Правовое регулирование деятельности СМИ (15.10.2011)

Регулируется законом от 27 декабря 1991 года №2124-1 (в редакции от 21 июля 2011 года). Весь закон находится в сфере регулирования информационного права, за исключением главы 2 (Организация деятельности средств массовой информации).

В соответствии со ст.2 Закона, под массовой информацией понимается предназначенная для неограниченного круга лиц, печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Основным признаком массовой информации, исходя из определения, является предназначение её для неограниченного круга лиц. Другое важное заключение, которое можно сделать на основании этого определения, это то, что форма и вид сообщения значения не имеют.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио, теле, видео программа, кинохроникальная программа и иная форма периодического распространения массовой информации. Другими словами, средства массовой информации – это форма периодического распространения сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц.

Субъектами-участниками отношений, исходя из данного закона являются:

· Само средство массовой информации (в том числе специализированные);

· Редакция средства массовой информации (под которой понимается организация, учреждение, предприятие, гражданин или объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации);

· Главный редактор. Это лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

· Журналист. Лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с редакцией трудовыми, договорными отношениями или занимающееся такой деятельностью по её уполномочию;

· Издатель. Им может быть издательство, иное учреждение, предприятие или предприниматель, обеспечивающие производство продукции средства массовой информации, в том числе, когда эта деятельность не является основным источником дохода;

· Распространитель. Это такое лицо, которое осуществляет распространение продукции СМИ по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

Таким образом, круг субъектов-участников данного вида отношений обусловлен видами информационной деятельности, связанной с распространением на периодической основе информации, предназначенной для неограниченного круга лиц.

Вся деятельность СМИ базируется на трёх принципах:

1. Принцип свободы массовой информации. Этот принцип реализуется через следующие нормы:

v Не подлежит ограничениям за установленными исключениями поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

v Не подлежит ограничениям учреждение средств массовой информацией, владение, пользование, распоряжение ими;

v Не подлежит ограничению изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

2. Недопустимость цензуры. Реализуется через три требования:

Ø Не допускается требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы. За исключением случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым;

Ø Не допускается наложение запретов на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей;

Ø Не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

3. Принцип недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.

ü Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально-охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;

ü Запрещается использование в радио, теле, видео, кино программах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приёмов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредно влияние на их здоровье!!! а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение об их ликвидации или запрете деятельности без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидирована и её деятельность запрещена!!!

ü Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационных телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также пропаганды каких-либо преимуществ использования наркотических средств, психотропных веществ их аналогов и прекурсоров;

ü Не допускается распространение информации о проведении контртеррористической операции без согласования порядка сбора информации с руководителем такой операции. Запрещается сообщение сведений о специальных средствах, технических приёмах, тактике ведения контртеррористических операций. Запрещается сообщать сведения о сотрудниках спец подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении операций, о членах их семей.

Распространение массовой информации регламентировано главой 3 Закона. Данная глава определяет понятие и порядок распространения массовой информации, виды такого распространения, а также основания и порядок прекращения либо приостановление распространения массовой информации. В том числе, в этой главе определяется перечень выходных данных, которые должны сопутствовать каждой форме выпуска средства массовой информации, тиражирование, хранение материалов, возможность распространение через средство массовой информации рекламы и обязательных сообщений.

Глава 4 регулирует отношения средств массовой информации с гражданами и организациями, в том числе определяет условия реализации права на получение и запрос информации, условия и основания отказа и отсрочки в предоставлении информации, обеспечение конфиденциальности информации, а также соблюдение авторских прав на используемые в СМИ произведения. Отдельно в данной главе регулируется право на опровержение, порядок такого опровержения и основания отказа в опровержении.

Глава 5 устанавливает права и обязанности журналиста, ряд из которых также имеет отношение к сфере регулирования информационного права. В частности, такое право как искать, запрашивать, получать и распространять информацию. Обязанность проверять достоверность сообщаемой информации, получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни граждан и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: