Виды образности

Искусство создает образы для того, чтобы по-своему отразить жизнь и осмыслить ее. Но и наука очень часто пользуется образами в качестве вспомогательного средства при изложении мысли. Образы науке нужны для того, что­бы сделать рассуждения и выводы, создаваемые посред-


ством отвлеченных понятий, непосредственно ощутимыми, наглядными. Наука применяет образы для иллюстрации своих обобщений, она создает иллюстративные образы.

Так, когда ученый-этнограф излагает свои выводы об особенностях производства и бытового уклада какого-то племени, например эскимосов или бушменов, он для на­глядности приводит читателям или слушателям изобра­жения отдельных охотничьих или бытовых сцен из жизни этих племен. Или когда ученый-астроном говорит о суще­ствовании в космическом пространстве двух видов «галак­тик» (огромных скоплений звезд) — шаровых и спираль­ных, он стремится пояснить эту классификацию примера­ми и приводит фотографии отдельных галактик обоих видов, снятые через сильнейшие телескопы.

В обоих случаях ученые иллюстрируют свои обобщения изображением отдельных явлений, в которых общие, родо­вые свойства жизни проявляются в каких-то индивиду­альных ее чертах. При этом ученому не безразлично, какая именно сцена охотничьей жизни эскимосов или какая именно галактика оказалась на тех фотографиях или зари­совках, которые он показывает. Ему необходимо, чтобы эта отдельная сцена или отдельная галактика была по своим индивидуальных чертам наиболее ярким, прево­сходным образцом среди подобных явлений, чтобы его читатели и слушатели со всей отчетливостью увидели и поняли их общие родовые свойства.''Иначе гово­ря, ученые всегда пользуются для иллюстрации своих обобщающих наблюдений и выводов изображениями т и п и ч н ы х явлений жизни.

Но при этом они всегда берут такие типичные явления, которые существовали или существуют в реальной действи­тельности, в которых сами ученые или другие люди могли увидеть, осмыслить, оценить степень их типичности и затем нарисовать, сфотографировать, описать с сохранением всех их подробностей, всех их индивидуальных черт. Уче­ные не имеют права придумывать иллюстрации к своим обобщениям, создавать их в своем воображении, преувели­чивать и усиливать с помощью своей фантазии интересую­щие их свойства и стороны типичных явлений. Они долж­ны исходить из фактов реальной жизни и точно воспроиз­водить их. Они обязаны указывать при этом, кто, где, когда видел, узнал и верно воспроизвел приводимые ими факты. В противном случае ученые поставят под сомнение свои обобщения и выводы. Иначе говоря, научно-иллюстратив-


ные образы не заключают в себе гиперболи­зации изображаемой жизни.

Другая важная особенность иллюстративных образов науки заключается в том, что эти образы лишены эмо­циональной выразительности. Ученый может раскрыть через индивидуальные черты изображаемого ин­тересующие его общие, существенные свойства жизни, но он не может выражать через них свое эмоциональное отношение к этим общим свойствам. Так, этнограф, под­бирая для иллюстрации отдельные сцены из охотничьей жизни эскимосов, должен выбирать те из них, которые особенно хорошо раскрывают обычные для этого племени приемы охоты, способы применения орудия и т. д. Но он не может брать на себя нравственную оценку жизни этих людей и показывать сцены, в которых запечатлелись бы случаи особенного геройства или, наоборот, особенной трусости охотников. Ученый должен прояснять только то, что интересует его науку, и быть объективным в своих наблюдениях и выводах.

Однако иллюстративные образы применяются не толь­ко в науке. Нередко образы используются для того, чтобы выразить более широкие и злободневные общественные интересы, в основном публицистические. В жизни часто происходят такие события, в которых участвуют лица, инте­ресные своими общими, повторяющимися свойствами для широких слоев общественности той или иной страны, имею­щие для нее нравственно-политическое зна­чение. При этом всегда есть люди — деятели прессы, репор­теры, очеркисты, — которые стремятся информировать общество о таких повторяющихся событиях. Естественно, что они не изображают в своих очерках первое попавшееся из интересующих их событий и лиц, так или иначе в нем участвующих, а ищут такое событие и таких лиц, в индиви­дуальности которых существенные свойства жизни, важные для общества, проявлялись бы особенно отчетливо, ярко, значительно. Иначе говоря, очеркисты также выбирают для изображения типические в своем роде явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстра­цией существенных особенностей, имеющих обществен­ное значение. Таковы, например, очерки об индустриаль­ном развитии нашей страны, охватывающем жизнь многих людей, всегда требующем от своих участников трудовой смекалки, упорства, выдержки, нередко смелости, муже­ства, даже самоотверженности и героизма. Очеркисты и стремятся показать обществу во всех подробностях вы-


дающиеся образцы этих нравственно-трудовых качеств, проявленных определенными лицами в определенной обста­новке.

Образы такого рода очерков отчасти подобны обра­зам научно-иллюстративным. Их значение заключается в том, чтобы воспроизвести реально существующих людей со всеми подробностями. Создатели такого рода очерков должны добросовестно информировать общество о том, что было на самом деле. Поэтому они также должны соблюдать точность в передаче подробностей изображае­мой жизни, не изменяя их по своему желанию, не преуве-личирая с помощью этих подробностей интересущие их стороны действительности. Публицистически-иллюстратив­ные образы, подобно научно-иллюстративным, лишены гиперболизма. В них не имеет решающего значения и эмоциональная выразительность. Общественные идеалы и стремления создателей публицистических очерков часто очень активны. Одни явления они обычно стремятся по­казать в сочувственном освещении, другие — в осуждаю­щем. Они могут выразить свое отношение к изображае­мой жизни в тех общих рассуждениях, которыми часто предваряют или заключают изображение, а также тем, что об одних подробностях жизни скажут больше, о дру­гих — меньше, о третьих вовсе умолчат. Но они не могут при этом изменять такие подробности, чтобы не вводить общество в заблуждение. Иллюстративные образы науки и публицистики воспроизводят типические явления таки­ми, какими они были в действительности.

Но бывают и другого рода образы, создатели которых не ставят перед собой подобной задачи и изображают явления жизни не ради их типичности, а ради их н е п о в -торимой индивидуальности, если она интерес­на в том или ином отношении. Это — фактографи­ческие образы.

Часто такие образы создают для того, чтобы запечат­леть важные для людей события из их личной, семейно-бытовой жизни. Они возникают в частной переписке, дневниках, воспоминаниях, или мемуарах (лат. memoria — память). Таковы, например, талантливо написанные мему­ары Т. А. Кузьминской, свояченицы Л. Н. Толстого, «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне», в которых она подробно повествует о своей юности, жизни в своей семье и посещениях усадьбы Толстого, ставшего мужем ее сестры.

Иногда такие образы создают для того, чтобы сохра-


нить в памяти общества события гражданской жизни. В древности их создавали летописцы, в большинстве своем ученые монахи, чьи записи остаются бесценными памят­никами, необходимыми для установления лиц и событий далекого прошлого. В наше время печатается множество воспоминаний о недавних великих событиях, например Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войне или о Великой Отечественной войне.

В последние столетия в связи с усложнением обще­ственной жизни, развитием средств сообщения и печати в обществе все усиливается интерес к образной информа­ции о наиболее важных, только что происшедших событи­ях в политической, культурной, производственной жизни разных народов мира. Газеты и журналы предлагают чита­телям образные сообщения о таких событиях, написанные обычно в форме очерков и часто включающие в свой текст фотографические снимки происшедшего. Читатели с боль­шим вниманием знакомятся с очерками, воспроизводящими то, что однажды где-то произошло, но очевидцами чего они, читатели, не могли быть. Например, когда осенью 1963 г. в техасском городе Далласе был злодейски убит президент США Джон Кеннеди, это событие потрясло весь мир. Многим сейчас же захотелось узнать, как это произошло, как это могло случиться. В прессе различных стран появились подробные описания этого происшествия, составленные по рассказам и снимкам многочисленных свидетелей.

Летописи, мемуары и такого рода очерки знакомят общество с отдельными событиями и лицами, в них участ­вующими, представляющими единство общих и индиви­дуальных свойств. Но авторы таких произведений стре­мятся обратить внимание других не на общие свойства происшедшего, а именно на неповторимые, индивидуаль­ные его черты. Они создают образы для познания индивидуального в реальной действительности и не делают при этом каких-либо обобщений. В результате возникают образы, передающие информацию о том, что однажды где-то произошло. Так, буржуазные очеркисты, стремящиеся восстановить во всех подробностях картину убийства президента Кеннеди, не предлагают при этом выводов о том, каков был вообще этот президент, какова была его политика, кто мог быть его врагом, или о том, как вообще нужно охранять жизнь главы государства. Такие выводы можно дать только в форме рассуждений, а не образов.


Следовательно, фактографические образы имеют нечто общее с образами иллюстративными. Очеркист-фактограф также должен соблюдать точность в передаче индивиду­альных подробностей происшедшего, он не имеет нрав­ственного права их искажать и придумывать. Он может выражать свое отношение к изображаемым лицам и со­бытиям только отбором и выделением некоторых подроб­ностей, наиболее для него важных.

Итак, фактографические образы воспроизводят такие явления жизни, которые значительны по своей индивиду­альности. Иллюстративные образы воспроизводят явления ради их типичности, реально существующей в жизни. И те, и другие не изменяют индивидуальности явлений, показывая их такими, какими они были в действительно­сти. В создании тех и других образов творческое вообра­жение их автора не имеет значения и не проявляется сколько-нибудь заметно.

В отличие от иллюстративных и фактографических изображений образы искусства всегда являются создани­ем творческой мысли и воображения художника. Они возникают не для иллюстрации обобщающих наблюде­ний и выводов и не для информации о случившемся. У них свое, специфическое назначение и свои особенно­сти, из него вытекающие.

Художественные образы наиболее близки к образам публицистически-иллюстративным. В них также воспроиз­водятся типические явления жизни в свете тех или иных общественных интересов и идеалов. Но происходит это иначе. В отличие от публицистики и науки искусство не довольствуется степенью типичности явлений, которую они имеют в жизни. Искусство претворяет в своих обра­зах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы они еще более отчетливо, ярко, закон­ченно воплощали в себе существенные особенности. Оно творчески типизирует жизнь. Типизация — это такое воспроизведение жизни, в процессе которого су­щественные свойства ее явлений получают уси­ленное, преувеличенное (гиперболическое) вы­ражение в их новых, вымышленных индивиду­альных чертах. Поэтому типизация жизни может осу­ществляться посредством изображения ее явлений только в образах, а не в отвлеченных понятиях.

Другое отличительное свойство художественных обра­зов — это их отчетливо ощутимая эмоциональ­ность. Общественные интересы и идеалы, в свете кото-


рых творцы произведений искусства осознают типичные явления жизни, всегда порождают в их душе соответ­ствующие чувства, переживания, стремления. И создавая изображения типического, они выражают в них свое эмо­циональное отношение к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображае­мого — деталями художественных образов, а также внеш­ними средствами изображения — художественной речью, сочетаниями звуков, мимикой и жестами, очертаниями и красками и т. д. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.

Третья отличительная особенность образов художе­ственных произведений заключается в том, что они всегда являются основным и самодовлеющим средством выражения содержания этих произведений. Они не дополняют заранее данные или предполагаемые обоб­щения жизни в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения жизни только в самих себе, выражают их сво­им собственным «языком» и не требуют добавочных пояс­нений.

Эти специфические свойства образов искусства выте­кают из специфических особенностей его содержания, его значения в жизни людей. В чем же состоит это значе­ние? Этот вопрос надо изучать и решать исторически. Дело в том, что искусство, как и другие области духов­ной культуры человечества, не возникло сразу. Оно посте­пенно складывалось в исторической жизни общества, расчленяясь все более и более с другими видами его ду­ховной деятельности. Гегель называл начальный период становления искусства «предыскусством». Правильнее бы­ло бы его называть первобытным синкретическим творче­ством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: