Список вопросов к экзамену по введению в языкознание (2014-2015 уч.г.)
Языкознание как наука о языке. Предмет языкознания. Связь языкознания с другими науками. Разделы и методы лингвистики. Синхрония и диахрония.
2. Этапы развития языкознания как науки. Сравнительно-историческое языкознание.
Сущность языка. Функции языка. Язык и мышление, их сложная взаимосвязь. Ментально-лингвальный комплекс.
Язык и речь. Учение Ф.де Соссюра и его последователей.
5. Основные гипотезы происхождения языка.
Генеалогическая классификация языков. Понятие о родственных языках. Теория Т.В. Гамкрелидзе-Вяч.Вс. Иванова о прародине индоевропейцев и их расселении.
7. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Важнейшие языковые семьи. Индоевропейская семья, ее ветви и группы.
Лингвистическая типология. Языковые универсалии.
Типологическая классификация языков. Флективные, агглютинативные, изолирующие, инкорпорирующие (полисинтетические) языки.
Синтаксическая типология. Языки номинативного и эргативного строя.
Язык как знаковая система. Языковой знак, его свойства.
12. Системный характер языка. Виды отношений между единицами языка: синтагматические, парадигматические, иерархические, эпидигматические.
13. Языковые уровни и их единицы.
14. Аспекты изучения языковых единиц фонетического уровня: артикуляционный, акустический, функциональный.
15. Строение речевого аппарата. Активные и пассивные органы речи, их функции. Понятие об артикуляции звука.
16. Акустические свойства звуков речи: высота, длительность, сила звука. Тон и шум.
17. Гласные и согласные звуки, их артикуляционные и акустические различия.
18. Классификация гласных по ряду, подъему, наличию или отсутствию лабиализации, длительности, открытости/ закрытости: носовые и чистые гласные, монофтонги и дифтонги.
Классификация согласных по степени участия голосовых связок, месту и способу образования, твердости / мягкости.
Фонетическое членение речевого потока: фонетическая фраза; фонетический (речевой) такт, фонетические слова, слоги, звуки.
Понятие о слоге. Виды слогов. Ударение и интонация. Проклитики и энклитики.
Позиция звука. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Редукция.
Комбинаторные и позиционные фонетические процессы. Ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, гармония гласных.
Понятие о фонеме. Фонологическая система языка. Фонологические школы.
25. Основные понятия фонологии (позиция, оппозиция и ее виды, аллофоны и др.)
26. Письмо, виды письма. Графика. Принципы орфографии.
27. Лексикология и ее разделы: семасиология, ономасиология, ономастика, этимология.
28. Слово как основная единица языка и предмет лексикологии. Двусторонний (дихотомический) характер слова. Системные отношения в лексической системе языка.
29. Лексическая семантика. Компоненты значения слова.
30. Лексическое значение. Многозначность (полисемия). Первичное и вторичное, прямое и переносное значения. Способы возникновения вторичных значений: метафора, метонимия, их разновидности (синекдоха и т.д.).
31. Омонимы и их типы. Пути возникновения омонимов в языке. Паронимия и парономазия.
32. Синонимы и их типы. Понятие о синонимическом ряде и доминанте.
33. Антонимы.
34. Лексико-семантические объединения (парадигмы): лексико-семантические поля, группы, тематические группы.
35. Классификация лексики с точки зрения ее употребления: общенародная лексика и слова ограниченной сферы употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.