Это не научный подход

Безусловно. Но только с точки зрения поиска закономерностей в истории. А если воспринимать историю как поиски смысла, то ее изучение превращается в ценностно-культурную процедуру. Поэтому культурная антропология изучает человеческие побуждения при изучении истории.

Похоже, Ницше сам и придумал эту античность. Никто в Элладе, кроме двух-трех философов, не рассуждал теми категориями, которые приписываются грекам. Народ пахал, зарабатывал деньги, снаряжал караваны к варварам… Эпоха Возрождения, Ницше – придумали эту культуру для себя, потому что им хотелось подражать именно такой культуре.

Правильно. Классицизм был придуман? Придуман, конечно же! Потому что на них произвели огромное впечатление Помпеи, руины и прочее. Они понравились культуре XVIII века, и им тоже захотелось так жить. Отец классицизма Винкельман утверждал, что единственный способ для нас быть великими и неповторимыми, - это подражать древним. Классицизм отличается античным влиянием в архитектуре, литературе, во всем. Люди того времени стали называть себя античными именами. Стали вести себя, как античные герои. Они жили там, все это придумав. Потому что им было комфортно в той, античной эпохе.

Опять-таки – кто они? Во всей Европе древним подражала лишь верхушка общества, интеллектуалы. Все остальное население пахало в своих провинциях…

А античную культуру кто создал? Арголидские или беотийские козопасы ее сделали, что ли? Они собирали свои оливки и пасли свои стада. И слышали о Гекатее Милетском или Аристотеле, не чаще чем сегодня торговка с «Привоза» слышит о Ницше или Марксе с его Гегелями и Фейербахами. Абсолютно они ни о чем таком не думали. Они торговали, пиратствовали, растили детей, ходили на войну, ловили рыбу, выращивали хлеб, склочничали, дрались, воровали, хитрили. Живые нормальные люди. Жили точно так же, как и мы.

Однако у них не было религиозного и идеологического гнета. Например, античный мир никогда не знал религиозных войн. Все боги общие, местные или местечковые, ведут себя как люди. Им органично присущи все человеческие черты. Любой свободнорожденный человек может сделать любую карьеру. Для этого он должен пройти испытания, конечно же. Пройти ряд инициаций. В этом идея подвигов Геракла. Он был обычным человеком. Ничего не было бы, если б он не совершил свои инициационные подвиги. И тогда его вознесли на Олимп. Получается, что так может жить каждый, если сильно постарается, то будет вознагражден. Кстати, идея Олимпийских игр точно такая же. Не убить соперника, не навесить себе кучу скальпов на пояс, как это делали скифы и прочие в своих людоедских иерархических сообществах. Или, там, как в Египте, Вавилоне, Ассирии, ацтеков, майя и прочие, идея и символ общественного устройства которых – пирамиды да зиккураты. … А греки не строили пирамид. У них иная социальная и культурная установка.

Почему же. Древнегреческое общество тоже вполне иерархично…

Дело в том, что сама постановка вопроса, при которой человек признается хозяином своей судьбы, – безусловно, достижение античной цивилизации. И самое значимое – личность, а не бог. Греки могли возражать богам. Кто имел смелость, у того иногда и получалось. Например, за Одиссеем гоняется Посейдон, а он не испугался и выколол глаз его сыну Полифему, отправляясь в море. Ты представляешь, какого уровня этот поступок! Так поступить с сыном самого Посейдона, перед тем как сесть в свою утлую лодку и отправиться в море. Он получил за это по полной программе. Но Одиссей надеялся на помощь, потому что до этого заслужил благосклонность Афины. Разве она просто так к нему хорошо относилась? Он в свое время спас ее честь. Во время осады Трои у троянцев был палладий Афины. Это каменюка такая, типа омфалоса. В палладии как бы заключались ее девственность и честь. Троянцы его украли у греков и спрятали в Трое. Одиссей с Диомедом прокрались ночью по каким-то канализационным коллекторам в город, нашли этот палладий и уперли его. Еще подрались за право его нести. В результате, он достался Одиссею, после чего Афина ему была бесконечно благодарна. И все штучки Посейдона нейтрализовала. При этом богиня посылала Одиссея на всяческие авантюры и испытания, в результате которых он совершил все свои подвиги. Противная, обычная баба. С другой стороны Афина по рангу круче Посейдона, потому что он рожден богами, а она непосредственно вылезла из головы Зевса со своими змеями и всеми делами.

А войны греки вели бесконечно. На каждой горе сидел свой царь. Нравы были совершенно людоедские. Но в эпоху культурного переворота в Древней Греции противников не убивали, а выгоняли. Собрали Народное собрание, устроили полный остракизм, постановили и все дела. Вот Геродота выгнали. Он отправился путешествовать не от хорошей жизни. Тут тебе и причины Великой греческой колонизации. Они там себе становились ойкистами и отправлялись на новые поселения. Это абсолютно демократическая постановка вопроса. А если и казнили, так уж за какие-то совершенно чудовищные провинности.

Ницшеанская философия – это не любовь к ближнему, как лицемерно проповедуется в христианстве. Это как бы любовь к «дальнему». Есть один очень хороший пример. Не помню, где его вычитал. Функции врача и сиделки совершенно различны по отношению к больному. Больной нуждается в операции, чтобы излечиться. Он будет страдать во время этой операции и сиделка не позволяет ее делать, потому что ей жалко мучить больного. Но в этом случае он помрет. Врач же считает, что больной-то будет страдать во время операции, но зато потом будет здоров. По крайней мере, есть шансы.

Конечно, вся греческая культура придумана. Но очень по-человечески. Никакая другая культура не знает такой постановки вопроса. В христианстве, например, она иная. Это, конечно, зависит от установки в каждом конкретном случае. Ницшеанство дало толчок науке. Получается, что все связано с системой ценностей человека. Изучение ее переходит в другую плоскость. А именно – в психологию, изучение инстинктов, рефлексов. На этой почве и основе возникла психоаналитическая теория Фрейда, теория высшей нервной деятельности Павлова, да и, наконец, этология Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена.

Психоаналитическая теория не выполнила поставленных перед собой задач…

Это не совсем так. Потому что психоанализ - все же это научное занятие. И многие задачи эта теория выполнила. Но ее возможности тоже ограничены. Потому что человек не может проникнуть в свое подсознание сам. Мы можем изучать только сознание по внешним проявлениям. Мы с тобой разговариваем и я слышу только то, что ты мне говоришь. А ты – только то, о чем говорю я. И если я захочу тебе удачно соврать, то мне надо будет применить свой актерский талант. Ты, в свою очередь, должен быть тонким психологическим собеседником, чтобы по каким-то неуловимым деталям это обнаружить. Люди, которые хорошо собой владеют, не выдадут тебе своих истинных намерений или мыслей. Наоборот, они их чаще всего скрывают. Как утверждал Талейран, язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли. Вся жизнь из этого состоит. Ритуалы – это вежливость. Мы не хотим говорить некоторые вещи, или же говорим их сознательно. Дамам мы говорим комплименты, как бы они ужасно не выглядели. Если ты этого не сделаешь, значит, ты невоспитан, хам, жлобина и тебе, примерно, не место в приличном обществе.

Такое поведение предопределено агрессией. Но сокрытой. Ведь хорошие манеры замещают агрессию. Ухаживание за дамой – есть скрытая агрессия. Ты же не сразу кидаешься на нее с диким сексуальным криком. Ты начинаешь за ней долго ухаживать, целовать ручку, дарить цветы и прочее, то есть обозначаешь свои намерения. И если окажешь ей достаточное количество внимания, то, скорее всего, добьешься успеха. Ведь бессмысленная, спонтанная и открытая агрессия – обоюдоострая вещь. Поэтому общество и культура выработали способы замещения агрессии – улыбки, угрожающие позы, предупреждения, те же ритуалы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: