double arrow

Рифма, её теория и история


РИ́ФМА (от греч. ῥυθμός — стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее и фоническое, и метрическое значение, так как подчеркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. В поэзии большинства народов рифмы располагаются на концах стихов; однако встречаются регулярные начальные созвучия. В европейской поэзии начальная рифма или соединение концевой и начальной («Угрюмый дождь скосил глаза, / а за решеткой четкой...» — В. Маяковский) встречается крайне редко.

Рифма ведёт происхождение от распространенного в фольклоре и древней литературе синтаксического параллелизма; благодаря ему на концах стихов оказываются одинаковые части речи в одинаковой грамматической форме, чем порождается созвучие: «Хвали сено в стогу, а барина в гробу». В русской поэзии 17 в. преобладают связанные с синтаксическим параллелизмом т. н. грамматические (суффиксально-флективные) рифмы:

Плевелы от пшеницы жезл тверд отбивает.

Розга буйство от сердец детских отгоняет.

(Симеон Полоцкий).

В 18 в. начинает цениться рифма разнородная, образованная разными частями речи или грамматическими формами (ночь — прочь и т. п.). Причина этого — более свободная структура стихотворной речи, не связанной обязательным синтаксическим параллелизмом. Грамматические рифмы, особенно отглагольные, как слишком легкие, считаются уже недостаточно искусными, хотя употребляются всеми поэтами вплоть до наших дней.




С середины 19 в. в русской поэзии всё чаще встречаются нарушения точности рифмы. Начинают входить в употребление приблизительные рифмы, в которых заударные гласные не совпадают (во́здух — ро́здых). С началом 20 в. поэты всё чаще употребляют неточные рифмы разных типов: ассонанс — созвучие гласных при несовпадении (обычно частичном) согласных (облакооколо, простёрто — мёртвый); усеченные рифмы — с усечением конечного согласного в одном из слов (лес — крест, губ — берегу́); составные рифмы (до ста́ расти́ста́рости) — в отличие от точной составной оба слова сохраняют здесь ударение; консонансы, или диссонансы, в которых различны ударные гласные (та́ющаяве́ющая, но́ров — коммуна́ров), — наиболее редкий тип неточной рифмы; неравносложные рифмы, в которых мужские окончания рифмуются с женскими или дактилическими и т. д. (неве́домо — сле́дом, папа́хи — попа́хивая). В современной поэзии часто встречаются так называемые корневые рифмы (потокпотоп). Неточные рифмы в 20 в. получили распространение в ряде литератур. Ослабление созвучий в заударной части слова иногда компенсируется у поэтов 20 в. созвучностью предударной его части, глубокой рифмой (убива́ли, наце́лясьВенецуэле). Это приводит к тому, что в современной поэзии нередко трудно определить границу рифмы: созвучие распространяется иногда на весь стих — так называемая разнесенная, или распыленная рифма.



Способы рифмования:

1) aabb — смежная или парная

2) abab — перекрёстная

3) abba — опоясывающая, кольцевая или охватная

Виды рифм:

· Точная — совпадение от ударного звука до конца стихотворной строки (ду́ры — банду́ры)

· Неточная — все остальные виды рифм

· Богатая — если совпадает не только ударный и заударный комплекс, но и опорный согласный (тот, который стоит перед ударным) (пове́са — Зеве́са)

· Бедная — все остальные виды рифм

· Недостаточная — бедная мужская рифма в словах с открытым конечным слогом

· Глубокая — если созвучие охватывает весь предударный слог (занемогне мог)

· Составная — если одному слову созвучны два; при этом условием точности рифмы была полная потеря одним из этих слов ударения (где́ выде́вы)








Сейчас читают про: