Выше говорилось об отдельных словах и словосочетаниях художественной речи в их изобразительности и выразительности, а также о целых образах, которые могут из них складываться и которые имеют самостоятельное предметное значение.
Но во всех видах речи слова и словосочетания вместе выражают мысли, а для этого соединяются и н т о н а-ц и о н н о-с интаксически. Синтаксис — это смысловое, эмоционально-логическое соотношение и расположение слов в предложениях, на которые всегда разделяется речь. Интонация речи — это то голосоведение, с помощью которого произносятся предложения и в котором реализуется в ощутимом для нашего слуха материальном звучании смысловое соотношение слов.
В нехудожественных разновидностях литературной речи — в речи научной, философской, публицистической, юридической и т.п. — логическое соотношение и порядок слов в предложениях ощутимо преобладает над эмоциональным. В речи художественной, наоборот, эмоциональный смысл высказывания всегда, в той или иной мере, преобладает над логическим смыслом, хотя никогда не должен поглощать его всецело. Поэтому в художественной речи интонация как эмоционально-выразительное голосоведение имеет особенно большую ощутимость.
|
|
Художественная речь в принципе всегда должна восприниматься не только зрительно, через восприятие рукописного или печатного текста, но и на слух, в своем живом и непосредственно ощутимом интонационном звучании. Именно в нем произведения словесного искусства могут до конца раскрыть все эмоционально-образное богатство своего идейного содержания.