От символов и аллегорий следует отличать еще один вид иносказательной образности — эмблему. Он довольно часто встречается в изобразительных искусствах — в живописи и скульптуре, еще чаще в прикладном искусстве. Изредка его можно встретить и в художественной литературе.
А. А. Потебня, подобно Веселовскому изучавший «традиционные» формы образности, правильно утверждал в «Лекциях по теории словесности», что различие между аллегорией и эмблемой заключается в динамичности, сюжетности первой и статичности второй. По существу же, эти виды образности отличаются друг от друга самыми принципами иносказательности. Аллегория, как и символ, основывается на сходстве явлений жизни, эмблема — на их смежности. Изображение скрещенных серпа и молота не символ, а эмблема союза рабочих и крестьян, это — изображение орудий, средств работы основных слоев трудящихся. Изображение якоря не символ, а эмблема надежды, так как якорь — средство спасения корабля в бурю. Изображение сердца, пронзенного стрелой, не символ, а эмблема любви, так как стрела — орудие мифологического бога любви Амура, а сердце — вместилище переживаний.
|
|
Во всех этих примерах между образом и тем, что он знаменует, существует не сходство, а тот или иной вид внешней связи, та или иная разновидность смежности. Эмблема основана на том же принципе ассоциации, что и метонимия как вид тропа. Значит, эмблема так же относится к символу, как метонимия — к метафоре. Образы-эмблемы отличаются статичностью и поэтому редко употребляются в искусстве слова. Но все же и там их можно найти. Например, стихотворение Пушкина «Гроб Анакреона», эмблематическое по своей образности:
Вижу: лира над могилой Дремлет в сладкой тишине;
Лишь порою звон унылый, Будто лени голос милый, В мертвой слышится струне.
Вижу: горлица на лире, В розах кубок и венец... Други, здесь почиет в мире Сладострастия мудрец.
Еще пример — «Советский флаг» Н. Тихонова:
Флаг, переполненный огнем, Цветущий, как заря, И тонким золотом на нем Три доблести горят:
То молот вольного труда Серпа изгиб литой, Пятиконечная звезда С каймою золотой...
Таковы основные традиционные виды словесно-предметной образности, возникшие постепенно на основе уподобления одних явлений жизни другим и уходящие исторически своими корнями в синкретическое творчество первобытного общества.