Андрей Добролюбский
ОД Е ССЕЯ
Одного археолога
Одессея одного археолога
Песни жизни
От редактора-собеседника.. ……………………………4
Curriculum vitae ………………………………………….5
Песнь первая, юношеская
Странноприимный дом……………………………………7
Песнь вторая, студенческая
Под игом Заиры……………………………………………30
Песнь третья, солдатская
Балерина в строю………………………………………….61
Песнь четвертая, академическая.
Жизнь под Станком………………………………………76
Песнь пятая, философская
Философия истории……………………………………..111
Песнь шестая, пьяная, национально-озабоченная
Портюша…………………………………………………135
Песнь седьмая, курганная
Золотая сарматка…………………………………………160
Песнь восьмая, петербургская
Пособники ЦРУ…………………………………………..181
Песнь девятая, реанимационно-увольнительная
«Плановую тему нужно выполнять…»…………………203
Песнь десятая, жалобная
«Этот еще цел у тебя?»…………………………………..215
|
|
Песнь одиннадцатая, докторская, отчаянная
Защитный рефлекс……………………………………….235
Песнь двенадцатая, охранно-археологическая
Договор – дороже денег…………………………………257
Песнь тринадцатая, одесская, пляжная
Жизнь и наука на плаву………………………………….274
Песнь четырнадцатая, молдавско-гагаузская
Ящик вина «Чадыр-Лунга»………………………………286
Песнь пятнадцатая, крымско-турецкая
Милости Милы……………………………………………299
Песнь шестнадцатая, победная
«Идите и пейте свою водку!»……………………………319
Песнь семнадцатая, научно-педагогическая
О пользе спиртного……………………………………….333
Песнь восемнадцатая, научно-аттестационная
Закаленный в боях с большевизмом…………………….347
Песнь девятнадцатая, наивная
Пожизненный «закрытый» лист…………………………361
Песнь двадцатая, оперная
Археологическая пушкинистика…………………………373
Песнь двадцать первая, фронтовая
Бои за культурный слой………………………………….392
Песнь двадцать вторая, фондовая, «відродженная»
О пользе образования……………………………………..412
Песнь двадцать третья, бульварная
В поисках открытого листа……………………………….437
Песнь двадцать четвертая, пепельная
Окурок……………………………………………………..452
Вместо moralite …………………………………………...472
Приложения ………………………………………………480
Словарь специфических терминов и выражений ….. 509
Именной указатель ……………………….…………….. 516
От редактора-собеседника
Книга представляет собой диктофонную запись разговоров и бесед с моим учителем профессором Добролюбским, которые велись в разной обстановке – у него дома, на пляжах, на улицах, в сквериках, в кафе, пивных и т.п. Моей скромной функцией являлось лишь направление этих бесед, я задавал лишь те вопросы, которые меня интересовали, и стремился сохранить разговорный характер, особенности лексики, терминологии профессора, его манеры выражать свои мысли и чувства. В этом смысле текст практически не изменен. Вопросы носили самый разнообразный характер. Они охватывали широкий спектр повседневной, обиходной, социальной и научной жизни профессора. Поэтому изложение, в котором соблюдена хронологическая последовательность, оказалось контрапунктивным. Местами сюжеты распределены по песням достаточно условно. Они носят автобиографический характер, а потому монологичны. С двадцатой песни в них начинают преобладать элементы диалога.
|
|
В результате изначальный текст оказался подобен некой «Одиссее», а потому и был разбит на двадцать четыре песни – как у Гомера и полагается. Его основная направленность композиционно распадается на параллельные линии, побочные сюжеты, новеллы, рассказы и пассажи, которые в итоге сливаются в единый повествовательный поток. Это согласуется со стилистическими традициями античной классической литературы (от «Истории» Геродота до «Сатурналий» Макробия) и литературы Возрождения («Декамерон» Джованни Боккаччо, «Гептамерон» Маргариты Наваррской, «Кимвал мира» Бонавентура Деперье и др.). Несомненное влияние на особенности авторской манеры оказала затейливая литература эпохи классицизма («Рукопись, найденная в Сарагосе» Яна Потоцкого), а на тональность изложения - жанровое многообразие рококо («Заблуждения сердца и ума» Клода-Проспера Кребийона-сына и др.). Образцы подобной прозы имеются и в литературе ХХ столетия («Улисс» Джеймса Джойса, «Контрапункт» Олдоса Хаксли и др.).
Жанр повествования выглядит как роман-интервью. Он отчасти воспринят у И.-П. Эккермана («Разговоры с Гете»), С. Волкова («Диалоги с Иосифом Бродским») и восходит к античной традиции перипатетических бесед – «поучительных прогулок» Аристотеля со своими учениками.
Поскольку большинство событий происходит в Одессе, то книга названа «Одессеей». Она носит мемуарный характер, поэтому имена всех действующих лиц – подлинные.