Питание детей

Сбалансированное соответственно возрасту ребенка питание должно полностью обеспечивать потребности его организма в пластических и энергетических материалах. Количественная недостаточность и качественная неполноценность одинаково отрицательно сказываются на физическом и нервно-психическом раз,витии детей. Основной обмен и энергетические затраты У детей в связи с высокой интенсивностью обменных процессов отмечается повышенный основной обмен. Ниже приводятся вели-чины основного обмена детей разного возраста и взрослого (в ккал на 1 кг веса тела в сутки):

Дети 2— 3 лет —55

6— 7» —42

10-и» —33

12—13» —34

Взрослые —24

Таким образом, основной обмен у детей превышает основной обмен взрослого человека в 1,5—2 раза. Помимо повышенного основного обмена, у детей отмечаются повышенные общие энергетические затраты. По данным Шермана, приближенный расход энергии детей различного возраста составляет (в ккал на 1 кг веса тела в сутки):

От 1 года до 2 лет 100—90

» 2 лет» 5» 90—80

» 6»» 9» 80—70

» 10»» 13» 75-65

» 14»» 17» 65—50

Взрослый человек при средних условиях затрачивает энергии в сутки на 1 кг веса тела 45 ккал. Повышенный основной обмен и повышенные энергетические затраты у детей выдвигают необходимость при разработке пищевых рационов об- ращать особое внимание на достаточно высокий уровень в них белка и калорийности. Физиологические нормы питания детей

В детском питании соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:3 в младшем возрасте и 1:1:4 в старшем. В физиологических нормах предусмотрен большой удельный вес продуктов животного происхождения.

Белки в питании детей В детском возрасте потребность в белке повышена. Особенно необходим животный белок, способный обеспечить высокий уровень синтеза белков тканей растущего организма. Общая потребность в белке детей составляет (:в г на 1 кг веса в сутки):

От 1 года до 3 лет 4

» 3 лет» 7» 3,5—4

» 8»» 10» 3

» 11» ш старше 2,5—2

Удельный вес животного белка в рационах детей должен быть достаточно высоким: в младшем возрасте 70—80%, в школьном 60—65% общего (суточного) количества белка. В детском питании должны учитываться качественные особенности белков. Общепризнано, что потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Некоторые незаменимые аминокислоты обладают выраженными ростовыми свойствами и могут рассматриваться наравне с витамином А как факторы роста. К таким аминокислотам относятся лизин, триптофан и аргинин. Обеспечение этими аминокислотами является важной задачей детского питания. Между тем белок молока характеризуется невысоким содержанием триптофана и недостаточным содержанием аргинина. Наиболее богат этими: аминокислотами белок мяса и рыбы, в котором лизин, триптофан и аргинин находятся в благоприятных для усвоения соотношениях. 100 г мяса по содержанию триптофана соответствует 430 г молока, по содержанию лизина — 600 г молока и по содержанию аргинина - - 800 г молока. Таким образом, в детское питание необходимо включать мясо (рыбу) как хорошие источники «ростовых» аминокислот. Белки злаков —- муки, крушы, в том числе и манной, содержат мало лизина, но богаты аргинином. В связи с этим в детском питании целесо- образно использовать молочные каши, в которых обеапечив&ется сочета- ние богатого лизином молока и богатой аргинином крупы. Важнейшее значение в питании детей имеют сложные белки — фосфопротеиды, характеризующиеся наличием в своем составе фосфорных соединений. К этим жизненно необходимым в детском возрасте белкам относятся козеин молока и вителлин желтка яйца. Белки в молоке сочетаются с высоким содержанием кальция, который легко используется в организме для пластических целей. Все это выдвигает молоко на первое место в числе продуктов детского питания. По данным Роуз, удельный вес молока в питании детей в зависимости от возраста должен составлять (в процентах к общей калорийности детского рациона):

Для детей ясельного возраста должно предусматриваться в суточном рационе не менее 600—700 мл молока; в рационе школьника 400—500 мл. Молоко в детском питании является основным источником легкоусвояемого кальция. Кроме того, оно улучшает соотношение аминокислот белков всего пищевого рациона, что способствует оптимальному использованию белка для тканевого синтеза. Вторым важным представителем сложных белков является вителлин^ в котором белок находится в соединении с лецитином. Значение вителлина в детском питании заключается в том, что он играет важную роль в формировании центральной нервной системы в качестве поставщика пластических материалов для построения нервной ткани, в том числе клеток головного мозга.

Жиры в питании детей Жиры используются для пластических целей, а также служат растворителем витамина А и D, обеспечивая оптимальное жх усвоение. Некоторые жиры сами являются источником витамина А <и D, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов (лецитина) и полиненасыщенных жирных кислот. Недостаток жира в детском питании сказывается на иммунобиологических свойствах организма и интенсивности пластических процессов. Отрицательное влияние на состояние детского организма оказывает и избыток жира. При чрезмерном содержании жира в пище у детей нарушается обмен веществ, ухудшается использование белка, расстраивается пищеварение и др. Удовлетворение потребности в витаминах A, D и фосфатидах происходит главным образом за счет сливочного масла, молока, сливок и других молочных продуктов, а также за счет высокоценного жира яичного желтка.Количество жировых калорий составляет около 30%.

Углеводы в питании детей Углеводы являются основным материалом, используемым в организме детей для образования энергии мышечной деятельности. У детей процесс гликолиза протекает с большей интенсивностью, чем у взрослых, в связи с чем потребность в углеводах у них повышена. В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы. Источниками легкоусвояемых углеводов в детском питании прежде всего являются фрукты, ягоды и их соки, поставляющие глюкозу и фрук- тозу, легко и быстро используемые в детском оргапкзме для гликогенообразования. Важный источник легкоусвояемых углеводов в детском питании — молоко, содержащее молочный сахар — лактозу. Всегда доступным легкоусвояемым углеводом в детском питании считается сахароза. В детском питании должно предусматриваться достаточное включение кондитерских изделий, печенья, пастилы, конфет, варенья и др. Количество сахаров в детском питании должно составлять не менее 20% от общего ко- личества углеводов. Вместе с тем необходимо отметить отрицательное последствие резкого преобладания в детском питании* углеводов, приводящее к существенным нарушениям обмена и снижению устойчивости организма к инфекции. При этом отмечается отставание в росте и общем развитии детей, ожирение, склонность к частым заболеваниям. У маленьких детей эти нарушения нередко сопровождаются пастозностыо и отеками.

Витамины в питании детей

У детей в связи с процессами роста потребность в витаминах повышена. Суточная потребность детей разного возраста в основных

витаминах представлена в табл. Особое значение в детском питании имеют витамины, оказывающие влияние на процессы роста. К ним относятся главным образом ретинол (витамин А), кальциферол (витамин Бг). Витамин А является истинным фактором роста. Известно его влияние на интенсивность роста скелета, на функцию эндокринных желез, осо- бенно гипофиза, состояние и функция которого обусловливают нормализацию процессов роста.

Известно также значение витамина А для поддержания нормального состояния покровных тканей и их защитных свойств и т. д. Потребность в витамине А удовлетворяется как за счет самого вита- мина А, так и за счет его провитамина — каротина. Источниками витамина А в детском питании являются молоко и молочные продукты, сливочное масло, сметана, яйца, печень, мясо, рыба и др. Источник каротина в детском питании — морковь. Она представляет особую ценность, так как в ней каротин часто представлен в водорастворимой форме. В качестве источника каротина в датском питании могут быть фрукты и ягоды, свежие, консервированные и сухие (абрикосы), а также шиповник, в котором каротин, по-видимому, представлен в водо- растворимой форме. Потребность в витамине А составляет для детей в возрасте 1—6 лет 3300 ИЕ (1мг) и в возрасте 7—15 лет 5000 ИЕ (1,5 мг). Другим витамином, стимулирующим рост, является кальциферол, или витамин D2. Регулируя фосфорно-кальциевый обмен, он способствует нормальному развитию и оссификации скелета. Вряд ли можно рассчитывать на полное удовлетворение потребности детского организма в витамине D за счет экзогенного ©го поступления в составе пищи. Пребываание детей летом и весной вне помещений, на открытом воздухе и облучение их солнечным светом позволяет использовать наиболее полно эндогенный синтез витамина D. В предупреждении D-витаминной недостаточности зимой, когда отсутствует естественный источник ультрафиолетовых лучей, успешно могут использоваться искусственные источники ультрафиолетовых лучей для систематического облучения детей в специальных фотариях или непосредственно в детских учреждениях. Суточная потребность в витамине D около 500 ИЕ. Применение препаратов.витамина D и его дозировка требуют осторожности. Введение избыточных 'количеств витамина D небезразлично для организма. Применение препарата витамина D должно производиться только 1по назначению врача. В условиях ультрафиолетовой недостаточности (на Крайнем Севере) потребность в витамине D повышается до

2000 ИЕ. В детском питании важное значение имеют токоферолы, которые косвенным путем оказывают существенное влияние на рост и развитие организма. Способность их содействовать накоплению витаминов А и D во внутренних органах (печени, почках и др.) в тканях, а также стимулирование токоферолами процесса превращения,в организме каротина в витамин А позволяет рассматривать их как фактор, косвенно влияющий на рост организма. Другие витамины также оказывают влияние на процессы роста. Так, аскорбиновая кислота наряду со своей многообразной биологической ролью способствует нормальному раз!внт'ию соединительной ткани у детей, образованию остеоидной ткани в костях, дентина в зубах и др. На процесс роста оказывает влияние уровень обеспеченности детского организма витаминами B1, B2, Вб, пантотеновой и парааминобензойной кислотой.

Минеральные вещества в питании детей занимают большой удельный вес в пластических процессах и служат материалам, необходимым для построения тканей растущего организма. Минеральные вещества необходимы* для нормального формирования скелета, мышечной и других тканей, определяющих рост тела, для нормального развития и функции желез внутренней секреции, продукции гормонов, для построения клеток нервной ткани, в том числе клеток головного мозга. Основное значение среди минеральных компонентов в детском питании имеет кальций и фосфор, используемые для пластических целей, главным образом^ для построения костной ткани. Суточная потребность детей в основных минеральных веществах приведена в табл.

Таким образом, дети нуждаются в повышенных количествах кальция и для удовлетворения этой потребности требуется систематическое включение в состав детского пищевого рациона продуктов, являющихся источником легкоусвояемого кальция. Такими продуктами являются молоко и молочные продукты, которые не только поставляют значительное количество кальция, но и улучшают общее соотношение в рационе кальция с другими веществами, способствуя лучшему усвоению кальция и других продуктов. Другими источниками кальция могут служить яичный порошок, орехи, бобы, овощи. Источниками фосфора в детском питании являются яичный желток, сыр, мясо, овсяная крупа, бобы, орехи, фрукты и другие продукты, содержащие фосфорпротещды и фосфатиды. В детском питании серьезной проблемой является обеспечение достаточного уровня минеральных веществ, участвующих в кровеобразовании. К ним относятся железо, медь, марганец, кобальт и никель. Основной продукт детского питания — молоко — содержит мало железа и меди, количество которых недостаточно для удовлетворения потребностей орга- низма. Реальными источниками железа в раннем младенческом возрасте служат яичный желток, творог, каши из измельченной овсяной крупы, фруктовые соки и несколько позднее мясо, овощи, картофель, хлеб и др. Поступление железа в условиях недостаточности меди не обеспечивает в полной мере гемопоэза. Медь необходима для превращения наступающего с пищей железа в органически связанную форму. Потребность детей в меди повышена. Она составляет для детей грудного возраста 0,1 мг на 1 кг веса тела, для детей 3—6 лет 0,6—0,85 мг на 1 кг веса тела. Источником меди могут служить многие продукты. Однако количество меди в большинстве продуктов незначительно. Важное значение в кроветворении имеет марганец и кобальт. Последний в присутствии меди и железа способствует образованию ретикулоцитов и превращению их в зрелые эритроциты. Марганец участвует в процессах оссификации и процессах кроветворения. Потребность в марганце повышена и составляет у детей дошколь-ного возраста 0,2—0,3 мг на 1 кг веса тела. Детские пищевые рационы должны включать,и другие микроэлементы -йод, фтор, цинк и т. д., необходимые для нормального развития и жизнедеятельности растущего организма. Дети нуждаются в повышенных количествах цинка, необходимого для нормального развития и функции гипофиза и поджелудочной железы. Имеются данные о влиянии цинка на рост (при недостаточности цинка отмечается задержка роста молодых животных). Молоко содержит мало цинка, около 3 мг в 1 л. Высоким содержанием цинка отличается куриное мясо — 87 мг/кт, говядина — 45 мг/кг, бобовые (горох) — 44,5 мг/кг, орехи — 10,0 мг/кг, свекла — 9,3 мг/кг и др. Потребность в цинке в период роста составляет, по-видимому, 10—15 мг в сутки. В обеспечении нормального роста и развития детей большое значение имеет поступление йода, связанного с функцией щитовидной железы. В районах эндемического зоба особое значение приобретает тщательность проведения и наиболее полный охват детей профилактическим йодированием. Последнее может производиться путем применения йодированной соли или более точным методом, путем использования специальных таблеток с содержанием в них 0,5 мг йодистого калия. Дети до 8 лет должны получать 1 таблетку в неделю, дети старшего возраста — 2 таблетки в неделю. Профилактическое йодирование школьников осуществляется в школах под наблюдением учителей. Школы обеспечиваются таблетками и инструкциями органов здравоохранения о порядке проводимого йодирования. В дошкольных детских учреждениях также проводится йодирование де- тей, которые должны получать по половине таблетки раз в неделю. Суточная потребность в яатр-ии у детей составляет около 25 мт на 1 кг веса тела. С молоком матери грудной ребенок получает около 30 мг натрия на 1 кг веса, что полностью обеспечивает потребности интенсивного роста младенца. В коровьем молоке натрия содержится больше, чем в женском. В старшем детском возрасте поступление натрия происходит за счет поваренной соли, средняя суточная норма которой для детей школьного возраста составляет 8—10 г, считая и хлористый натрий пищевых продуктов. Источником натрия в детском питаний могут служить продукты животного происхождения, главным образом молоко, мясо и рыба. Растительные продукты как источник натрия не имеют значения. Для нормального развития растущего организма необходимо поступление достаточных количеств магния. Экспериментальные исследования на животных показали, что при недостатке в корме магния происходит задержка и остановка роста. В процессе роста отмечается интенсивное отложение магния. Дети грудного вовраста откладывают 25 мг магния на каждый килограмм прироста веса. Содержание магния в женском молоке обеспечивает потребность грудного ребенка в магнии. Коровье молоко содержит магния в 4 раза больше, чем женское. Дети дошкольного и школьного возраста должны получать 11 —19 мг магния на 1 кг веса тела, Удовлетвореиие потребности в магнии производится главным образом за счет крупяных и мучных изделий.

Режим питания Дети нуждаются в строгом режиме питания. Интенсивный рост и увеличение массы тела обеспечиваются не только полноценностью пищевого рациона, но и высоким уровнем использования в организме пищевых веществ. Одним из основных условий этого является установление правильного режима питания. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще должны быть приемы пищи. В дошкольном возрасте прием пищи должен производиться каждые 2—3 ч и не менее 5 раз в течение дня. В количе-

ственном отношении пищевой рацион в течение дня должен распределяться примерно следующим образом: завтрак 20—25%, второй завтрак 15%, обед 25—30%, полдник 15% и ужин 20—25% суточной калорийности. Для детей школьного возраста может быть рекомендован другой распорядок дня, в котором предусматриваетоя четырехразовый прием пищи с равномерным распределением суточного раащо'на по отдельным приемам: завтрак 25%, обед 30%, полдник 20% и ужин 25% суточной калорий-

ности. Важным оздоровительным -мероприятием для детей школьного возраста является правильная организация питания в школе.

Обеспечение горячей пищей школьников в виде обеда или горячего завтрака является лучшей формой школьного питания. В соответствии с энерготратами детей за время пребывания их в школе (эти энерготраты определены в 600 ккал) необходимо рассчитывать школьный завтрак. Калорийность его должна составлять 20—25% от суточной калорийности, т. е. около 600—700 ккал. Хорошей формой школьного питания являются обеды, которые необходимы в школах продленного дня.

58. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА. ВИДЫ ТРУДА. ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ПРИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ.

Физиология труда изучает изменения функционального состояния организма человека в связи с трудовым процессом и условиями среды, в которых он проводится. Целью этого изучения является изыскание мер по повышению работоспособности человека, сохранению ее на высоком уровне в течение длительного времени и предупреждению утомления. Для этого физиология труда разрабатывает физиологические основы рациональной организации трудовых процессов, режима труда и отдыха, рационализации рабочего места и др. Физиология труда является разделом гигиены труда и в то же время разделом общей физиологии человека.

Общепризнанной остается физиологическая классификация трудовой деятельности, в соответствии с которой различаются: формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; групповые формы труда, связанные с дистанционным управлением; формы интеллектуального труда.

1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности В настоящее время этот вид трудовых операций имеет место при отсутствии механизированных средств для работы. Эти работы характеризуются, в первую очередь, повышенными энергетическими затратами от 17-25 МДж (4000-6000 ккал) в сутки и выше. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50% рабочего времени отдыха).

2.Групповые формы труда — конвейер. Особенности данных форм труда определяются дроблением процесса на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерная форма труда требует синхронизированной работы ее участников в соответствии с заданным темпом и ритмом. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работником на операцию, тем монотоннее работа и упрощеннее ее содержание. Монотония — одна из ведущих отрицательных особенностей конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. В основе этого специфического явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающегося при действии однообразных повторных раздражителей. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

3.Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих находятся в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки. Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и двигательных навыков. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимую для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводит к монотонности труда,

4.Формы труда, связанные с частично автоматизированным производством. При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ: монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала. Физиологической особенностью в значительной мере автоматизированных форм труда является готовность работника к действию и связанная с ней быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние "оперативного ожидания" бывает различным по степени утомительности в зависимости от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.

5.Формытруда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. При этих формах труда человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено: чем меньше автоматизирован процесс управления, тем больше его участие. С физиологической точки зрения, различаются две основные формы управления производственным процессом. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором — работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: