По-моему, вполне иерархическое общество

Да, но свободное! Все зависит от человека, от его ценностной установки, от его «потоса», в терминологии Аристотеля. Этот «потос» влечет человека к «арет е» - высшей доблести и добродетели. И не за счет убийства ближнего, а за счет собственных достоинств. В этом и есть истинный демократизм, который так привлекал Ницше.

Кажется, тут налицо очередная попытка схематизировать. Наделить эпоху идеалами, не присущими ей. На самом деле и кровопролитные войны были в Греции и историки о них писали. Эллинская цивилизация была цивилизацией торговцев – людей практичных и расчетливых. Таковых было подавляющее большинство. И об Аристотеле с Платоном они знали примерно столько же, сколько нынешний среднестатистический школьник.

Правильно. Ницше об этом и говорит. Мы изучаем не эпоху в ее абсолютном проявлении. Главное – что мы из нее хотим взять или заимствовать с пользой для себя. Мы хотим найти образец комфортной культуры, комфортного общества – чтобы никого не убивать, и чтобы всем было при этом хорошо. Так вот, греческой культуре есть существенный элемент свободы духа в философском понимании этого термина. Пусть не каждый древний грек отдавал себе в этом отчет, зато вся культура и ментальность их цивилизации были пронизаны этой свободой. Знаменитый петербургский антиковед Александр Зайцев в своей книжке о культурном перевороте в древней Греции об этом и пишет – демократизм был присущ, как явление культурное и ментальное, а вовсе не политическое, – всем античным полисам независимо от режима правления.

А в христианстве – человеку хана. По определению, с первой страницы Библии. Человек слеп в своих деяниях. Все, что у него есть – это первородный грех. Он заведомо грешен и это не обсуждается. Ты можешь только молиться и стараться, чтобы Бог ниспослал на тебя свою благодать. А потом помрешь, и может быть, тебя оценят на Страшном Суде. А может и не оценят. От тебя ведь решительно ничего не зависит.

В этом заключается ценностный опыт истории. Ты меня спросил: почему я люблю заниматься археологией? Для изучения смысла культур прошлого и их ценностного опыта. В данном случае я последовательный ницшеанец. Это есть философское отношение к нашему делу. И тогда на этом пути в «философии жизни» может быть выработана «теория среднего звена», которая ныне называется культурной антропологией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: