Дольники

Но в силлабо-тонической системе стихосложения есть еще одна, очень важная ритмическая возможность, сильно расширяющая границы ее применения. Это соединение в одном стихе двусложных и трехсложных размеров.

Такую возможность осознали еще древнегреческие ли-


рики VI в. до н. э. — Алкей, Сапфо, Архилох и др. У них стихи, состоящие из разных стоп, получили название логаэдических (гр. logos — слово и ode — песня), т. е. полудекламационных — полупесенных, отличающихся этим от собственно песенных лирических стихов, более тесно связанных с хоровым пением.

Каждый из названных поэтов имел свое, излюбленное сочетание дву- и трехсложных стоп и в одном стихе и в целой строфе, состоящей из четырех «белых» стихов. Логаэдические строфы этих поэтов сохранились в древне­греческой, а затем и в мировой поэзии под их именами. Поэты других времен и стран иногда писали свои стихи «сапфической» или «алкеевой» строфой и т. п. Вот «сапфи­ческая» строфа из стихотворения А. Радищева:

Ты кля/лася / верною / быть во / веки,
Мне бо/гйню / нощи да/ла по/рукой;
Север / хладный / дунул од/йн paз/ крепче
Клятва йс/чёзла. '

Каждый из трех длинных стихов этой строфы состоит из пяти стоп, из которых первая и вторая, четвертая и пятая — хореи, а третья, средняя — дактиль; последний, короткий стих строфы состоит из двух стоп — дактиля и хорея. Такое применение дактиля среди хореев делает стихи интонационно очень выразительными.

Более сложна по своему логаэдическому строению «алкеева», или «горациева» (ее употреблял также и Гора­ций), строфа. Вот пример из стихотворения В. Брюсова:

Надёж/дой выс/шей дух / мой возно/сйтся, Хочу / я вё/рйть, — боги по/зволйли, —

Что бу/дут зву/кй э/тйх гймнв

Некогда / слышны в без/вёстных / странах.

Здесь каждый из двух первых стихов состоит из трех ямбов и одного анапеста при дактилической клаузуле; третий стих — из четырех ямбов с женской клаузулой; четвертый стих — из двух дактилей и двух хореев. Такое сочетание четырех различных размеров при разных стихо­вых окончаниях создает в строфе еще более сложный и утонченный интонационно-ритмический рисунок.

Некоторые русские поэты, как видно из этих примеров, применяли метрические схемы «логаэдов» Алкея и Сапфо. Но в русской силлабо-тонике сочетания дву- и трехслож­ных размеров были найдены самостоятельно, вне древне­греческой традиции, затем развивались стихийно на протя-


жении второй половины XIX и особенно сильно в XX в. В поэзии Тютчева и Фета есть тому несколько примеров.

Русские поэты середины XIX в. применяли такие сме­шанные размеры редко, не осознавая их ритмического своеобразия и не применяя для них какого-либо особенно­го названия. В поэзии XX в., начиная с творчества симво­листов, а еще более в советской поэзии сочетания дву- и трехсложных стоп стали употребляться гораздо чаще, что обратило на них внимание стиховедов. Для их обозначе­ния давно уже были предложены два термина: «дольники» и «паузники», из которых первый получил большее при­знание.

В сочетаниях дву- и трехсложных стоп, при их частом применении, легко обнаруживались два основных законо­мерных варианта. Один — это соединение ритмически ни­сходящих размеров—хорея и дактиля (— и —); другой — соединение ритмически восходящих размеров — ямба и анапеста (— и —). Амфибрахий, при своем срединном стоповом акценте, может участвовать в обоих вариантах.

Вот пример хорео-дактилического дольника из стихо­творения М. Светлова «Рабфаковке»:

Двух бо/калов влю/блённый / звон Тушит / музыка / мену/ёта, —

Это / празднует / Трйа/нон

День Мар/рйй Ан/туа/нётты.

Здесь все стихи состоят в основном из хореев, которые, однако, во вторых стопах заменяются дактилями и, кроме того, иногда пиррихиями (в третьей стопе второго, треть­его и четвертого стиха).

Вот более сложный пример дольника из стихов Есе­нина:

Я по/слёдний nо/эт де/рёвнй, Скромен / в песнях до/щатый / мост. За про/щалъной сто/ю о/ббдней Кадящих листвой / бе'рёз.

В этой строфе три первых стиха состоят из хорея, дак­тиля и еще двух хореев, причем в первой стопе третьего стиха ударение выпадает (вместо хорея стоит пиррихий); в четвертом же стихе размеры меняются: он складывается из ямба, анапеста и ямба.

Дольники — это, конечно, разновидность силлабо-тони­ческого стопового стиха, но их довольно частое примене-


ние нарушало традиционную узаконенность силлабо-тони­ческих «метров». Это подготавливало в эстетическом со­знании русского общества восприятие новой для него си­стемы стихосложения — декламационно-тониче­ской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: