Матрица swot-анализа

SO Наиболее важными благоприятными факторами внешней и внутренней среды края, которые необходимо закладывать в основу стратегии повышения конкурентоспособности туризма, являются следующие: 1. Выгодное географическое положение и развивающиеся экономические связи со странами АТР, реализуемые международные проекты и программы; 2. Возможности увеличения туристских потоков через разработку международных и межрегиональных турпродуктов, за счет встраивания в корпоративные сети; 3. Наличие заинтересованности крупных компаний в развитии туризма и туристской инфраструктуры на Камчатке, реализация крупных инвестиционных проектов в сфере туризма, создание ОЭЗ туристско- рекреационного типа; 4. Туристский брендинг, создание и продвижение конкурентоспособных продуктовых туристских брендов. WO Наиболее важными негативными факторами развития туризма в Камчатском крае, ограничивающими возможности и снижающими конкурентоспособность камчатских турпродуктов, являются следующие: 1. Малая известность края и ее туристских продуктовых брендов на внешних рынках, недостаток турпродуктов, отвечающих международным стандартам и требованиям; 2. Ярко выраженная сезонность большинства туристских продуктов края в сочетании с сезонной труднодоступностью ключевых объектов туристского показа; 3. Незамкнутость цепочки создания стоимости в туризме, значительный объем услуг, передаваемых на аутсорсинг нерезидентным для края структурам; 4. Неразвитость туристской инфраструктуры и низкий уровень сервиса; 5. Ведущее конкурирующее положение регионов: Иркутской, Алтайской областей, Республики Алтай, в смысле привлечения туристских потоков.
ST Сильные стороны, сохранение и развитие которых необходимо для туристской отрасли: 1. Выгодное географическое положение и развитые экономические связи с европейскими странами и регионами, реализуемые международные проекты и программы. 2. Возможности увеличения туристских потоков через разработку международных и межрегиональных турпродуктов, за счет встраивания в корпоративные сети. 3. Наличие заинтересованности крупных компаний в развитии туризма и туристской инфраструктуры, создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа 4. Туристский брендинг, создание и продвижение конкурентоспособных продуктовых туристских брендов. WT Предотвращение кризисных явлений, вызванных: 1. Малая известность края и ее туристских продуктовых брендов на внешних рынках, недостаток турпродуктов, отвечающих международным стандартам и требованиям. 2. Ярко выраженная сезонность большинства туристских продуктов края в сочетании с сезонной труднодоступностью ключевых объектов туристского показа. 3. Незамкнутость цепочки создания стоимости в туризме, значительный объем услуг, передаваемых на аутсорсинг нерезидентным для края структурам. 4. Неразвитость туристской инфраструктуры и низкий уровень сервиса. 5. Ведущее конкурирующее положение Иркутской, Алтайской областей, Республики Алтай, в привлечения туристских потоков.

4. План развития отрасли (стратегия развития отрасли)

4.1. Цели, задачи и перспективы развития отрасли в целом

Цели стратегии:

- развитие туризма как эффективного сектора экономики и приоритетного направления социально-экономического развития Камчатского края в долгосрочной перспективе (до 2025 года);

- создание современного конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения края, российских и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой стороны, вклад в развитие экономики региона, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока денежных средств, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала Камчатского края;

- формирование туристического кластера, управление которым, включая логистику турпотоков, находится в Петропавловске-Камчатском;

- стабильный уровень доли туристской отрасли в структуре ВРП.

Основные задачи:

- обеспечить сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического наследия;

- создать региональный марочный туристский продукт, обеспечивающий позитивный имидж и узнаваемость Камчатского края на туристском рынке;

- повысить конкурентоспособность региональных туристских услуг за счет улучшения качества обслуживания туристов, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, развития системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;

- обеспечить развитие инфраструктуры туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов.

Стратегические направления развития туризма в Камчатском крае:

1. Усиление существующих и создание новых конкурентных преимуществ в туризме, привлечение инвестиций:

- развитие приграничной и таможенной инфраструктуры, открытие международных пунктов пропуска (морского пассажирского и воздушного);

- вовлечение мощного потенциального ресурса туристского "межсезонья", что позволит снизить сезонную неравномерность туристских потоков;

- подписание агентских соглашений по продаже существующих туристских продуктов на условиях франчайзинговой системы;

- поиск фирм-партнеров (туроператоров и турагентов), заинтересованных в развитии партнерских отношений с точки зрения разработки и продвижения новых продуктов;

- снижение транзакционных и инвестиционных издержек за счет развития различных систем и способов агентских соглашений (например, франчайзинг, аутсорсинг, факторинг и др.);

- использование международных стандартов и нормативно-правовой базы при недостатках в национальном законодательстве;

- использование внешних глобальных распределительных сетей и каналов реализации туров;

- адаптация мирового передового опыта в области обслуживания туристов (бенчмаркинг) и использование отраслевых международных организаций (например, Всемирной Туристской Организации) по продвижению и лоббированию интересов местных компаний;

- проведение открытых тендеров (конкурсов) на продажу объектов муниципальной собственности, связанных с возможностью использования в развитии туризма, с использованием международных каналов распространения информации;

- подготовка пакета проектных предложений по формированию целостных туристских комплексов на территории края и выделение инвестиционных площадок под их реализацию;

- создание ОЭЗ через реализацию инфраструктурных проектов в рамках опорных центров на территории Камчатского края с привлечением капитала крупных компаний;

- переподготовка кадров и повышение квалификации с участием привлеченных специалистов, реализация тренинговых программ без отрыва персонала от производственной деятельности;

- координация усилий министерств и ведомств по содержанию и реставрации объектов туристского показа;

- привлечение бизнеса в решение проблемы сохранности памятников истории и культуры;

2. Развитие туристской инфраструктуры и приоритетных видов туризма:

- разработка кадастра туристско-рекреационных ресурсов Камчатского края;

- стимулирование конкуренции, в том числе через привлечение внешних компаний, предоставляющих сертифицированные услуги;

- активизация государственных инвестиций в инфраструктуру, в том числе за счет создания локальных туристских комплексов и развития сопутствующей инфраструктуры (дорожной сети, коммуникаций, энергетической, социальной инфраструктуры);

- стимулирование и поддержка развития малого бизнеса в сфере туризма;

- использование системы конкурсных отборов при реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере туризма;

- развитие инфраструктуры доступа к объектам показа за счет их включения в состав комплексных туров, комплексные инвестиционные проекты;

- развитие лизинга в сфере туризма (привлечение крупных лизинговых компаний);

- разработка и продвижение туров, ориентированных на разные потребительские группы;

- повышение известности событий (праздников, концертов, фестивалей, ярмарок) и создание дополняющих (сопутствующих) продуктов;

- развитие ассоциаций сельских усадеб и создание инфраструктуры информационной поддержки сельского туризма;

- повышение известности и брендинг "Курорт Паратунка";

- повышение качества и расширение ассортимента санаторно-курортных услуг;

- расширение ассортимента природных (экологических) туров для разных групп потребителей и разных сезонов;

- развитие инфраструктуры обслуживания конференций, семинаров, переговоров;

- расширение дополнительных бизнес-услуг, предоставляемых при гостиницах;

- развитие видов туризма и туристской инфраструктуры - экологический, этнографический, рыболовный и охотничий туризм, событийный туризм, сельский туризм, санаторно-курортный туризм (оздоровительный), деловой туризм, треккинг.

3. Совершенствование маркетинговой политики в туризме:

- развитие "электронного туризма", прежде всего internet-маркетинга, развитие системы электронных магазинов по продаже туров, электронных систем бронирования (в том числе регистрация и выход на глобальные туристские сети: GDS - Global Distribution System - глобальную систему распределения и CRS - Computer Reservation System - компьютерную систему бронирования;

- активный брендинг и продвижение турпродуктов с использованием международной дистрибуции;

- введение дифференцированной гибкой ценовой политики на различные виды туров и по отношению к разным целевым группам потребителей;

- обеспечение информационной доступности туров, объектов показа, разнообразия информации;

- развитие международных каналов дистрибуции туров в странах дальнего зарубежья и СНГ (на основе франчайзинга);

- создание фирменного стиля в рамках отдельных видов и направлений туризма и улучшение сервисной политики;

- создание информационных туристских центров в городах Елизово и Петропавловске-Камчатском;

- четкое позиционирование Камчатского края в целом и муниципальных образований на внешних туристских рынках;

- существенное увеличение "имиджевых" и маркетинговых инвестиций в общей структуре инвестиций в туризм;

- расширение ассортимента природных туров для разных групп потребителей и разных сезонов;

- позиционирование Петропавловска-Камчатского как центра проведения международных конференций, семинаров, переговоров;

- развитие деятельности визит - центров ООПТ;

- установка дорожных указателей и информационных стендов, разработка туристских автомобильных карт.

4.2. Механизм реализации стратегии развития отрасли в целом

Механизм реализации мер государственной поддержки в сфере туризма предполагает:

Развитие инфраструктуры туризма:

1. Направление предложений и активизация участия в Федеральных целевых и ведомственных программах:

- Федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации на 2012-2017 гг.". Данная ФЦП предполагает развитие приоритетных объектов инфраструктуры государственной границы Российской Федерации. Включение в нее мероприятий по проектированию, строительству, оснащению и обустройству воздушного и морского пунктов пропуска Петропавловска-Камчатского, а также по установлению, строительству, оснащению и открытию морского сезонного пассажирского пункта пропуска в селе Никольское, будет способствовать решению проблемы прямого международного авиасообщения Камчатского края и развитию круизных программ на территории края.

- ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016гг.)". За счет средств ФЦП предполагается софинансирование строительства и реконструкции приоритетных объектов туристской инфраструктуры регионов России. От Камчатского края направлена заявка на включение в ФЦП 4 объекта.

2. Реализация мероприятий действующих федеральных целевых программ:

- Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2013 г.". За счет участия в данной программе возможно решение наиболее острых проблем, связанных с развитием транспортной системы и транспортной инфраструктуры Камчатского края, повышение уровня транспортной доступности туристских объектов Камчатки.

- Федеральная адресная инвестиционная программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".

За счет средств данной ФЦП в Камчатском крае будет проведена работа по реконструкции лыжного и горнолыжного комплексов. Планируется модернизация инфраструктуры горнолыжной базы "Морозная" и "Эдельвейс". Данные меры будут способствовать развитию на Камчатке горнолыжного и других видов зимнего туризма.

3. Реализация мероприятий краевых целевых программ:

- Долгосрочная краевая целевая программа "Развитие туризма в Камчатском крае на 2010 - 2012 годы". Одной из задач программы является оказание содействия реализации инвестиционных проектов в сфере туризма. Для решения данной задачи программой предусмотрена реализация ряда мероприятий (подготовка паспортов и ведение информационной базы данных инвестиционных проектов, участие в инвестиционных презентационных мероприятиях и др.)

- Долгосрочная краевая целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае на 2010 - 2012 годы", которой предусмотрено предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере туризма, на создание или развитие инфраструктуры туризма".

4. Участие в конкурсе Минэкономразвития России и создание на территории Камчатского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

5. Продвижение инициативы по разработке и реализации Федеральной целевой программы "Развитие туризма в Камчатском крае".

6. Разработка Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Камчатском крае.

7. Разработка схемы генерального планирования Паратунской рекреационной зоны и направление заявки на комиссию при Минздравсоцразвитие РФ на создание в Камчатском крае Федерального курорта Паратунка. Реализация данного мероприятия будет способствовать признанию значимости ресурсов Паратунской лечебной местности и созданию соответствующей инфраструктуры для эффективного использования имеющихся бальнеологических ресурсов, созданию базы лечебно-оздоровительного туризма на Камчатке, имеющей всероссийское значение;

8. Продвижение инвестиционных проектов Камчатского края по развитию туристской инфраструктуры.

9. Финансирование строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, имеющей непосредственное отношение к индустрии туризма, из бюджета строительства объектов социальной инфраструктуры.

Экологические аспекты стратегии развития туризма.

В Стратегии развития туризма в Камчатском крае организованный туризм рассматривается как фактор устойчивого развития экономики Камчатского края. Природный туризм и экотуризм признаются как особо обогащающие и ценные формы туризма в силу того, что они проявляют уважение к природному наследию и местному населению.

Стратегия развития туристской индустрии в регионе направлена 1) на обеспечение для туристов и рекреантов экологически безопасной природной среды; 2) на сохранение рекреационных природных территорий, являющихся уникальными в мире по малонарушенности антропогенной деятельностью и экологической чистоте, как конкурентного преимущества регионального туристского продукта.

Центральные, региональные и местные власти должны оказывать первоочередное внимание и стимулировать в финансовом плане все те формы развития туризма, которые позволяют экономить редкие и ценные природные ресурсы, а также в максимально возможной степени избегать образования отходов.

С целью уменьшения давления туристской деятельности на окружающую среду и для повышения ее полезного воздействия на туристскую индустрию и на местную экономику, следует содействовать более равномерному распределению потоков туристов и посетителей по времени и пространству, а также способствовать сглаживанию сезонности;

Следует планировать объекты туристской инфраструктуры и виды туристской деятельности таким образом, чтобы обеспечивать защиту природного наследия и сохранение биологического разнообразия, а также охранять виды дикой фауны и флоры, которым грозит исчезновение.

Туристы и менеджеры сферы туристского бизнеса должны соглашаться с установлением определенных ограничений и пределов на деятельность, которую они осуществляют в особо уязвимых местах - зоны арктических пустынь, полярные и горные районы, прибрежные зоны морей и озер, старовозрастные леса, низовые болота, тундра, а также территории охраняемых заповедников и заказников.

Инвесторы должны, в рамках правил, установленных государственными властями, проводить исследования воздействия своих проектов развития на окружающую среду и природу.

На реализацию экологической стратегии развития туризма в регионе негативное влияние оказывает ряд объективных и субъективных факторов, действие которых следует элиминировать или максимально уменьшить.

Законодательное регулирование туристского бизнеса на региональном уровне:

1. Реализация долгосрочной краевой целевой программы "Развитие туризма в Камчатском крае на 2010 - 2012 годы", разработка и реализация долгосрочной краевой целевой программы развития туризма на последующие годы (трехлетние периоды), включение блока "Туризм" во вновь разрабатываемые краевые целевые программы по смежным отраслям;

2. Рассмотрение возможности предоставления льгот по налогам и иным платежам (уменьшение суммы налога на прибыль в части средств, зачисляемых в краевой бюджет, уменьшение суммы налога на имущество организаций, уменьшение размера арендной платы за использование нежилых помещений, являющихся государственной собственностью Камчатского края).

Действие данных льгот должно распространяться на те организации туристской отрасли, объем реализации товаров (работ, услуг) которых в части приоритетных направлений туризма в совокупности составляет в общем объеме не менее 75 процентов.

3. Создание нормативной правовой базы Камчатского края в сфере социального туризма, что позволит законодательно регулировать и стимулировать развитие данного направления туризма, и будет являться фундаментом для дальнейшего построения механизма субсидирования субъектов туристской индустрии, предоставляющих услуги социально незащищенным слоям населения.

4. Создание нормативной правовой базы Камчатского края, направленной на обеспечение безопасности туризма на территории Камчатского края.

Развитие имиджевой стратегии:

Механизмами продвижения Камчатского края как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках являются следующие виды деятельности, реализуемые Правительством Камчатского края и ориентированные как на потребителей, так и на туристскую индустрию. К ним следует отнести:

- разработка и продвижение единого туристского брэнда Камчатского края, создание туристской символики региона;

- организация участия в крупных межрегиональных, российских, международных туристских выставках единым региональным туристским стендом с привлечением организаций туристской отрасли и смежных отраслей, а также органов местного самоуправления;

- поддержка и консолидация профильной выставочной деятельности в Камчатском крае с целью расширения и популяризации региональной туристской выставки "Отдых и путешествия" ("Летний отдых");

- создание краевого информационно-аналитического туристского центра с сетью представительств в территориях;

- подготовка некоммерческой рекламно-информационной печатной, видео- и иной продукции для распространения ее на крупнейших международных туристических выставках и через российские загранпредставительства, в том числе через представительства, создаваемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма;

- распространение информации о Камчатском крае как о привлекательном туристском направлении в глобальной сети Интернет, модернизация и наполнение регионального туристского Интернет сайта www.visitkamchatka.ru;

- некоммерческое рекламное продвижение российского туристского продукта на направляющих зарубежных и внутреннем с целью увеличения въездного и внутреннего туристского потока и создания благоприятного имиджа России;

- проведение некоммерческой рекламной кампании в местных, региональных, российских и международных СМИ с целью популяризации туристского образа Камчатки, распространение более широкой информации об уникальной природе, национальных традициях, промыслах и ремеслах, событийных мероприятиях и туристских услугах;

- развитие межрегионального сотрудничества. Участие в проектах "Восточное кольцо России", "Большое Золотое кольцо России" будет способствовать созданию межрегиональных маршрутов, продвижение которых будет осуществляться более эффективно за счет мобилизации ресурсов нескольких регионов.

- проведение иных акций, например, информационная поддержка национальных праздников и событийных мероприятий, проводимых в крае, организация инфо-туров для зарубежных и отечественных СМИ, проведение мероприятий (конференций, форумов) экологической направленности, в том числе международных.

Развитие взаимодействия с органами местного самоуправления:

1. Содействие органам местного самоуправления в развитии туризма на своих территориях, налаживание эффективной системы информационного обмена.

2. Учитывая повышение роли органов местного самоуправления окружного, районного и поселенческого уровня в развитии индустрии гостеприимства, рекомендовать органам местного самоуправления разработать систему мер поддержки отрасли.

Подготовка кадров и повышение качества туристского обслуживания:

В Камчатском крае существует ряд проблем, связанных с привлечением в туристскую отрасль высококвалифицированных кадров: негативное влияние несоответствия спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе, а также предложение со стороны работодателей низкой заработной платы.

В Камчатском крае 5 вузов и 1 техникум готовят специалистов в сфере туризма и гостеприимства, и выпускают ежегодно более 100 менеджеров, специалистов по сервису и туристским услугам и др. (152 человека в 2009 году). В то же время, основная потребность туристских компаний и предприятий туристской индустрии состоит в специалистах среднего звена, не в офисных служащих, а персонале, непосредственно работающим с туристами и осуществляющим их обслуживание. Таких специалистов выпускается явно недостаточно, и при их подготовке не учитываются некоторые важные аспекты.

Согласно статистическим данным 2008 года заработная плата работников гостиниц и ресторанов была ниже средней - 15468 рублей (56,8 %). В сфере гостиничного и ресторанного бизнеса сформировано всего 0,9 % фонда оплаты труда в регионе. Данные факторы приводят к снижению привлекательности сферы гостеприимства для вовлечения в нее квалифицированных кадров, не способствует удержанию кадров в данной сфере и дальнейшему повышению их профессионального уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: