double arrow

Системы стихосложения в их историческом развитии и обусловленности особенностями языка


I.Силлабическая система

Присуща языкам с фиксированным ударением (пр: французский, польский, чешский и др.).

Важно число слогов в строках, создающее ритм: в каждой строке должно быть одинаковое количество слогов.

Примеры: польские 11-ти и 13-тисложники, французский 12-тисложник («александрийский стих»).

II.Тоническая система

Присуща языкам с подвижным ударением (пр: русский, древнегерманский и др.).

Важно, сколько в стихе ударных слогов: в каждой строке должно быть одинаковое количество ударений.

Примеры: скандинавская «Песнь о богах» на древнегерманском, русские былины.

III.Силлабо-тоническая система

Присуща языкам с подвижным ударением (пр: русский, английский, немецкий и др.).

Важен тот или иной порядок в чередовании ударных и неударных слогов: в каждой строке должен быть одинаковый порядок с незначительными отклонениями.

IV. *Верлибр (некоторые ученые считают его одной из систем стихосложения)

Не важен ни метр (чередование ударных/безударных слогов), ни рифма.

* Дополнительно: В античности господствовало так называемое «кванти­тативное» («количественное») стихосложение. Там слоги противопо­ставлялись не по ударности/безударности, как в русском стихе, а по долготе/краткости. Долгие и краткие слоги чередовались в определен­ном порядке.







Сейчас читают про: