Это как? Поезд идет через Кишинев, Яссы и всю Румынию

Поезд идет через Кишинев, Яссы и всю Румынию. Приходит в Софию, где надо пересесть на поезд «София-Стамбул», примерно так. По заранее купленным билетам… Я приготовился к переезду в своей экспедиционной манере. Брать с собой советские рубли незачем. Достать доллары невозможно. Но у моей подруги Тани Ойстрах был хахаль из КГБ, который достал ей 50 долларов. Она мне их вручила. И я поехал в пустоту, с пятьюдесятью долларами в кармане. Оделся соответствующим образом. Защиту мне назначили примерно на декабрь, и единственный свой приличный костюм надевать не стоило в такую поездку. При этом не было известно, встретят нас или нет. Может, придется ночевать на стамбульском вокзале. Надел свои кроссовки, черную рубашечку, чтоб не было видно, когда пачкается, куртку и джинсы. Прикупил несколько бутылок водки, для того, чтобы их там дарить. В большой сумке плескалось бутылок пять. Кроме того, запасся бланком ЮНЕСКО от Милы, в котором значилось, что я еду по специальной программе «Великий шелковый путь», и выражалась просьба оказывать мне всяческое содействие. Это имело значение, когда мы пересекали границу в обратную сторону, потому что таможенники не стали ко мне приставать. Советские начали шмонать всех подряд, в поисках турецких тряпок. А у меня увидел бланк и ушел.

Мы поехали вдвоем с Валей. Я переночевал в Кишиневе у Ткачуков. Евгений Маркович и Ася Акоповна меня приласкали и уложили спать. На следующий день мы с Валей сели в поезд и нашли друг друга в том смысле, что эти пять бутылок выпили по дороге, на подходе к Софии. В результате, мы выгрузились на столичном болгарском вокзале с дикой похмелюги. Но у меня было пятьдесят долларов и у нее, по-моему, тридцать. Мы были богатыми людьми. София, по сравнению с советской территорией, казалась цветущим оазисом. Все продается, но очень дорого. Мы нашли себе пива и погрузились в турецкий поезд. Он оказался очень симпатичным, таким открытым, летним. Утром он остановился на каком-то болгарском полустанке. Сушняк дикий. Напротив вагона находился ларек с дорогим бухлом. Я взял свои доллары и купил бутылку виски немедленно. Мы ее выдули. Валя сказала, что не понимает, как советская страна вырастила такого человека, как я. В «совке» таких людей не бывает...

На стамбульском вокзале нас встречали с большим куветом. Вид у нас был соответствующий. Нас посадили в машины, куда-то повезли, и опохмелиться совсем не дают. Это у турок не принято. Они в принципе не пьют. На стамбульском базаре нельзя купить даже пиво. Они все время гоняют чаи. Пиво и водка продается в супермаркетах. Там нет нашей культуры пития. Нас привезли в какое-то место, которое называлось турецким культурным центром. Все было необычайно организовано. На следующий день обещали посадить в автобус и отвезти в Кайсери. В Болгарии я сделал глупость – поменял доллары на болгарские деньги. Теперь думал, как бы опохмелиться на эти тугрики. Валя сказала, что через час будет экскурсия по Стамбулу, и вытерпеть этот час не было сил. Но все-таки не казарма, и я вышел на разведку. Вижу, отель. Говорю администратору: «Пива хочу». Он указывает на бар. Мне дали кружку пива за три доллара. Вернее, в пересчете на баксы, потому что платил я болгарскими деньгами. Я говорю бармену, что у меня нет долларов, но есть болгарские бабки. Он сказал, что никогда не видел таких купюр. Тут подошел другой официант, махнул рукой и говорит: «Давайте сюда, я видел. Поменяем, если вам сильно хочется». Чудесные люди!

Я выпил и вернулся на экскурсию по Стамбулу. Нас повозили по городу. Впечатления самые замечательные. Из заграниц, я до этого был только в социалистической Польше. Здесь у меня возникло впечатление, что я попал в другой мир. Во-первых, чисто. Во-вторых, все продается. Море доброжелательных людей на улицах. Цветущий город.

По контрасту с нашим советским кошмаром, Стамбул производил удивительное впечатление. Они нас возили в какой-то новый супермаркет, которым они особенно гордились. Потом проехали по мосту через Босфор. В нашем распоряжении был микроавтобус «Мерседес», который тоже я видел впервые в жизни. В супермаркете мы с Валей немедленно купили по бутылке пива и бахнули... В Кайсери ехать довольно долго. Он находится за Анкарой. Это фактически Каппадокия и Кейсария. Там расположен город Конья и знаменитые каппадокийские скалы с пещерными монастырями. А также гора Эрджия, давшая название университету в Кайсери - Эрджийский. Мы сели вечером в автобус и поехали в Малую Азию...