СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Направление подготовки
030900.68 - Юриспруденция
Магистерская программа
«Конституционное право, муниципальное право»,
«Уголовное право. Уголовно-исполнительное право. Криминология»,
«Гражданское право. Коммерческое право»,
«Международное право. Европейское право»
Присваиваемая квалификация (степень)
«магистр»
Форма обучения
очная
Челябинск 2011
Содержание
1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...…… | |
1.1. Вводная часть ……………………………………………………..…… | |
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ……………….... | |
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП магистратуры... | |
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….……………… | |
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...……… | |
1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...……… | |
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….………………………… | |
1.3.2. Лекции …………………………………………………..……….. | |
1.3.3. Практические занятия ………….……………………………...… | |
1.3.4. Самостоятельная работа студентов …………………...………... | |
1.4. Список литературы ……………………………………………..…….. | |
1.5. Электронная коллекция ……………………………………..………... | |
2. Методические рекомендации преподавателю.……………………..…… | |
3. Методические рекомендации студенту ………………………..……….. | |
3.1. Методические указания по самостоятельной работе …………… | |
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы ………………………………………………………………… | |
5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...…… |
Программа учебной дисциплины.
|
|
1.1. Вводная часть
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Целью изучения учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» является формирование общего представления о сравнительном правоведении, понимании важности его изучения для теоретической и практической юриспруденции. Учебная дисциплина ориентирована ознакомить студентов с основным содержанием сравнительного правоведения и дать комплексное представление обучаемым о возникновении, существовании, развитии и взаимодействии правовых систем национальных государств, их объединении в правовые семьи; об особенностях этих процессов в условиях расширяющихся межгосударственных и международных связей.
Задачи учебной дисциплины:
1. Изучение предмета и методов, используемых в сравнительном правоведении, его основных понятий и категорий;
|
|
2. Изучение истории становления и развития сравнительного правоведения;
3. Усвоение сущности и значении сравнительного правоведения в современной теоретической и прикладной юриспруденции;
4. Формирование у будущих магистров представления о национальных правовых систем современного мира, имеющих общие черты и особенности, позволяющие объединять их в правовые семьи;
5. Выявление тенденций развития основных правовых систем и семей, их взаимовлияния и механизмах сближения.
6. Ознакомление с правилами применения сравнительно-правового метода, методикой сравнительного анализа законодательства, принятыми критериями сопоставления;
7. Формирование умения и навыков работы с источниками, научной и учебно-методической литературой, обобщения материалов юридической и иной социальной практики, конкретных эмпирических данных.
8. Закрепление умения ясно выражать и аргументировать свою позицию по политико-правовой и общественной проблематике.
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Сравнительное правоведение» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (М.2.Б.3.) ООП.
Студент, приступивший к изучению учебной дисциплины «Сравнительное правоведение», должен обладать знанием философии права, теории государства и права, истории государства и права России и зарубежных стран, истории Отечества, а также истории и методологии юридической науки, иметь навык самостоятельной работы по отдельным проблемам теории и истории государства и права, иметь представление о юридических и исторических источниках и работе с ними.
Дисциплина «Сравнительное правоведение» изучается одновременно с такими дисциплинами, как «Безопасность личности, общества, государства», «Развитие идей конституционализма в России» и «Конституционное правосудие». Это позволяет более глубоко усвоить содержание каждой из перечисленных выше учебных дисциплин, проводя сравнение однотипных государственно-правовых явлений.
Освоение дисциплины «Сравнительное правоведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Актуальные проблемы конституционного права». Изучение дисциплины «Сравнительное правоведение» способствует получению более полных и комплексных знаний о зарубежном и отечественном праве, их взаимосвязи и взаимодействии.
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
– основные категории и понятия сравнительного правоведения, а также отдельные методологические приемы сравнительно-правового анализа;
– классификацию современных правовых систем и семей и тенденции их развития;
– значение и место сравнительного правоведения системе юридических наук;
– историю становления и развития сравнительного правоведения;
– общие закономерности и специфические особенности формирования и развития национальных правовых систем, «точки соприкосновения» их друг с другом;
– тенденции развития современной российской правовой системы и ее интеграции с другими национальными правовыми системами;
– механизмы интеграции правовых систем и влияние на них процесса глобализации.
Уметь:
– аргументировано обосновывать свою точку зрения по сравнительно-правовой проблематике, свободно владеть компаративистской терминологией;
– на основе полученных в результате изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» знаний, методически грамотно анализировать актуальные общественные, политические и экономические проблемы.
Владеть:
– навыками применения сравнительного правового метода на практике;
|
|
– умениями и навыками научного подхода к анализу и оценке государственно-правовых институтов, юридических источников и норм зарубежных стран.
Данная дисциплина способствует формированию следующих:
1) общекультурных компетенций, признанных приоритетными согласно приказу №508-2 от 06.06.11. ГОУ ВПО «ЧелГУ» «Об утверждении перечня общекультурных компетенций выпускника ГОУ ВПО "ЧелГУ"»:
- способен развивать и совершенствовать свой интеллектуальный, профессиональный, нравственный и общекультурный уровень, применять вновь полученные знания и дополнительные профильные компетенции на практике; быстро и эффективно осваивать новые профессии (ОК-1*).
2) компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»):
а) общекультурных (ОК)
– осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
– способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
– компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
б) профессиональных (ПК)
– способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
– способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
– способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
– способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
– способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
|
|
– способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
– способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, общий объём часов – 108, в том числе:
- лекции – 18;
- практические занятия – 36;
- самостоятельная работа – 54.
Форма контроля – курсовая работа, экзамен.
Семестр – 10.
Содержание дисциплины: