Информационно-правовое регулирование рекламной деятельности (22.10.2011)

Основным нормативно-правовым актом, которым осуществляется данное регулирование является Федеральный закон от 13 марта 2006 года №38-ФЗ (ред. от 15 августа 2011 года). В соответствии со ст.1 целями данного закона является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

В ст. 3 даётся определение рекламы. Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Субъектами-участниками информационных отношений в сфере рекламы является рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребитель рекламы, спонсор.

Рекламодатель. Это изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламопроизводитель. Это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламораспространитель. Это лицо, осуществляющее полностью или частично распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Потребители рекламы. Это лица, на привлечении внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Спонсор. Это такое лицо, которое предоставляет средства либо обеспечивает предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создание и (или) трансляции теле или радиопередачи и (или) использование иного результата творческой деятельности.

В законе О рекламе есть два основных требования к ней именно как к информации. Они изложены в ст. 5, согласно которой реклама должна быть, во-первых, добросовестной, во-вторых, достоверной. В свою очередь, недобросовестная и недостоверная реклама не допускается. Недобросовестной признаётся реклама, которая:

1. Содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами

2. Порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3. Представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4. Является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Основным законом здесь является Закон №135 «О защите конкуренции».

Недостоверная реклама в отличие от недобросовестной в большей степени находится в информационном аспекте. Недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) О преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями и реализуются другими продавцами;

2) О любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения, о месте происхождения, о наличие сертификата соответствия, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроков службы, сроков годности!!!!!

3) Об ассортименте и о комплектации товаров, а также возможности их приобретения в определенном месте и в течение определенного срока;

4) О стоимости или цене товаров, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) Об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) О гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) Об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) О правах на использование официальных государственных символов, флагов, гербов, гимнов и символов международных организаций;

9) Об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) О рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

29.10.2011

11) О результатах исследования испытаний;

12) О предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) О фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) Об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

15) О правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приёма заявок, количестве призов, выигрыше по его результатам, сроках, месте, порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

16) О правилах и сроках проведения, основанных на риске, игр, пари, количестве призов по результатам их проведения, месте и порядке получения призов, а также об источнике информации;

17) Об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

18) О месте, в котором до заключения договора об оказании услуг, заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с действующим законодательством;

19) Об изготовителе или продавце рекламируемого товара.

Статья 5 содержит еще целый ряд требований к рекламе. В частности, реклама не должна:

ü Побуждать к совершению противоправных действий (нести такую информацию, которая бы побудила к противоправным действиям либо в такой форме);

ü Призывать к насилию и жестокости;

ü Иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения транспорта;

ü Формировать негативное отношение к лицам, не пользующимися рекламируемыми товарами или осуждать таких лиц;

В рекламе не допускаются:

Ø Использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

Ø Указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

Ø Демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;

Ø Использование образов медицинских и фармацевтических работников за исключением использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, а также в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские работники или рекламы, распространяемой в местах проведения медицинских мероприятий;

Ø Указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

Ø Указание на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением рекламы лекарственных средств и медицинских услуг, медицинской техники;

Ø Использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнения выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности и т.д.;

Ø Реклама, в которой отсутствуют часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, использования, если при этом искажается смысл информации и вводится в заблуждение потребитель рекламы;

Ø В рекламе цена должна быть указана в рублях и только в случаях необходимости дополнительно в ней могут быть указаны цены в иностранной валюте;

Ø Реклама товаров, в отношении которых утверждены правила использования, хранения или транспортировки или регламенты применения не должны содержаться сведения не соответствующие;

Ø Использование в теле, радио, видео, аудио продукции и распространение в ней скрытой рекламы, т.е. рекламы, которая оказывает воздействие на подсознание, в том числе путём использования специальных видеовставок, двойной звукозаписи и иными способами;

Ø Размещение рекламы в учебниках и школьных тетрадях;

Ø При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться и иные требования законодательства РФ, в том числе гражданского.

Отдельно в законе прописана защита несовершеннолетних при распространении рекламной информации. В частности, не допускается

§ Дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних, побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.

§ Создание у несовершеннолетних искаженного представления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками.

§ Создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара;

§ Формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних не обладающих рекламируемым товаром;

§ Показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

§ Приуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних;

§ Формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Закон о рекламе содержит также особенности отдельных способов распространения рекламы – глава 2. В частности, там установлены требования к рекламе в печатных издания, телепрограммах, телепередачах, к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи и т.д.

……………………………………..05.11.2011…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: