Равновесная цена и ее функции

Цена - форма выражения ценности благ (в денежной форме), проявляющаяся в обмене.

Содержание равновесной цены предполагает рассмотреть ее как единство нормальной и цены краткосрочного периода.

Нормальная цена определяется издержками долгосрочного периода.

Долгосрочный период - период, в котором все факторы являются переменными.

Уровень нормальных цен определяется технологиями, смена которых приводит к смене равновесной цены. Нормальная цена - основа для колебаний цен краткосрочного периода, динамика которых определяется факторами спроса.

Цена краткосрочного периода - форма проявления нормальной цены.

Информационная (сигнальная) функция. Люди учитывают цены в той мере, в которой они желают получить выгоду от ограниченных ресурсов. То есть, это тот механизм, который дает информацию об относительной редкости благ и побуждает субъектов действовать соответствующим образом на основе этой информации. Например, сахар в Европе стоил очень дорого в XVII в. и продавался в аптеке на граммы. А за несколько фунтов перца можно было купить поместье в Европе.

Распределительная функция. Эта функция заключается в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной товар влиять на предложение товара, на его расширение (в случае дефицита). В итоге инвестиции направляются преимущественно в отрасли с высоким спросом на товар за счет оттока средств из устаревших отраслей.

Стимулирующая функция. Если происходит снижение уровня цен, производитель вынужден вводить новые технологии и уменьшать свои издержки. Второй вариант - уход с рынка, но это грозит потерями потенциальной прибыли.

Функция исключения (санации). Через равновесные цены происходит сочетание интересов производителя и потребителя в форме оптимального обеспечения товарами.

Для продавца это означает: неконкурентоспособные продавцы выключаются из рыка до тех пор, пока не достигается рыночное равновесие. Предприниматель вынужден непрерывно контролировать свои издержки и стремиться до конца исчерпать возможности снижения этих издержек. В конечном счете на рынке может пробиться лишь тот, кто вступает в конкурентную борьбу, не отягощенный чрезмерными издержками.

Для покупателя это означает: до тех пор, пока не установится равновесие, неплатежеспособные покупатели также будут вытесняться с рынка. Для потребителя это представляет стимул к повышению своего дохода, так как он не хотел бы быть исключением из рынка.

Реализация функций осуществляется через систему цен:

Государственные цены устанавливаются на:

а) продукцию естественных монополий;

б) базовые отрасли (для экономики страны);

в) социально значимые товары (детская одежда, товары первой необходимости, лекарства и т.д.).

Мировые цены - цены, при осуществлении коммерческих сделок в международной торговле.

Договорные - цены, установленные соглашением покупателя и продавца, то есть, учитывающие спрос и предложение. Они определяют степень развитости рынка в экономике страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: