за которыми следуют Северная и Южная Америка, Африка, Ближний Восток и Южная Азия. В соответствии с прогнозами, в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, Южной Азии, странах ближнего Востока и Африки темпы роста составят более 5 % в год при среднемировом показателе в 4,1 %.

Число путешествий на дальние расстояния будет расти более высокими темпами, чем внутрирегиональные поездки: на 5,4 % и 3,8 % в год соответственно.

- всероссийский:

Россия является страной, характеризующейся высоким туристско-рекреационным потенциалом. В тоже время туристские потоки по-разному формируются в различных регионах России. Основными потребителями туристских услуг являются регионы с наиболее высоким процентом городского населения. Большая часть поездок в целях туризма приходится на Центральный, Северо-Западный и Уральский регионы. Рост платежеспособности российских граждан привел к увеличению спроса на услуги и объекты рекреации в 2002 и 2003 гг. В последние годы наблюдается снижение туристских потоков в Российскую Федерацию, что во многом объясняется некоторым снижением интереса к стране со стороны иностранных туристов и несоответствием цен качеству предоставляемых услуг. В то же время происходит рост внутреннего туризма, что во многом объясняется возрождением российских туристских брэндов (Волга, Соловки, Валаам, Кижи, Долина гейзеров и т.д.). Так, если в 1990-х гг. внутренний туризм переживал спад, то в последнее время наблюдается повышение интереса со стороны российских туристов.

Региональный:

Учитывая современные тенденции развития международного и внутреннего туристского рынка можно утверждать, что Камчатский край обладает рядом существенных конкурентных преимуществ (факторов туристской привлекательности). К наиболее важным из них можно отнести:

- близость к странам АТР (которые можно рассматривать как один из целевых рынков сбыта);

- благоприятная экологическая обстановка;

- наличие всемирно известных памятников культурного и природного наследия ЮНЕСКО;

- разнообразие туристско-рекреационных ресурсов;

- значительный образовательный потенциал в сфере туризма.

- местный:

В целях выделения целевых рынков, характеризующихся специфическими параметрами спроса, интересов, платежеспособности и культуры туристов, целесообразно анализ местного рынка Камчатского края провести по целевым группам туристов:

- международные туристы;

- туристы из стран СНГ;

- российские туристы;

- камчатские туристы.

Международные туристы.

Несмотря на некоторое снижение общего потока туристов в Российскую Федерацию, наблюдающееся в последние годы, Камчатка на протяжении достаточно длительного периода характеризуется устойчивым ростом потока международных туристов. В целях рекреации, досуга и отдыха край посетило 12000 человек (2009 г.). Потенциальный размер только японского рынка оценивается более чем в 3 млн. человек. Общий же потенциал рынка составляет более 15 млн. туристов.

Среди данной категории туристов самое значительное увеличение доли поездок в целях отдыха, что позволяет говорить об увеличении интереса к Камчатке за рубежом. Изменение структуры спроса связано с усилением туристской специализации края. Например, увеличение количества посещений в целях рекреации и отдыха подтверждает факт увеличения интереса к Камчатке как к территории обладающей большим туристско-рекреационным потенциалом.

Учитывая долю данного сегмента и динамику увеличения туристских потоков, категорию граждан дальнего зарубежья можно рассматривать, как одну из наиболее перспективных. Но в то же время ориентация на данный сегмент потребителей предъявляет достаточно высокие требования к качеству предоставляемых услуг, что в свою очередь требует развития туристской инфраструктуры и подготовки высококвалифицированных туристских кадров. Кроме того, развитие международного туризма требует активного продвижения как в целом брэнда края, так и отдельных турпродуктов за рубежом. Результаты оценки потенциала целевой группы международных туристов и основные характеристики данного сегмента туристского рынка, а также направления и мероприятия по его освоению представлены в таблице "Анализ и оценка ресурсов отрасли. Реестр ресурсов".

Туристы из стран СНГ.

Положительными факторами увеличения туристских потоков из стран-членов СНГ являются отсутствие языковых барьеров, развитые экономические, научные и культурные связи, отсутствие визового режима и гибкий режим регистрации в России. Ограничивающим фактором является низкая платежеспособность туристов (преимущественно, туристы низкой ценовой категории).

Камчатский край активно сотрудничает с наиболее перспективными с точки зрения развития туризма странами, среди которых: Украина, Беларусь. Данные страны являются наиболее густонаселенными и характеризуются открытой миграционной политикой. Следует отметить, что туристы из стран СНГ в настоящее время занимают незначительную долю в общем туристском потоке (до 2 % потока иностранных туристов), кроме того, в последние годы наблюдается снижение его мощности. Данный сегмент потребителей можно рассматривать в качестве перспективного с учетом роста деловых связей, проведения активной маркетинговой политики и обеспечения большей информационной доступности камчатских турпродуктов. Результаты оценки потенциала целевой группы туристов из стран СНГ и основные характеристики данного сегмента туристского рынка, а также направления и мероприятия по его освоению представлены в таблице "Анализ и оценка ресурсов отрасли. Реестр ресурсов".

Российские туристы.

Туристский поток из других регионов Российской Федерации можно разделить на две составляющие:

- граждане России, приезжающие в край с целью туризма;

- граждане России, приезжающие на Камчатку с деловыми целями и к родственникам.

Доля российских туристов в общем объеме въездного туристского потока на Камчатку в 2009 году составила около 33 %, из них большую часть составляют жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, центральных регионов России, Дальнего Востока, Сибири и Урала. Потенциальный объем рынка российских туристов составляет более 20 млн. человек (прежде всего за счет жителей Санкт-Петербурга, Москвы, центральных регионов, Урала, Сибири, Дальнего Востока). За последнее время наблюдается тенденция увеличения спроса на местные турпродукты со стороны российских туристов, в то же время изменяется структура спроса: увеличилось количество посещений в целях досуга, рекреации и отдыха, что позволяет говорить о растущем интересе к Камчатскому краю как к территории, обладающей богатыми туристско-рекреационными ресурсами.

Очевидным является тот факт, что близость регионов Дальнего Востока и Сибири оказывает непосредственное влияние на объем и структуру спроса на туристские услуги в Камчатском крае. Данное обстоятельство может выступать в качестве фактора, позволяющего повысить конкурентоспособность местных турпродуктов за счет реализации совместных транспортных проектов и проектов в области туризма. Реализация совместных с туроператорами Сибири и Дальнего Востока проектов возможна в рамках программы "Восточное кольцо России", которая позволит избежать нерационального дублирования туристских программ, а также может стать основой для формирования единого бренда для Востока России.

Перспективным направлением с точки зрения привлечения российских туристов является этно-экологический, круизный туризм, пешеходный, восхождения на вулканы, посещение природных территорий, рыбалка и охота.

В настоящее время российских и иностранных туристов привлекают зимние виды туризма. В этих условиях перспективным направлением в Камчатском крае является разработка туристских продуктов, связанных с зимними видами отдыха и снижение за счет этого сезонной неравномерности спроса. Результаты оценки потенциала целевой группы российских туристов и основные характеристики данного сегмента туристского рынка, а также направления и мероприятия по его освоению представлены в таблице "Анализ и оценка ресурсов отрасли. Реестр ресурсов".

Камчатские туристы (жители Камчатского края).

Камчатский край обладает значительным потенциалом для развития туризма, ориентированного на жителей края. Прежде всего, этот потенциал выражается в реализации туров выходного дня, краеведческих туров, развития активных видов отдыха на природе, организации экологического туризма, выездов в лес (сбор даров леса).

В последнее время отмечается увеличение мощности выездного туристского потока. Так, например, если в 2005 году количество туристов, отправленных турфирмами на отдых за пределы края, составило 5500 человек, то в 2009 году этот показатель вырос почти в 4 раза больше - 20000 человек. Данный факт объясняется ростом реальных доходов населения края, изменением структуры потребительского спроса, увеличением потребности в отдыхе и повышением мобильности населения. Данное обстоятельство позволяет говорить о потенциальной возможности обслуживания не только туристов, приезжающих из-за пределов края, но и расширения ассортимента туров выходного дня, ориентированных на жителей края. Развитие таких туров не требует развитой туристской инфраструктуры и предоставления высококачественных услуг, а потому не является инвестиционно емким. При этом данные туры могут быть организованы поблизости от городских населенных пунктов. В связи с этим одним из направлений маркетинговой политики является разработка туров, связанных с непродолжительным отдыхом (семейный отдых, познавательные, конные туры, экстремальные туры, рафтинг, велосипедные прогулки, морские туры и др.). Кроме того, доля городского населения края превышает 75%, что делает актуальным развитие сельского туризма.

Общий размер данного сегмента рынка оценивается в 150-200 тыс. туристов в год. Результаты оценки потенциала целевой группы камчатских туристов и основные характеристики данного сегмента туристского рынка, а также направления и мероприятия по его освоению представлены в таблице "Результаты анализа сегментов туристского рынка. Направления и приоритеты в их освоении".

3.2. Анализ и оценка ресурсов отрасли.

Реестр ресурсов

Потенциал развития туризма в Камчатском крае.

Природно-географические ресурсы туризма.

Территория Камчатского края - одна из богатейших в мире по природным и рекреационным ресурсам. Термальные и минеральные источники, вулканы и ледники, знаменитая Долина гейзеров, разнообразная, в большинстве не тронутая цивилизацией флора и фауна, создают большие возможности для развития экологического туризма, альпинизма, горнолыжного туризма, спортивной рыбалки и охоты, организации чартерных рейсов и круизов.

Полуостров Камчатка - самый уникальный горный регион России. Он является частью "Тихоокеанского огненного кольца" Омывается холодными водами Охотского и Берингова морей и Тихого океана. По оси, в меридиональном направлении, Срединный хребет (около 900 км) делит Камчатский полуостров на западную и восточную части. Западная часть - заболоченная низменность с ровной береговой линией, изрезанная сотнями рек, текущих со склонов Срединного хребта в Охотское море. Восточная часть - долина реки Камчатки, текущей на север вдоль параллельного Срединному - Восточного хребта, основной береговой линии Восточного побережья, вдоль которого проходит глубоководный желоб. Берега круты, скалисты, изрезаны бухтами и полуостровами. Камчатка - зона современного вулканизма: 30 действующих, около 300 потухших и разрушенных вулканов, более 2500 конусов. Множество горячих и холодных источников и гейзеров. Одно из самых привлекательных мест - Восточное вулканическое нагорье с крупнейшими вулканами Евразии. Самая высокая точка - 4750 м над уровнем моря - вершина Ключевского вулкана.

В 1996 г. шесть природных территорий Камчатки были включены ЮНЕСКО в список Всемирного Культурного и Природного Наследия, объединенные под общим названием "Вулканы Камчатки".

Сохранилась самобытная культура малочисленных народов Севера: ительменов, коряков, эвенов и алеутов, что является прекрасным ресурсом этнографического туризма.

Флора и фауна Камчатки являются уникальными явлениями природы, представляют неограниченный интерес для многих ученых мира.

Так, камчатский бурый медведь является самым крупным подвидом бурого медведя, его высота достигает 3 метров. В водоемах Камчатки воспроизводятся все виды тихоокеанского лосося - горбуша, кета, нерка, чавыча, кижуч, сима. Камчатский краб - один из самых крупных в мире видов краба, ширина панциря которого достигает 25 см, вес - 7 кг. На Камчатке одно из самых известных в мире лежбищ сивучей (мыс Монати, Командорские острова).

Что касается флоры, Камчатка является одним из самых богатых в мире мест по наличию эндемичных растений.

Камчатка необычайно богата водными ресурсами: здесь насчитывается до 14000 рек и ручьев, около 100 000 больших и малых озер, 414 ледников общей площадью 871, 1 кв. км, 274 минеральных источника, 160 из которых горячие, насчитывается 37 видов диких животных, все виды тихоокеанского лосося.

Камчатский полуостров интересен не только своей живописной природой, но и богатым историческим и культурным наследием. Экспозиции, созданные в музеях, памятники и памятные места Камчатки смогут пополнить знания гостей области об истории открытия, заселения и освоения камчатской земли. На территории полуострова зарегистрировано более тысячи памятников истории и культуры, 11 из них имеют федеральное значение.

В Камчатском крае имеется 3 государственных заповедника: Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник, Командорский государственный природный биосферный заповедник, Корякский государственный природный заповедник, один заказник федерального значения "Южно-Камчатский", две санаторно-курортные зоны - "Курорт Паратунка", "Малкинские минеральные воды"; природный парк "Вулканы Камчатки" (четыре территории "Налычево", "Быстринский", "Южно-Камчатский", "Ключевской") и один природный парк местного значения ("Голубые озера"); 18 заказников регионального значения; 116 памятников природы.

12 % территории Камчатского края отнесено к категории особо охраняемых.

Горные ресурсы Камчатки создают большие предпосылки для развития горного туризма, альпинизма, скалолазания. Плотная гидросеть Камчатского полуострова, горный рельеф в сочетании с плоскими долинами, большой дебет воды и контрастность пейзажей, водопады, пороги и богатые рыбой реки позволяют успешно развиваться спортивному любительскому рыболовству, организовать туристские сплавы по рекам Камчатки. Богатейший природный потенциал края обеспечивает неисчерпаемые возможности для экологического туризма.

Особый интерес составляет история и этнография коренных малочисленных народов Камчатки, что способствует развитию этнографического туризма. Богатейший подводный мир побережья полуострова открывает еще один из интереснейших пластов экзотических путешествий и приключений - подводное плавание.

Организация морских круизов по Авачинской бухте, на остров Старичков пользуется большой популярностью у жителей и гостей Камчатки. Езда на собачьих упряжках - традиционный вид транспорта коренного населения. На Камчатке сохранилась ценная ездовая порода камчатской Лайки. В Петропавловске-Камчатском организован питомник камчатских ездовых собак, где каждый желающий сможет прокатиться на собачьих упряжках. Туристские фирмы Камчатки предлагают интересные туры на собачьих упряжках жителям, а также гостям полуострова.

Длительная снежная зима, высокие горы позволяют неограниченно развивать сноуборд, хели-ски, горнолыжный туризм.

Развивается на Камчатке и спортивная охота. Для любителей-охотников представляется возможность получить охотничьи трофеи в качестве крупнейшего медведя в мире - камчатского бурого медведя, лося, снежного барана, северного оленя, ряда водоплавающей и боровой дичи. Флора и фауна Камчатки является уникальным явлением природы, представляет неограниченный интерес для многих ученых мира, что способствует развитию научного вида туризма.

Камчатка представляет неограниченные возможности для познавательного туризма: история, этнография, культура, геология, вулканология, природные комплексы и др. Уникальная флора и фауна представляет неограниченный интерес для ученых, разнообразие птиц на Камчатском полуострове, в том числе редких, притягивает орнитологов со всего мира.

Объем и направленность туристских потоков.

На протяжении ряда последних лет наблюдается устойчивый рост инвестиций в эту сферу экономики, формируется материально-техническая база, необходимая для оказания качественных туристских услуг. Постепенное вовлечение разнообразных туристско-рекреационных ресурсов, которыми обладает Камчатский край, приводит к росту туристских потоков в край, росту доходов от туризма. В частности, общее количество посетителей Камчатского края в 2009 году составило 28 000 человек, из них 12 000 - граждане стран дальнего зарубежья, 16 000 - это туристы российских регионов. Наиболее быстрыми темпами развивается активный туризм (до 30 % прироста).

Наблюдается положительная тенденция расширения ассортимента предлагаемых камчатских турпродуктов. В результате значительного увеличения спроса на активные виды отдыха резко увеличилось количество предлагаемых камчатскими турфирмами аналогичных туров, к которым относятся:

- сплав на рафтах по камчатским рекам;

- путешествия на маломерных моторных судах по Авачинской губе с выходом в океан;

- рыболовные и охотничьи туры, сафари и походы на снегоходах, собачьих упряжках;

- автомобильные и джип-туры, туры на квадрациклах;

- туры с вершин камчатских вулканов на горных лыжах, сноубордах;

- экологические туры на территории особо охраняемых природных территорий.

Другой категорией туров, получивших значительное развитие в последние годы в Камчатском крае, становятся комплексные услуги загородных отелей, гостевых домов, туристских баз, санаториев - профилакториев. В основном услуги комплексного характера, предоставляемые в рамках данных средств размещения, направлены на привлечение жителей и гостей Камчатского края в рамках "туров выходного дня", а также на выполнение корпоративных заказов.

В то же время наблюдается увеличение и выездного туристского потока. Рост за последние 3 года - в 2 раза (!) с 10150 человек в 2007 году, до 20000 человек в 2009 году. Данный факт объясняется ростом реальных доходов населения края, изменением структуры потребительского спроса, увеличением потребности в отдыхе и повышением мобильности населения, а также более точными статистическими расчетами. Данное обстоятельство позволяет говорить о потенциальной возможности обслуживания не только туристов, приезжающих из-за пределов края, но и расширения ассортимента туров выходного дня, ориентированных на жителей края.

Из года в год увеличивается приток иностранных и российских туристов, посещающих природные территории Камчатского края.

Анализируя характер и направления основных туристских потоков в Камчатский край, можно сделать следующие выводы:

1. За период 2005 - 2009 гг. значительно увеличилась доля иностранных граждан, посетивших край в целях рекреации и отдыха, что говорит о растущем интересе к Камчатскому краю.

2. Направления туристских потоков во многом связаны с известными объектами туристского показа (Долина гейзеров, вулкан Ключевская сопка, Командорские острова, Курильское озеро, вулканы Камчатки и др.), что говорит о существующей возможности диверсификации туристской деятельности с целью снижения сезонной неравномерности функционирования туристского рынка.

3. Увеличивающийся спрос на туристские услуги со стороны жителей края является потенциальной возможностью для расширения ассортимента предлагаемых турпродуктов и частичной ориентации на местных потребителей.

4. На протяжении длительного периода достаточно высокой остается доля неорганизованного туризма, что связано, прежде всего, с неразвитостью инфраструктуры туризма и с недостаточным ассортиментом и качеством предлагаемых турпродуктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: