От редактора-собеседника

Андрей Добролюбский

ОД Е ССЕЯ

Одного археолога


Одессея одного археолога

Песни жизни

От редактора-собеседника.. ……………………………4

Curriculum vitae ………………………………………….5

Песнь первая, юношеская

Странноприимный дом……………………………………7

Песнь вторая, студенческая

Под игом Заиры……………………………………………30

Песнь третья, солдатская

Балерина в строю………………………………………….61

Песнь четвертая, академическая.

Жизнь под Станком………………………………………76

Песнь пятая, философская

Философия истории……………………………………..111

Песнь шестая, пьяная, национально-озабоченная

Портюша…………………………………………………135

Песнь седьмая, курганная

Золотая сарматка…………………………………………160

Песнь восьмая, петербургская

Пособники ЦРУ…………………………………………..181

Песнь девятая, реанимационно-увольнительная

«Плановую тему нужно выполнять…»…………………203

Песнь десятая, жалобная

«Этот еще цел у тебя?»…………………………………..215

Песнь одиннадцатая, докторская, отчаянная

Защитный рефлекс……………………………………….235

Песнь двенадцатая, охранно-археологическая

Договор – дороже денег…………………………………257

Песнь тринадцатая, одесская, пляжная

Жизнь и наука на плаву………………………………….274

Песнь четырнадцатая, молдавско-гагаузская

Ящик вина «Чадыр-Лунга»………………………………286

Песнь пятнадцатая, крымско-турецкая

Милости Милы……………………………………………299

Песнь шестнадцатая, победная

«Идите и пейте свою водку!»……………………………319

Песнь семнадцатая, научно-педагогическая

О пользе спиртного……………………………………….333

Песнь восемнадцатая, научно-аттестационная

Закаленный в боях с большевизмом…………………….347

Песнь девятнадцатая, наивная

Пожизненный «закрытый» лист…………………………361

Песнь двадцатая, оперная

Археологическая пушкинистика…………………………373

Песнь двадцать первая, фронтовая

Бои за культурный слой………………………………….392

Песнь двадцать вторая, фондовая, «відродженная»

О пользе образования……………………………………..412

Песнь двадцать третья, бульварная

В поисках открытого листа……………………………….437

Песнь двадцать четвертая, пепельная

Окурок……………………………………………………..452

Вместо moralite …………………………………………...472

Приложения ………………………………………………480

Словарь специфических терминов и выражений ….. 509

Именной указатель ……………………….…………….. 516


От редактора-собеседника

Книга представляет собой диктофонную запись разговоров и бесед с моим учителем профессором Добролюбским, которые велись в разной обстановке – у него дома, на пляжах, на улицах, в сквериках, в кафе, пивных и т.п. Моей скромной функцией являлось лишь направление этих бесед, я задавал лишь те вопросы, которые меня интересовали, и стремился сохранить разговорный характер, особенности лексики, терминологии профессора, его манеры выражать свои мысли и чувства. В этом смысле текст практически не изменен. Вопросы носили самый разнообразный характер. Они охватывали широкий спектр повседневной, обиходной, социальной и научной жизни профессора. Поэтому изложение, в котором соблюдена хронологическая последовательность, оказалось контрапунктивным. Местами сюжеты распределены по песням достаточно условно. Они носят автобиографический характер, а потому монологичны. С двадцатой песни в них начинают преобладать элементы диалога.

В результате изначальный текст оказался подобен некой «Одиссее», а потому и был разбит на двадцать четыре песни – как у Гомера и полагается. Его основная направленность композиционно распадается на параллельные линии, побочные сюжеты, новеллы, рассказы и пассажи, которые в итоге сливаются в единый повествовательный поток. Это согласуется со стилистическими традициями античной классической литературы (от «Истории» Геродота до «Сатурналий» Макробия) и литературы Возрождения («Декамерон» Джованни Боккаччо, «Гептамерон» Маргариты Наваррской, «Кимвал мира» Бонавентура Деперье и др.). Несомненное влияние на особенности авторской манеры оказала затейливая литература эпохи классицизма («Рукопись, найденная в Сарагосе» Яна Потоцкого), а на тональность изложения - жанровое многообразие рококо («Заблуждения сердца и ума» Клода-Проспера Кребийона-сына и др.). Образцы подобной прозы имеются и в литературе ХХ столетия («Улисс» Джеймса Джойса, «Контрапункт» Олдоса Хаксли и др.).

Жанр повествования выглядит как роман-интервью. Он отчасти воспринят у И.-П. Эккермана («Разговоры с Гете»), С. Волкова («Диалоги с Иосифом Бродским») и восходит к античной традиции перипатетических бесед – «поучительных прогулок» Аристотеля со своими учениками.

Поскольку большинство событий происходит в Одессе, то книга названа «Одессеей». Она носит мемуарный характер, поэтому имена всех действующих лиц – подлинные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: