Искусство создает образы для того, чтобы по-своему отразить жизнь и осмыслить ее. Но и наука очень часто пользуется образами в качестве вспомогательного средства при изложении мысли. Образы науке нужны для того, чтобы сделать рассуждения и выводы, создаваемые посред-
ством отвлеченных понятий, непосредственно ощутимыми, наглядными. Наука применяет образы для иллюстрации своих обобщений, она создает иллюстративные образы.
Так, когда ученый-этнограф излагает свои выводы об особенностях производства и бытового уклада какого-то племени, например эскимосов или бушменов, он для наглядности приводит читателям или слушателям изображения отдельных охотничьих или бытовых сцен из жизни этих племен. Или когда ученый-астроном говорит о существовании в космическом пространстве двух видов «галактик» (огромных скоплений звезд) — шаровых и спиральных, он стремится пояснить эту классификацию примерами и приводит фотографии отдельных галактик обоих видов, снятые через сильнейшие телескопы.
В обоих случаях ученые иллюстрируют свои обобщения изображением отдельных явлений, в которых общие, родовые свойства жизни проявляются в каких-то индивидуальных ее чертах. При этом ученому не безразлично, какая именно сцена охотничьей жизни эскимосов или какая именно галактика оказалась на тех фотографиях или зарисовках, которые он показывает. Ему необходимо, чтобы эта отдельная сцена или отдельная галактика была по своим индивидуальных чертам наиболее ярким, превосходным образцом среди подобных явлений, чтобы его читатели и слушатели со всей отчетливостью увидели и поняли их общие родовые свойства.''Иначе говоря, ученые всегда пользуются для иллюстрации своих обобщающих наблюдений и выводов изображениями т и п и ч н ы х явлений жизни.
Но при этом они всегда берут такие типичные явления, которые существовали или существуют в реальной действительности, в которых сами ученые или другие люди могли увидеть, осмыслить, оценить степень их типичности и затем нарисовать, сфотографировать, описать с сохранением всех их подробностей, всех их индивидуальных черт. Ученые не имеют права придумывать иллюстрации к своим обобщениям, создавать их в своем воображении, преувеличивать и усиливать с помощью своей фантазии интересующие их свойства и стороны типичных явлений. Они должны исходить из фактов реальной жизни и точно воспроизводить их. Они обязаны указывать при этом, кто, где, когда видел, узнал и верно воспроизвел приводимые ими факты. В противном случае ученые поставят под сомнение свои обобщения и выводы. Иначе говоря, научно-иллюстратив-
ные образы не заключают в себе гиперболизации изображаемой жизни.
Другая важная особенность иллюстративных образов науки заключается в том, что эти образы лишены эмоциональной выразительности. Ученый может раскрыть через индивидуальные черты изображаемого интересующие его общие, существенные свойства жизни, но он не может выражать через них свое эмоциональное отношение к этим общим свойствам. Так, этнограф, подбирая для иллюстрации отдельные сцены из охотничьей жизни эскимосов, должен выбирать те из них, которые особенно хорошо раскрывают обычные для этого племени приемы охоты, способы применения орудия и т. д. Но он не может брать на себя нравственную оценку жизни этих людей и показывать сцены, в которых запечатлелись бы случаи особенного геройства или, наоборот, особенной трусости охотников. Ученый должен прояснять только то, что интересует его науку, и быть объективным в своих наблюдениях и выводах.
Однако иллюстративные образы применяются не только в науке. Нередко образы используются для того, чтобы выразить более широкие и злободневные общественные интересы, в основном публицистические. В жизни часто происходят такие события, в которых участвуют лица, интересные своими общими, повторяющимися свойствами для широких слоев общественности той или иной страны, имеющие для нее нравственно-политическое значение. При этом всегда есть люди — деятели прессы, репортеры, очеркисты, — которые стремятся информировать общество о таких повторяющихся событиях. Естественно, что они не изображают в своих очерках первое попавшееся из интересующих их событий и лиц, так или иначе в нем участвующих, а ищут такое событие и таких лиц, в индивидуальности которых существенные свойства жизни, важные для общества, проявлялись бы особенно отчетливо, ярко, значительно. Иначе говоря, очеркисты также выбирают для изображения типические в своем роде явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстрацией существенных особенностей, имеющих общественное значение. Таковы, например, очерки об индустриальном развитии нашей страны, охватывающем жизнь многих людей, всегда требующем от своих участников трудовой смекалки, упорства, выдержки, нередко смелости, мужества, даже самоотверженности и героизма. Очеркисты и стремятся показать обществу во всех подробностях вы-
дающиеся образцы этих нравственно-трудовых качеств, проявленных определенными лицами в определенной обстановке.
Образы такого рода очерков отчасти подобны образам научно-иллюстративным. Их значение заключается в том, чтобы воспроизвести реально существующих людей со всеми подробностями. Создатели такого рода очерков должны добросовестно информировать общество о том, что было на самом деле. Поэтому они также должны соблюдать точность в передаче подробностей изображаемой жизни, не изменяя их по своему желанию, не преуве-личирая с помощью этих подробностей интересущие их стороны действительности. Публицистически-иллюстративные образы, подобно научно-иллюстративным, лишены гиперболизма. В них не имеет решающего значения и эмоциональная выразительность. Общественные идеалы и стремления создателей публицистических очерков часто очень активны. Одни явления они обычно стремятся показать в сочувственном освещении, другие — в осуждающем. Они могут выразить свое отношение к изображаемой жизни в тех общих рассуждениях, которыми часто предваряют или заключают изображение, а также тем, что об одних подробностях жизни скажут больше, о других — меньше, о третьих вовсе умолчат. Но они не могут при этом изменять такие подробности, чтобы не вводить общество в заблуждение. Иллюстративные образы науки и публицистики воспроизводят типические явления такими, какими они были в действительности.
Но бывают и другого рода образы, создатели которых не ставят перед собой подобной задачи и изображают явления жизни не ради их типичности, а ради их н е п о в -торимой индивидуальности, если она интересна в том или ином отношении. Это — фактографические образы.
Часто такие образы создают для того, чтобы запечатлеть важные для людей события из их личной, семейно-бытовой жизни. Они возникают в частной переписке, дневниках, воспоминаниях, или мемуарах (лат. memoria — память). Таковы, например, талантливо написанные мемуары Т. А. Кузьминской, свояченицы Л. Н. Толстого, «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне», в которых она подробно повествует о своей юности, жизни в своей семье и посещениях усадьбы Толстого, ставшего мужем ее сестры.
Иногда такие образы создают для того, чтобы сохра-
нить в памяти общества события гражданской жизни. В древности их создавали летописцы, в большинстве своем ученые монахи, чьи записи остаются бесценными памятниками, необходимыми для установления лиц и событий далекого прошлого. В наше время печатается множество воспоминаний о недавних великих событиях, например Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войне или о Великой Отечественной войне.
В последние столетия в связи с усложнением общественной жизни, развитием средств сообщения и печати в обществе все усиливается интерес к образной информации о наиболее важных, только что происшедших событиях в политической, культурной, производственной жизни разных народов мира. Газеты и журналы предлагают читателям образные сообщения о таких событиях, написанные обычно в форме очерков и часто включающие в свой текст фотографические снимки происшедшего. Читатели с большим вниманием знакомятся с очерками, воспроизводящими то, что однажды где-то произошло, но очевидцами чего они, читатели, не могли быть. Например, когда осенью 1963 г. в техасском городе Далласе был злодейски убит президент США Джон Кеннеди, это событие потрясло весь мир. Многим сейчас же захотелось узнать, как это произошло, как это могло случиться. В прессе различных стран появились подробные описания этого происшествия, составленные по рассказам и снимкам многочисленных свидетелей.
Летописи, мемуары и такого рода очерки знакомят общество с отдельными событиями и лицами, в них участвующими, представляющими единство общих и индивидуальных свойств. Но авторы таких произведений стремятся обратить внимание других не на общие свойства происшедшего, а именно на неповторимые, индивидуальные его черты. Они создают образы для познания индивидуального в реальной действительности и не делают при этом каких-либо обобщений. В результате возникают образы, передающие информацию о том, что однажды где-то произошло. Так, буржуазные очеркисты, стремящиеся восстановить во всех подробностях картину убийства президента Кеннеди, не предлагают при этом выводов о том, каков был вообще этот президент, какова была его политика, кто мог быть его врагом, или о том, как вообще нужно охранять жизнь главы государства. Такие выводы можно дать только в форме рассуждений, а не образов.
Следовательно, фактографические образы имеют нечто общее с образами иллюстративными. Очеркист-фактограф также должен соблюдать точность в передаче индивидуальных подробностей происшедшего, он не имеет нравственного права их искажать и придумывать. Он может выражать свое отношение к изображаемым лицам и событиям только отбором и выделением некоторых подробностей, наиболее для него важных.
Итак, фактографические образы воспроизводят такие явления жизни, которые значительны по своей индивидуальности. Иллюстративные образы воспроизводят явления ради их типичности, реально существующей в жизни. И те, и другие не изменяют индивидуальности явлений, показывая их такими, какими они были в действительности. В создании тех и других образов творческое воображение их автора не имеет значения и не проявляется сколько-нибудь заметно.
В отличие от иллюстративных и фактографических изображений образы искусства всегда являются созданием творческой мысли и воображения художника. Они возникают не для иллюстрации обобщающих наблюдений и выводов и не для информации о случившемся. У них свое, специфическое назначение и свои особенности, из него вытекающие.
Художественные образы наиболее близки к образам публицистически-иллюстративным. В них также воспроизводятся типические явления жизни в свете тех или иных общественных интересов и идеалов. Но происходит это иначе. В отличие от публицистики и науки искусство не довольствуется степенью типичности явлений, которую они имеют в жизни. Искусство претворяет в своих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы они еще более отчетливо, ярко, законченно воплощали в себе существенные особенности. Оно творчески типизирует жизнь. Типизация — это такое воспроизведение жизни, в процессе которого существенные свойства ее явлений получают усиленное, преувеличенное (гиперболическое) выражение в их новых, вымышленных индивидуальных чертах. Поэтому типизация жизни может осуществляться посредством изображения ее явлений только в образах, а не в отвлеченных понятиях.
Другое отличительное свойство художественных образов — это их отчетливо ощутимая эмоциональность. Общественные интересы и идеалы, в свете кото-
рых творцы произведений искусства осознают типичные явления жизни, всегда порождают в их душе соответствующие чувства, переживания, стремления. И создавая изображения типического, они выражают в них свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображаемого — деталями художественных образов, а также внешними средствами изображения — художественной речью, сочетаниями звуков, мимикой и жестами, очертаниями и красками и т. д. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.
Третья отличительная особенность образов художественных произведений заключается в том, что они всегда являются основным и самодовлеющим средством выражения содержания этих произведений. Они не дополняют заранее данные или предполагаемые обобщения жизни в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения жизни только в самих себе, выражают их своим собственным «языком» и не требуют добавочных пояснений.
Эти специфические свойства образов искусства вытекают из специфических особенностей его содержания, его значения в жизни людей. В чем же состоит это значение? Этот вопрос надо изучать и решать исторически. Дело в том, что искусство, как и другие области духовной культуры человечества, не возникло сразу. Оно постепенно складывалось в исторической жизни общества, расчленяясь все более и более с другими видами его духовной деятельности. Гегель называл начальный период становления искусства «предыскусством». Правильнее было бы его называть первобытным синкретическим творчеством.