Культурная антропология может претендовать на роль «теории среднего звена»?

Это зависит от того, что называть культурной антропологией. В моем понимании, она хорошо и органично согласуется с «философией жизни». Ведь естественнонаучному занятию философия в принципе не нужна. Один только вред. Почему это было особенно трагично в советскую эпоху? Потому что наука должна была все время ориентироваться на господствующую философскую парадигму. Такая наука как генетика не соответствовала марксистско-ленинской философии, а также диалектическому материализму. Или кибернетика. Как ее объяснить с марксистско-ленинской позиции? Поэтому эти науки и были запрещены. Этих ученых сажали, на всякий случай. Процессы над ними общеизвестны. С гуманитариями дело обстояло еще хуже. Они должны были служить советской власти и обеспечивать ее идеологически.

Тем не менее, вы произвели социальную реконструкцию древнего общества по погребальным обрядам именно на основе марксистско-ленинской философской парадигмы. Значит подобное наложение действенно. Я имею в виду, вашу первую работу, которую вы показали Генингу.

Я не сказал, что такой подход абсолютно неверен. Тем более что я применил не философскую парадигму. Это обычная социальная стратификация. Это не общий вывод. Каждую научную ситуацию следует изучать конкретно. И задачи ставить конкретные. Тогда и будет толк.

В таком случае, Станко изначально был прав в критике вашей статьи, сказав, что метод работает только на примере погребальной обрядности, которая устойчива, в отличие от каменной индустрии. Ведь типология каменных орудий, которая определяется уровнем трудовых затрат на их производство, свидетельствует не о социальной дифференциации населения, а о развитии технологий.

А в работе с каменными орудиями не было этой задачи. Я ставил перед собой другие цели – стремился правильно атрибутировать и датировать памятники. А также узнать их хозяйственную принадлежность и ориентацию. То есть, выяснить факт: что производили жители поселения и когда? Удалось определить функциональное предназначение типов орудий и датировку памятника. Но код культуры остался неразгаданным. Все эти философские категории оказались совершенно бессмысленными для дешифровки культурного кода древности. Но благодаря им можно выработать некоторые механистические процедуры. Например, уточнить хронологию или социальную стратификацию, которая определяется категорией памятника. Не каждый памятник пригоден для такого рода исследования. Для социального изучения лучше всего подходят могильники. Там все хорошо видно. Но расшифровка кода культуры – то есть, что они имели в виду, когда клали в могилу тот или иной предмет, укладывали умершего в ту или иную позу, придавали могиле ту или иную форму – это задача не археологии, а семиотики, которую в советские времена следовало считать лженаукой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: