Качество товара

Наличие товаров заменителей.

Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар. Например, известно, что хлеб в нашей стране неэластичен. Если мы подойдем к выделению черного и белого хлеба, а затем к их классификации (бородинский, пшеничный, батон и т.д.), то увидим, что спрос станет более эластичным.

Удельный вес расходов на данный товар в бюджете потребителя.

При прочих равных условиях, чем больше доля в бюджете потребителя данного товара, тем выше эластичность спроса на него.

Степень ограниченности доступа к товару.

Чем больше ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Эта зависимость характерна для дефицита (ограничение свободы выбора в потреблении) выражается в принципе “Бери, что дают” (особенно это характерно для административной экономики). Близким по смыслу является “эффект очереди”.

Длительность периода времени принятия решения потребителем.

Спрос более эластичен чем больше период времени.

Качество товара.

Чем более качественный товар, тем менее эластичен спрос.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под эластичностью спроса и почему возникает необходимость в этом понятии?

2. Назовите основные показатели, характеризующие эластичность спроса.

3. Что понимается под эластичным, неэластичным и единичной эластичностью спросом по цене. Приведите примеры товаров, показывающих характер спроса по цене.

4. Как Вы считаете, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос это абстрактная теоретическая модель или же характеризует реальное поведение потребителя?

5. Что такое коэффициент точечной и дуговой эластичности?

6. Можно ли отождествлять наклон кривой спроса и эластичность спроса?

7. Назовите факторы, определяющие эластичность спроса по цене.


2. Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу характеризуется относительным изменением спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода.

Коэффициент эластичности спроса по доходу - отношение относительного изменения объема спроса на i-й товар к относительной величине дохода потребителя, т.е.

,

где I 1 - первоначальный доход, I 2 - новая величина дохода.

То есть, коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении дохода потребителя.

Типы товаров в зависимости от эластичности спроса по доходу:

1. Если EDI < 0, товар является низшим, увеличение дохода сопровождается падением спроса на товар.

2. Если EDI>0, товар рассматривается как нормальный.

Среди нормальных можно выделить 3 группы товаров.

§ Товары первой необходимости (0 <EDI < 1) - спрос на них растет медленнее роста доходов и имеет пределы насыщению.

§ Предметы роскоши (EDI > 1) - спрос на такие товары, как, например, дорогие автомобили, опережает рост доходов и не имеет пределов насыщения.

§ Товары “второй” необходимости (EDI = 1). Это товары, спрос на которые изменяется пропорционально изменению доходов. Примерами таких товаров могут служить одежда, бытовая техника и др.

Необходимо отметить, что по мере того как изменяются доходы потребителей, один и тот же товар может оказаться в разных группах.

Зависимость спроса на различные товары от дохода потребителей иллюстрируют “ кривые Энгеля ”, получившие свое название от имени немецкого статистика XIX в. Эрнеста Энгеля, который впервые исследовал эту зависимость.

Внимание!

1. Эта классификация не совпадает с классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно.

2. Для одних и тех же лиц с разным уровнем дохода одни и те же блага могут быть либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.

Пример. Для россиян к товарам первой необходимости относятся в зависимости от дохода: картофель (0,238); хлебопродукты (0,278); рыба (0,496); сахар (0,65); к низшим товарам - масло растительное (-0,651); к товарам второй необходимости: масло животное (1,976); мясопродукты (1,034); консервы овощные (3,132); к товарам роскоши - индивидуальный пошив (5,710).

Одинцев В.П., Тарасевич В.М.,Цацулин А.И. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ,прогноз. - СПб.: 1993, С.51.

Для американцев - эластичность спроса по доходу - к низшим товарам относятся: цельное молоко (-0,5); свинина (-0,2); картофель (-0,2); к товарам первой необходимости - кофе, птица (0,3); сыр (0,4); к товарам второй необходимости: бензин (1,1); пиво (1,4; товары длительного пользования (1,8).

Рыночная экономика. Микроэкономика./В.Ф.Максимова. -М.: “Соминтек”, 1992. -С.58. Рыночная экономика. Микроэкономика./В.Ф.Максимова. -М.: “Соминтек”, 1992. -С.58.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под эластичностью спроса по доходу?

2. Дайте классификацию Вашего спроса по доходу.

3. Можно ли отождествлять классификацию наших потребностей и классификацию товаров в зависимости от эластичности спроса по доходу?


3. Перекрестная эластичность спроса по цене

Анализируя поведение потребителя можно заметить, что спрос на один и тот же товар зависит от изменения цены на другой товар.

Пример. Такую зависимость очень широко используют марнетологи. Так, например, существуют относительно низкие цены на фотоаппараты и сочетаются с высокими ценами на фотопленку. То есть это товары взаимодополняющие, и фирмы (в нашем примере “Кодак”) обеспечивают через ценовую политику высокие доходы.

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого.

Коэффициент эластичности спроса по цене - отношение изменения спроса на i-й товар к относительному изменению цены j товара:

,

где i - анализируемый товар;

j - товар, цена которого рассматривается как фактор.

Коэффициент перекрестной ценовой эластичности используется: а) для определения связи в потреблении товаров; б) для определения характера связи.

В зависимости от значения коэффициента перекрестной эластичности спроса принято различать следующие виды товаров.

Взаимозаменяемые товары при увеличении цены на один товар потребители начинают увеличивать спрос на товары-заменители (и наоборот), то есть в этом случае цена и спрос изменяются в одном направлении. (ЕDAB > 0). Экономистам хорошо известен случай, когда адвокаты фирмы Дюпон доказали, что целлофан есть товар-заменитель в группе упаковочных товаров. Это помогло снять обвинения с данной фирмы в монополизме в конце 50-х годов. Хотя она действительно была монополистом.

Взаимодополняющие товары. Рост цены на один товар вызывает сокращение спроса на товары-дополнители (и наоборот). В этом случае цена и спрос изменяются в разных направлениях. (ЕDAB < 0).

Независимые товары. Если изменение цены на один товар не вызывает изменения спроса на другой товар. (ЕDAB = 0). В качестве примера приведем данные о значениях коэффициентов перекрестной эластичности говядины по отношению к свинине: в США - 0,1; в Швеции - 0,38; в Голландии - 1,0.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под перекрестной эластичностью спроса по цене?

2. Имеет данный показатель значение при разработке товарной и ценовой политики?


4. Эластичность предложения по цене

Концепция эластичности применима также и к анализу степени зависимости решений производителя к изменению цены. Эластичность предложения по цене показывает, как изменится количество товаров, предлагаемых к продаже в среде с изменением уровня цен этих товаров.

Показателем эластичности предложения является коэффициент эластичности предложения по цене. Коэффициент эластичности предложения по цене - относительное изменение объема предложения при относительном изменении цены на товар:

,

где - эластичность предложения по цене, P 1 - первоначальная цена товара, P 2 - новая цена товара, Q 1 - первоначальная величина предложения, Q 2 - величина предложения после изменения цены.

Коэффициент эластичности предложения - величина положительная, так как между уровнем цены и величиной предложения прямая зависимость. Коэффициент показывает, на сколько процентов изменится величина предложения товара в результате изменения цены этого товара на 1%.

Характеристика предложения представлена в таблице 2:

Таблица 2. Типы эластичности предложения по цене

Коэффициент эластичности Характер предложения Поведение производителей при снижении (росте) цены
Совершенно эластичное Снижение (рост) предложения на неограниченную величину
Эластичное Предложение снижается (растет) более быстрыми темпами, чем снижается (растет) цена
Единичная эластичность Процентное изменение величины предложения равно процентному изменению цены
Неэластичное Темп снижения (роста) продаж меньше темпа снижения (роста) цены
Совершенно неэластичное Величина продаж постоянна

Графически интерпретация эластичности предложения представлена на рис. 3.

Далее рассмотрим основные факторы, влияющие на эластичность предложения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: