Принципы информационного права (01.10.2011)

Принципы – основополагающие начала, основные идеи. Принципы это всегда абстрактные нормы права. Принципы появляются изначально как результат анализа всех видов общественных отношений и норм, которые их регулируют. С того момента, когда принципы сформулированы, принципы получают «вторую жизнь» они становятся критериями осознанного выбора варианта поведения.

Если говорить о принципах информационного права, то они достаточно специфические для правовой отрасли. Это обусловлено тем, что они, с одной стороны, являются правовыми принципами, с другой – с необходимостью отражают свойства информации и протекающих в обществе информационных отношений. Так же как и в любой другой отрасли, для информационного права характерно сочетание общих (конституционных) принципов и принципов отраслевых.

Если говорить о конституционных принципах, то на первом месте для информационного права вероятно будет принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст.2 Конституции РФ, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны не просто признавать, но еще и соблюдать и обеспечивать условия для реализации прав личности в информационной сфере.

Принцип свободного доступа (открытости) информации (принцип гласности). Этот принцип не является абсолютным. Открытой является та информация, которая не ограничена в предоставлении федеральным законом. Здесь важно то, что ни одна государственная структура, органы, организации не могут вводить ограничений по доступу потребителей к информации, затрагивающей права и свободы человека и гражданина. Ограничения могут вводиться только федеральным законом.

Принцип законности. Предполагает, что все субъекты информационно-правовых отношений должны строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные нормативно-правовые акты, которые регулируют информационно-правовые отношения. И при этом нижестоящие в порядке иерархии нормативно-правовые акты, регулирующие эти отношения, не должны противоречить нормативно-правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу.

Принцип ответственности. Имеет двоякое значение. Во-первых, предполагает ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения в информационной сфере, во-вторых, предполагает неотвратимость наступления юридической ответственности за нарушение предписаний информационно-правовых норм.

Принцип свободного производства и распространения информации. Он означает, что каждый вправе производить и распространять информацию, которая не ограничена в обороте федеральным законом. При этом помимо информации составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну, не допускается производить и распространять информацию вредную и опасную для личности и общества. Этот принцип, таким образом, с одной стороны гарантирует право на творческое создание и распространение информации, с другой – имеет целью защиту личности и общества от воздействий на них информации вредной и опасной.

Отраслевые принципы информационного права.

Принцип неотчуждаемости информации от её создателя. Этот принцип основан на юридическом свойстве информации, её неотчуждения от лица, которое создало такую информацию либо которое на законных основаниях обладает такой информацией. Информация с точки зрения содержания величина не расходуемая.

Принцип оборотоспособности информации. Он основан на таком свойстве информации как её обособляемость от создателя либо иного обладателя посредством закрепления на каком-либо носителе. Этот принцип необходимо учитывать при регулировании общественных отношений, связанных с защитой авторских прав на информацию, при обороте такой информации.

Принцип двуединства информации и её носителя.

Принцип распространяемости информации. Одна и та же информация может многократно копироваться (теоретически в неограниченном количестве) без изменения её содержания. В результате одна и та же информация потенциально объективно может принадлежать в одно и тоже время неограниченному кругу субъектов.

Принцип организационной формы. Он основан на том, что информация при включении её в оборот всегда существует не сама по себе, а в определенной форме. И в зависимости от формы существования этой информации, устанавливается порядок и правила её использования.

Принцип экземплярности информации. Тиражированная информация должна распространяться поэкземплярно. Учётэтих экземпляров возможен и часто необходим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: