Основным нормативно-правовым актом, которым осуществляется данное регулирование является Федеральный закон от 13 марта 2006 года №38-ФЗ (ред. от 15 августа 2011 года). В соответствии со ст.1 целями данного закона является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.
В ст. 3 даётся определение рекламы. Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
|
|
Субъектами-участниками информационных отношений в сфере рекламы является рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребитель рекламы, спонсор.
Рекламодатель. Это изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламопроизводитель. Это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламораспространитель. Это лицо, осуществляющее полностью или частично распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Потребители рекламы. Это лица, на привлечении внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Спонсор. Это такое лицо, которое предоставляет средства либо обеспечивает предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создание и (или) трансляции теле или радиопередачи и (или) использование иного результата творческой деятельности.
В законе О рекламе есть два основных требования к ней именно как к информации. Они изложены в ст. 5, согласно которой реклама должна быть, во-первых, добросовестной, во-вторых, достоверной. В свою очередь, недобросовестная и недостоверная реклама не допускается. Недобросовестной признаётся реклама, которая:
1. Содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами
2. Порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
|
|
3. Представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
4. Является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Основным законом здесь является Закон №135 «О защите конкуренции».
Недостоверная реклама в отличие от недобросовестной в большей степени находится в информационном аспекте. Недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) О преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями и реализуются другими продавцами;
2) О любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения, о месте происхождения, о наличие сертификата соответствия, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроков службы, сроков годности!!!!!
3) Об ассортименте и о комплектации товаров, а также возможности их приобретения в определенном месте и в течение определенного срока;
4) О стоимости или цене товаров, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) Об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6) О гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
7) Об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
8) О правах на использование официальных государственных символов, флагов, гербов, гимнов и символов международных организаций;
9) Об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
10) О рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
29.10.2011
11) О результатах исследования испытаний;
12) О предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
13) О фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
14) Об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
15) О правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приёма заявок, количестве призов, выигрыше по его результатам, сроках, месте, порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
16) О правилах и сроках проведения, основанных на риске, игр, пари, количестве призов по результатам их проведения, месте и порядке получения призов, а также об источнике информации;
17) Об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
18) О месте, в котором до заключения договора об оказании услуг, заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с действующим законодательством;
19) Об изготовителе или продавце рекламируемого товара.
Статья 5 содержит еще целый ряд требований к рекламе. В частности, реклама не должна:
ü Побуждать к совершению противоправных действий (нести такую информацию, которая бы побудила к противоправным действиям либо в такой форме);
ü Призывать к насилию и жестокости;
|
|
ü Иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения транспорта;
ü Формировать негативное отношение к лицам, не пользующимися рекламируемыми товарами или осуждать таких лиц;
В рекламе не допускаются:
Ø Использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
Ø Указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
Ø Демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;
Ø Использование образов медицинских и фармацевтических работников за исключением использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, а также в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские работники или рекламы, распространяемой в местах проведения медицинских мероприятий;
Ø Указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
Ø Указание на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением рекламы лекарственных средств и медицинских услуг, медицинской техники;
Ø Использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнения выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности и т.д.;
Ø Реклама, в которой отсутствуют часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, использования, если при этом искажается смысл информации и вводится в заблуждение потребитель рекламы;
Ø В рекламе цена должна быть указана в рублях и только в случаях необходимости дополнительно в ней могут быть указаны цены в иностранной валюте;
Ø Реклама товаров, в отношении которых утверждены правила использования, хранения или транспортировки или регламенты применения не должны содержаться сведения не соответствующие;
Ø Использование в теле, радио, видео, аудио продукции и распространение в ней скрытой рекламы, т.е. рекламы, которая оказывает воздействие на подсознание, в том числе путём использования специальных видеовставок, двойной звукозаписи и иными способами;
|
|
Ø Размещение рекламы в учебниках и школьных тетрадях;
Ø При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться и иные требования законодательства РФ, в том числе гражданского.
Отдельно в законе прописана защита несовершеннолетних при распространении рекламной информации. В частности, не допускается
§ Дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних, побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.
§ Создание у несовершеннолетних искаженного представления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками.
§ Создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара;
§ Формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних не обладающих рекламируемым товаром;
§ Показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;
§ Приуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних;
§ Формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Закон о рекламе содержит также особенности отдельных способов распространения рекламы – глава 2. В частности, там установлены требования к рекламе в печатных издания, телепрограммах, телепередачах, к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи и т.д.
……………………………………..05.11.2011…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….