По тем дисциплинам, в которых я достиг пика своей научно-педагогической карьеры и сейчас преподаю – по археологии, а также истории первобытного общества и этнографии, – у меня стояли трояки. По всему спектру марксистских социально-политических дисциплин наоборот, сплошные пятерки. Хотя на занятия не ходил в принципе. Добровольно посещал только лекции Карышковского и Завьяловой. С остальных стремился смыться под любым предлогом и даже без оного. Конспектов не вел. За все пять лет обучения у меня сохранилась общая тетрадь – одна для всех дисциплин. Да и то она заполнена лишь наполовину, причем в большинстве своем играми в балду, виселицу или слова – в них можно было безопасно играть на лекциях.
Преподаватели, естественно, требовали разные конспекты – то по научному коммунизму, то по истории партии, то еще по какому-нибудь подобному бреду. Самое противное – это конспект первоисточников. Но мне девочки их давали. А также я очень умело пользовался шпорами. Главное – отвечать бойко и уверенно. Меня выручала высокая техника речи. К тому же, зачастую я знал социально-политические предметы не хуже многих наших преподавателей. Редкая ограниченность и партийно-идеологическая зомбированность была присуща многим из них совершенно органично. Мне даже неохота дурно отзываться об этой публике – это смотрелось необычайно противно и скучно. Впрочем, многие из них давно лежат в могиле. Не могу сказать, что все они были ничтожествами. Скорее, несчастными людьми. Таков был способ их существования. Иначе им нельзя было бы выжить.
|
|
Эти люди, видимо, были куда более несчастными, чем это казалось со стороны. Несли они свою научно-коммунистическую херню довольно уверенно, с апломбом. Никак не скажешь, что они страдали от этого занятия. И все же, я помню один случай, который меня поразил. У нас был преподаватель научного коммунизма с французской фамилией Бельфор, не помню его имени и отчества. Вполне благообразный, доброжелательный и спокойный человек. Занятия со студентами проходили при полном взаимном равнодушии сторон к этому процессу.
В один прекрасный день доцент Бельфор пришел на работу, но, вместо того, чтобы идти в аудиторию, пошел в деканат и начал раздеваться. Снял пиджак, штаны, рубашку и остался в одном исподнем. Белого цвета. После чего уселся на стол методиста и стал грубо ругаться, выкрикивать проклятия вперемежку с антисоветскими лозунгами. Пафос его выступления сводился к самобичеванию: он проклинал свою собачью судьбу, презирал и ненавидел себя за то, что всю свою жизнь растратил на невероятную бредятину. И более так жить он категорически не желает. Ни за какие коврижки. Он вообще более жить не желает. Попытки его успокоить подручными средствами к успеху не привели. Вызвали какую-то карету, его увезли. И все. Кажется, он умер очень скоро в какой-то больнице. Как видишь, двоемыслие, а скорее, двоедушие – это очень серьезное заболевание, и от него запросто можно и сандалии отбросить. Разумеется, Бельфор был повышенно саморефлексивен, но, убежден, что многие кпсэшники сильно страдали. Я от них слышал много подобных разговоров. Уважения или сочувствия это не вызывало.
|
|
Что до нормальных преподавателей, то я уже назвал самых ярких личностей, которые блистали своими достоинствами в моих (и не только в моих) глазах. Но при этом на факультете было несколько человек, которые работали вполне квалифицированно и любили свое дело. Это доцент Анатолий Георгиевич Загинайло, читавший археологию и нумизматику, доцент Анатолий Диомидович Бачинский, превосходный архивист и специалист по истории Украины, доцент Анна Михайловна Шабанова, которая преподавала русскую историю. Очень прилично читал лекции доцент Семен Осипович Аппатов. У них тоже было чему поучиться. Если захотеть. Просто мне не всегда хотелось. Зачем, когда у меня были Карышковский с Завьяловой.
Аспирантуры были почти исключительно по марксистско-ленинским дисциплинам. Кстати, по статистике советского ВАКа, 98% всех исторических диссертаций тогда защищалось по специальности «история КПСС». Или «история СССР» советского периода. На всю остальную историю человечества оставалось около двух процентов.
Для зачисления в аспирантуру нужно было стать членом партии. Вступление в партию и написание соответствующей диссертации по историко-партийной тематике было единственным способом сделать научно-историческую карьеру в советское время. И я страдал, естественно. На прием в партию существовала квота. Особенно на интеллигенцию. Если ты не принят в партию, считай, что у тебя нет вида на жительство. Многие специально шли работать на завод, чтобы вступить в партию. Также можно было вступить в партию в армии. Люди из-за этого шли в армию. И тогда тебе обеспечена нормальная карьера, если захочешь ее делать. Так, мой друг Гена Тощев вступил в партию. Но его поступок, в результате, оказался ошибкой, потому что он относился к людям, которые не склонны вести партийный образ жизни. Следовательно, они ничего не могут получить от своего положения. Гелик только и думал, как бы что-нибудь раскопать. Поэтому своим партийным положением он никак не воспользовался. Только платил членские взносы и получал взъебки на партсобраниях, как неактивный член.
Кстати, ПэО мне настоятельно советовал вступить в партию. Хотя сам не вступал. Но говорил, что если я собираюсь стать историком, но не буду при этом членом партии, то всегда себя буду чувствовать «человеком с одним яйцом».
Археологом мне поначалу было неохота сразу становиться. Я ведь – мальчик домашний и ухоженный, мне поначалу не очень нравился этот образ жизни. Сидишь в грязной яме, копаешь... Потом лежишь в еще более грязной палатке. Что в этом хорошего? Вкус к этому мне лишь с возрастом пришел. Зато медиевистика очень пришлась по душе, тем более что заняться ею меня научил Петр Осипович. Дело в том, что Карышковского в свое время выгнали из Археологического музея за воровство, которое было на самом деле осуществлено его директором Сальниковым – имени отчества его не припомню, да и не думаю, что это необходимо для мировой истории, потому что говно было редкое. «Жидкое», в терминологии ПэО. Сальников продал пару монет Александра Македонского. На эти деньги купил себе глиссер, примерно. Знаешь, что такое глиссер?.. И ездил на этом глиссере с какими-то бабами. А когда у него кончались деньги, он продавал следующую монету Александра Македонского и опять ездил на глиссере с какими-то очередными бабами. Когда и эти деньги у него кончались, Сальников продавал следующую монету. Такой причудливой оказалась судьба нумизматической коллекции Одесского музея древностей в руках его советского руководства. Вскользь замечу, что и после Сальникова эта здоровая уголовная традиция была продолжена и творчески развита его последователями. Тогдашняя заведующая музейной библиотекой Людмила Павловна Латышева рассказывала, что Иван Тихонович Черняков, как директор, регулярно брал под ее ответственность редкие книги и честно их пропивал. А потом обвинил в этом Латышеву. И уволил за воровство.
|
|
Короче, когда все же пришли менты и спросили, где нумизматическая коллекция, Сальников указал на Петра Осиповича, который был об ту пору совершеннейшим пацаном, свежим выпускником истфака. В музее его назначили хранителем фондов из очевидных соображений – чтобы держать козла отпущения. Время послевоенное, конец сороковых, начало пятидесятых годов. Начиналась борьба с космополитизмом, и они все думали, что Петр Осипович – тайный жид. Или с сильной прожидью. Не исключено, что в нем плескалась еврейская кровь. Это, наверное, так, поскольку столь одаренный человек не может быть совсем уж без капли еврейской крови в жилах. Правда, это чисто теоретические рассуждения, никаких доказательств у меня нет.
Короче говоря, Петю поймали «на воровстве» и выгнали с работы с волчьим билетом. Не посадили, видимо, просто по небрежности. И в эту не самую светлую пору Петиной жизни, нашелся человек, который решился взять его на работу. Таким человеком оказался мой дед, Константин Павлович. Он считал, что Карышковский очень талантлив, и нельзя дать ему пропасть. Не знаю деталей, но семейная легенда именно такова. Будучи деканом истфака, дед как бы злоупотребил своей властью - в то время он уже сильно болел, и бояться ему было нечего. Дед был революционером старой закалки, прошедшим царские тюряги и ссылки, где он и подхватил свой туберкулез. Думаю, его посадили бы или расстреляли, если б не полная безнадега со здоровьем. Деда не трогали, хотя и подбирались. Решению Константина Павловича все сопротивлялись, но он настоял, и Карышковский был принят в штат университета. Дед в скорости умер, а Петр Осипович так и остался на факультете...
|
|
Студентом, я был отвратительным. От партийных дисциплин меня подташнивало. На всю эту партийно-номенклатурную лавочку у меня была однозначная физиологическая реакция – меня просто тошнило. Я вырос в книжном доме и, как любой ребенок, ритуально подражал взрослым. Я все время читал книжки, неважно какие. Тем не менее, эрудитски образованным человеком так и не стал. У меня плохая память, я не помню, что читаю. То есть, книжки читаются как бы не для того, чтобы усвоить информацию, а ради самого процесса. Это просто такое времяпрепровождение. В моем организме этот центр наслаждений очень жаден – все время хочется читать. Примерно, как пить или курить. Мне все равно, что читать, хоть расписание поездов, какой-то прейскурант, любую газету и журнал, Федора Гладкова или, там, Джека Лондона – совершенно безразлично. Где бы я ни был, я читаю без конца, если мне не с кем поговорить. Лишь бы глаза по строчкам бегали, это наркотическая процедура. Я книжный наркоман.
Так меня и вырастили. Вся эта информация где-то в подсознании остается. У меня хорошее ассоциативное мышление – если я пристально задумываюсь над каким-то конкретным сюжетом, то она из подсознания выплывает. И поэтому меня раздражало, когда меня учили в университете тому, что уже было известно. Причем, скучно учили, без самоотдачи и азарта. Очень скоро я для себя выяснил, что куда более начитан, чем большинство моих преподавателей. Даже в областях их как бы профессиональной компетенции. Они же не умеют читать книжки, а учат только по методичкам. Образованных людей вообще мало на этом свете. Ходить на занятия и слушать всю эту жуткую бредятину, которую они с важным видом несли по политэкономии, истории партии, особого желания, естественно, не было. И поскольку подобные идиотские дисциплины преобладали, мои пропуски были регулярны.