double arrow

Эвфония (звукопись). Аллитерация и ассонанс


Эвфония — это благозвучие (или намеренное неблагозвучие) фонетического уровня поэзии.

ЭВФОНИ́Я (греч. εὐφωνία — благозвучие) — звуковая организация художественной речи, приобретающая особенное значение в стихах, их фонический состав. В узком смысле под Э. понимают иногда артикуляционное и акустическое благозвучие; так, неблагозвучно скопление гласных на стыке слов (хиатус), а также скопление согласных. Требования к Э. меняются, определяясь поэтикой школ и направлений.

К явлениям эвфонии относятся все виды звуковых повторов, которые используются либо в качестве обязательных сквозных компонентов произведения, либо в качестве факультативных, непериодически возникающих в тексте. Так, для русского классического стиха характерна рифма как сквозной повтор, аллитерация же факультативна (т. е. возникает в непредсказуемых системой позициях). Как и стих в целом, эвфонические условия определяются особенностями языка и традицией.

АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (лат. ad — к, при и littera — буква) — стилистический прием, заключающийся в повторении однородных звуков (согласных) в стихе, фразе, строфе. Аллитерация усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха («Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» — А. С. Пушкин). Широко использовалась символистами, часто даже в ущерб смыслу («Чуждый чарам черный челн» — К. Бальмонт). Также широко распространена в народном творчестве.




АССОНА́НС (франц. assonance, от лат. assono — откликаюсь) — 1) Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков. 2) Неточная рифма, созвучие окончаний двух или нескольких стихотворных строк, в которых совпадают гласные при большой свободе согласных, напр. краси́вая — неугаси́мая, кля́узе — ма́узер. У русских поэтов 19 в. ассонанс очень редок. Возрожден символистами.







Сейчас читают про: