Но в силлабо-тонической системе стихосложения есть еще одна, очень важная ритмическая возможность, сильно расширяющая границы ее применения. Это соединение в одном стихе двусложных и трехсложных размеров.
Такую возможность осознали еще древнегреческие ли-
рики VI в. до н. э. — Алкей, Сапфо, Архилох и др. У них стихи, состоящие из разных стоп, получили название логаэдических (гр. logos — слово и ode — песня), т. е. полудекламационных — полупесенных, отличающихся этим от собственно песенных лирических стихов, более тесно связанных с хоровым пением.
Каждый из названных поэтов имел свое, излюбленное сочетание дву- и трехсложных стоп и в одном стихе и в целой строфе, состоящей из четырех «белых» стихов. Логаэдические строфы этих поэтов сохранились в древнегреческой, а затем и в мировой поэзии под их именами. Поэты других времен и стран иногда писали свои стихи «сапфической» или «алкеевой» строфой и т. п. Вот «сапфическая» строфа из стихотворения А. Радищева:
Ты кля/лася / верною / быть во / веки,
Мне бо/гйню / нощи да/ла по/рукой;
Север / хладный / дунул од/йн paз/ крепче
Клятва йс/чёзла. '
|
|
Каждый из трех длинных стихов этой строфы состоит из пяти стоп, из которых первая и вторая, четвертая и пятая — хореи, а третья, средняя — дактиль; последний, короткий стих строфы состоит из двух стоп — дактиля и хорея. Такое применение дактиля среди хореев делает стихи интонационно очень выразительными.
Более сложна по своему логаэдическому строению «алкеева», или «горациева» (ее употреблял также и Гораций), строфа. Вот пример из стихотворения В. Брюсова:
Надёж/дой выс/шей дух / мой возно/сйтся, Хочу / я вё/рйть, — боги по/зволйли, —
Что бу/дут зву/кй э/тйх гймнв
Некогда / слышны в без/вёстных / странах.
Здесь каждый из двух первых стихов состоит из трех ямбов и одного анапеста при дактилической клаузуле; третий стих — из четырех ямбов с женской клаузулой; четвертый стих — из двух дактилей и двух хореев. Такое сочетание четырех различных размеров при разных стиховых окончаниях создает в строфе еще более сложный и утонченный интонационно-ритмический рисунок.
Некоторые русские поэты, как видно из этих примеров, применяли метрические схемы «логаэдов» Алкея и Сапфо. Но в русской силлабо-тонике сочетания дву- и трехсложных размеров были найдены самостоятельно, вне древнегреческой традиции, затем развивались стихийно на протя-
жении второй половины XIX и особенно сильно в XX в. В поэзии Тютчева и Фета есть тому несколько примеров.
Русские поэты середины XIX в. применяли такие смешанные размеры редко, не осознавая их ритмического своеобразия и не применяя для них какого-либо особенного названия. В поэзии XX в., начиная с творчества символистов, а еще более в советской поэзии сочетания дву- и трехсложных стоп стали употребляться гораздо чаще, что обратило на них внимание стиховедов. Для их обозначения давно уже были предложены два термина: «дольники» и «паузники», из которых первый получил большее признание.
|
|
В сочетаниях дву- и трехсложных стоп, при их частом применении, легко обнаруживались два основных закономерных варианта. Один — это соединение ритмически нисходящих размеров—хорея и дактиля (— и —); другой — соединение ритмически восходящих размеров — ямба и анапеста (— и —). Амфибрахий, при своем срединном стоповом акценте, может участвовать в обоих вариантах.
Вот пример хорео-дактилического дольника из стихотворения М. Светлова «Рабфаковке»:
Двух бо/калов влю/блённый / звон Тушит / музыка / мену/ёта, —
Это / празднует / Трйа/нон
День Мар/рйй Ан/туа/нётты.
Здесь все стихи состоят в основном из хореев, которые, однако, во вторых стопах заменяются дактилями и, кроме того, иногда пиррихиями (в третьей стопе второго, третьего и четвертого стиха).
Вот более сложный пример дольника из стихов Есенина:
Я по/слёдний nо/эт де/рёвнй, Скромен / в песнях до/щатый / мост. За про/щалъной сто/ю о/ббдней Кадящих листвой / бе'рёз.
В этой строфе три первых стиха состоят из хорея, дактиля и еще двух хореев, причем в первой стопе третьего стиха ударение выпадает (вместо хорея стоит пиррихий); в четвертом же стихе размеры меняются: он складывается из ямба, анапеста и ямба.
Дольники — это, конечно, разновидность силлабо-тонического стопового стиха, но их довольно частое примене-
ние нарушало традиционную узаконенность силлабо-тонических «метров». Это подготавливало в эстетическом сознании русского общества восприятие новой для него системы стихосложения — декламационно-тонической.