Глава 20. Ответственность в области массовой информации

1. Ответственность за распространение запрещенной рекламы

Все виды запрещенной к распространению рекламы могут повлечь административную ответственность в виде предупреждения антимонопольного органа или штрафа.

Заведомо ложная реклама умышленно вводит потребителя в заблуждение. Другими словами, заранее зная о недостоверности сведений о рекламируемом товаре, рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) все же эти свед ения дает, производ ит или, соответственно, распространяет. Такая реклама влечет за собой угол овную ответственность в виде штрафа от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо ареста на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет (ст. 182 УК РФ).

Совершенная повторно в течение года после административного взыскания за те же действия ненадлежащая реклама - в любом из вышеперечисленных проявлений - также должна повлечь за собой уголовную ответственность. Однако Уголовный кодекс подобного состава преступления, увы, не предусматривает, и фактически ответственность не наступает.

Рекламодатель несет ответственность за содержание информации, которая передается в рекламном сообщении. Рекламопроизводитель несет ответственность за этап подготовки рекламы - в том случае, если он совершил какую-то ошибку в этом процессе, скажем, перепутал слова местами, добавил "не" либо, наоборот, убрал "не" в рекламном сообщении.

Рекламораспространитель несет ответственность в той части, которая имеет отношение прежде всего к месту, времени и сред ству размещения рекламы. Если рекламу определенных товаров нельзя распространять в дневное время, естественно, ответственн ость за нарушение этого положения несет рекламораспространитель, если рекламу каких-то товаров нельзя распространя ть вбл изи детских учреждений либо церквей и т.п., то за наруш ение этого также несет ответственность рекламораспространитель (ст. 38 Закона о рекламе).

Не отвечая за достоверность содержания рекламы, редакции средств массовой информации тем не менее имеют право требовать от рекламодателя предъявления документальных подтверждений истинности характеристик рекламируемого товара. Однако редакции не нарушают


закон и не несут ответственности, если не воспользуются этим правом. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара (будь то недвижимость, оружие, медикаменты или др.), а также при рекламе самого рекламодателя рекламораспространитель обязан потребовать пред ъявления, а рекламодатель - предоставить лицензию либо ее надлежащим образом заверенную копию. Заметим, что производство и реализация большой части товаров и услуг, которые рекламируются, требуют в нашей стране лицензии - лицензии на сделки с недвижимостью, лицензии на туристические и банковские услуги, лицензии на торговлю табаком и алкоголем и т.д.

Получается, что все, что можно производить, все услуги, которые можно оказывать только после получения лицензии, рекламировать можно только после ее получения. Если вы х отите рекламировать оружие, то сначала нужно получить лицензию на производство оружия, а потом уже рекламировать оружие. На самом деле это не так уж просто, ведь возможна ситуация, когда хотят рекламировать магазин еще до того, как его построят и откроют. Но это невозможно до получения лицензии на право торговли.

Хранить рекламные материалы рекламораспространитель обязан в течение года со дня последнего их распространения. Эти материалы, а также другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий государственными контрольными органами, уполномоченными следить за соблюдением законодательства в сфере рекламы, рекламораспространители обязаны предоставлять по первому их требованию. Полученные сведения, составляющие коммерческую тайну, контрольные органы разглашать не вправе, причем в законодательстве установлена ответственность за разглашение таких сведений (см., например, ст. 12, 13, 128 и 139 ГК РФ).

В газетах и журналах на последней странице часто публикуют объявления о том, что редакция не несет ответственности за содержание публикуемых в номере рекламных сообщений. На самом деле это объявление от ответственности в качестве рекламораспространителя еще ни одну редакцию не освобождало и не освободит. Редакция обязана, даже при получении уже готовой рекламы от уважаемого рекламодателя, убедиться в соблюдении в этом рекламном сообщении положений закона. Редакция не должна проверять правильность указанного в рекламе телефона, адреса, не должна посылать корреспондента, чтобы проверить, действительно ли товар имеется в продаже, но редакция должна убедиться в наличии у рекламодателя всех необходимых лицензий. Редакция также должна проверить, чтобы рекламные сообщения не нарушали положений Конституции и других законов нашей страны. Например, если в тексте рекламы есть слова, которые подрывают устои государственного строя, то за распространение этой рекламы несет ответственность и редакция распространившего ее СМИ.

Следует особо сказать о такой форме ответственности рекламодателей, как контрреклама. Под ней понимается опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. При этом все расходы по контррекламе несет нарушитель. Здесь обычная мера наказания - штрафы - недостаточно эффективна, поскольку уже введенный недопустимой рекламой в заблуждение потребитель может так и не узнать, что товары, которые он покупает, не обладают обещанными характеристиками или даже опасны для здоровья. Нередки случаи, когда компания, опубликовавшая недостоверную рекламу и заплатившая за это штраф, чувствует себя победителем, поскольку объем ее продаж возрос в несколько раз, даже несмотря на последовавший запрет министерства по антимонопольной политике на дальнейшее распространение этой рекламы: люди продолжают покупать ее продукцию по инерции. Воспрепятствовать этому может только контрреклама, хотя случаи ее применения пока редки.

2. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации

Например, учреждение СМИ через подставное лицо, получение свидетельства о регистрации обманным путем. В этом случае свидетельство о регистрации может быть признано недействительным только судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа. Получение свидетельства через подставное лицо есть один из способов получения свидетельства обманным путем.

При получении лицензии на вещание обманным путем согласно п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о СМИ лицензия аннулируется. Аннулирование лицензии производится решением выдавшего его органа.

Следующий вид нарушения законодательства о СМИ - скрытая уступка лицензии. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о СМИ при установлении комиссией по телерадиовещанию факта скрытой уступки лицензии лицензия аннулируется.

Неправомерное получение льгот, установленных для специализированных СМИ, также является нарушением законодательства о СМИ. Льготы установлены для СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения. Для них установлен пониженный регистрационный сбор.


Ответственность за этот вид нарушения законодательством о СМИ не установлена.

Незаконное изготовление продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 КоАП РФ.

Уклонение от перерегистрации (перерег истрация в соответствии со ст. 11 Закона о СМИ требуется при смене учредителя, изменении состава соучред ителей, а равно названия, языка, формы периодического распространения СМИ) противоречит интересам СМИ, поскольку в случае уклонения от перерегистрации они вынуждены будут не изготавливать, не распространять свою продукцию, так как согласно ст. 13.21 КоАП за изготовление и распространение продукции для СМИ, не прошедшего перерегистрацию, предусмотрена административная ответственность.

Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ либо установление незаконных ограничений на розничную продажу периодического печатного издания влечет административную ответственность в соответствии со ст. 13.16 КоАП РФ.

Незаконное распростран ение прод укции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 КоАП РФ.

Распространение продукции без разрешения на выход в свет влечет дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 192 ТК РФ.

Осуществление вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий влечет административную либо уголовную ответственность.

Предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (ст. 14.1 КоАП РФ).

Предпринимательская деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями (лицензией), влечет административную ответственность. Однако если в результате этих действий был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо указанная деятельность сопряжена с извлечением дохода в крупном размере, то нарушитель несет уже не административную, а уголовную ответственность, предусмотренную в ч. 1 ст. 171 УК РФ. Под доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 250 тысяч рублей.

За нарушение правил распространения обязательных сообщений предусмотрена административная ответственность (ст. 13.17 КоАП РФ).

За нарушение правил распространения рекламы предусмотрена административная ответственность (ст. 14.3 КоАП РФ).

Нарушение порядка объявления выходных данных влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 13.22 КоАП РФ.

Создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 13.18 КоАП РФ.

3. Основания освобождения от ответственности субъектов права массовой информации

Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действител ьности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:

1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

2) если они получены от информационных агентств;

3) если они сод ержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их
фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть
установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о
средствах массовой информации.

Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в


другом средстве массовой информации, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов.

4. Ответственность за ущемление свободы массовой информации

Однако следует отметить, что ущемление свободы массовой информации, т.е. воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

- осуществления цензуры;

- вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;

- незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;

- нарушения права редакции на запрос и получение информации;

- незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;

- принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

- установл ения ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

- нарушения прав журналиста, установленных Законом о СМИ, - влечет уголовную,
административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с
законодательством РФ.

Обнаружение органов, организац ий, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

5. Приостановление выпуска СМИ как особый вид ответственности

Следует отметить еще одну особенность привлечения к ответственности СМИ - это приостановление выпуска СМИ за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" дополнил Закон о СМИ новой ст. 16.1 "Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах" следующего содержания:

"Если в период избирательной кампании, кампании референдума после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации... к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах, Центральная избирательная комиссия РФ... вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений. Указанный федеральный орган исполнительной власти в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, немедленно осуществляет с привлечением заинтересованных лиц проверку фактов, изложенных в представлении, и обращается в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации... Приостановление выпуска сред ства массовой информации... осуществляется судом на срок до момента окончания голосования на выборах, референдуме, а в случае, если проводится повторное голосование, - до момента окончания повторного голосования."

Рассматриваемая поправка "находится в глубоком противоречии с требованиями российской Конституции и законов", - утверждает М.А. Федотов. Во-первых, она вводит неадекватное ограничение свободы массовой информации. Напомним, что при рассмотрении дел, связанных с проблемой ограничения права человека на информацию, Конституционный Суд РФ


придерживается правовой позиции, согласно которой всякое подобное ограничение должно быть соразмерно конституционно признаваемым целям такого ограничения.

Во-вторых, ст. 16.1 Закона о СМИ противоречит основополагающим нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях. На это было обращено внимание в заключении Правового управления Государственной Думы по проекту Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ, где указывалось: "В предлагаемой части 5 новой статьи 16.1 Закона фактически раскрыта объективная сторона некоторых правонарушений законодательства о выборах и референдумах, что может повлечь за собой конкуренцию действующих и проектируемых норм, в том числе и Кодекса РФ об административных правонарушениях. В этой связи также обращаем внимание, что согласно ст. 1.1 и 1.3 КоАП РФ, установление административной ответственности, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами, а также порядка производства по делам об административных правонарушениях, допускается именно в КоАП РФ, а не в иных законодательных актах".

Если рассматривать приостановление выпуска СМИ как меру пресечения административного правонарушения, то налицо явная коллизия с положениями ст. 27.1 КоАП РФ, которая разрешает в целях пресечения административного правонарушения применять только такие меры, как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, изъятие вещей и документов, арест товаров и иных вещей и т.д. В КоАП РФ просто нет такой меры пресечения, как приостановление или запрет выпуска средства массовой информации.

Если же рассматривать приостановление выпуска СМИ как административное наказание, то возникает противоречие со ст. 3.2 КоАП РФ, содержащей исчерпывающий перечень видов административных наказаний. Данная статья устанавливает, что в отношении юридических лиц наказания, за исключением предупреждения и штрафа, могут устанавливаться только самим Кодексом, а значит, никак не Законом о СМИ.

Глава 21. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"

1. Уголовная ответственность в Интернете

При размещении информации на интернет-сайте уголовная ответственность может возникать в случае, если размещение такой информации связано с распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь, достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 129 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ <*>). Гражданская ответственность возникает в соответствии со ст. 152 части первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ <**>, которая предусматривает, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Правила указанной статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

<*> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954. <**> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

И.М. Рассолов по этому поводу отмечал, что, "став неотъемлемой частью жизни, Интернет вместе с тем зачастую используется для совершения правонарушений, посягающих на конституционные права и законные интересы личности. Он в итоге становится источником противоправных, антиобщественных проявлений" <*>.

-------------------------------

<*> Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М., 2003. С. 200.

Деловая репутация юридического лица - одно из условий его успешной деятельности. Деловая репутация гражданина характеризует его как работника (профессионала в какой-либо области), представляет собой оценку его качеств, значимых для востребованности на рынке труда.

Положительная деловая репутация имеет определяющее значение как для крупной, так и маленькой компании, так и для гражданина.

Опорочить деловую репутацию лица в сети Интернет несложно. Недобросовестные субъекты могут использовать для этого различные инструменты: многочисленные форумы на интернет-сайтах, доски бесплатных объявлений, ленты средств массовой информации на интернет-сайтах, электронные рассылки, аналитические и сравнительные обзоры и т.д.

На практике часто встречаются ссылки о том, что такой-то товар некачественный, такая-то компания обманывает клиентов и т.д. В результате деловая репутация компании, которая


пользуется нелестными отзывами, дискредитируется, отсюда потеря потенциальных клиентов, финансовые потери, падение престижа, курса акций, утрата деловых партнеров и т.д.

Возможно установление ответственности в Интернете, в т.ч. уголовной, в отношении провайдеров, предоставляющих доступ к информации, неуместной для несовершеннолетних, а также иной информации. Этот под ход применяется в некоторых австралийских штатах, в США (х отя в США пока нет ни федерального закона, ни закона штата, которые придавали бы этим действиям законную силу). В России также устанавливается уголовная и административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. Статья 242 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов, ч. 2 ст. 280 УК РФ - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием средств массовой информации.

2. Административная ответственность в Интернете

Статья 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за изготовление и (или) распространение относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье. Кроме того, ст. 16 Закона РФ "О средствах массовой информации" устанавливает, что деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа. Основанием для такого прекращения являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований Закона о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, по поводу которых регистрирующим органом или органом государственной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации. Деятельность средства массовой информации может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" <*>. Статья 12 указанного Закона запрещает использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В противном случае применяются меры, предусмотренные в данном Законе, с учетом законодательства РФ о связи.

<*> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

Несмотря на законодательное закрепление в России соответствующих мер ответственности за злоупотребление свободой массовой информации, проблема размещения в Интернете нелегальной информации остается актуальной. В связи с чем представляется целесообразным наряду с установлением мер ответственности проводить политику стимулирования добровольного применения пользователями фильтрующих устройств.

3. Гражданская ответственность в Интернете

Использование интернет-сайта может явиться причиной нарушения прав граждан и юридических лиц. Вайшнурс А.А. по этому поводу отмечал, что Интернет сегодня "является ярко выраженным примером произвола в области права человека на доброе имя. Тому есть несколько причин: новизна данного средства распространения массовой информации, скудность специального законодательства в этой области, отсутствие широкой судебной и административной практики, отсутствие значительного числа квалифицированных в области интернет-технологий юристов как в судейском, так и адвокатском корпусе" <*>.

-------------------------------

<*> Вайшнурс А.А. Способы защиты чести, достоинства и деловой репутации в случае публикации ложных порочащих сведений в Интернете // Кодекс-info. 2002. N 11 - 12. С. 140.

Действия граждан и юридических лиц по размещению информации на интернет-сайте могут также нарушать нормы законодательства об авторских и смежных правах.

Большая часть правонарушений в сети Интернет связана с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности. Прежде всего это распространение произведений без разрешения (лицензии) правообладателей.

"Взаимодействие двух систем - авторского права и Интернета - не ограничивается простым "пересечением" их свойств. Интернет оказался технологией, которая способна сыграть для авторского права роль, не менее значимую, чем изобретенная И. Гутенбергом машина для


книгопечатания. В свою очередь, авторское право во многом обусловливает пути и степень развития сети Интернет" <*>.

-------------------------------

<*> Кобелев Ю. Авторское право и Интернет // http://www.russianlaw.net/law/doc/a142.htm.

Примером незаконного использования объектов интеллектуальной собственности при размещении информации на интернет-сайте могут служить получившие широкое распространение в сети Интернет так называемые музыкальные архивы (МР3-архивы), электронные библиотеки, галереи фотографий, видео-архивы. Как правило, размещение информации в данных архивах происходит без ведома автора и правообладателя, без выплаты им вознаграждений за использование их произведений, авторские договора не заключаются.

Электронно-цифровая форма объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет имеет несколько отличную от иных возможных форм природу. Но это не причина для того, чтобы ставить под сомнение саму возможность существования этих объектов в Интернете и в подобных ему других информационных сетях. Поэтому не может быть сомнений относительно того, что при использовании произведений автора в Интернете затрагивается его право <*>: существует -значит поддается регулированию.

-------------------------------

<*> Хромова А.Л. Интернет и авторские права: симбиоз или антагонизм // http://www.copyright.ru/publ-429.html.

Размещение (воспроизведение) произведения на интернет-сайте возможно только на основании договора с правообладателем/автором либо его соответствующего разрешения. Если у владельцев интернет-сайта нет такого разрешения (договора), значит, нарушаются авторские права, защищаемые законом (объем нарушения определяется в каждом конкретном случае).

Решением данной проблемы может служить институт коллективного управления имущественными правами, предусмотренный разделом IV Закона "Об авторском праве и смежных правах". В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи), могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.

Такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством.

Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

Российское общество по коллективному управлению правами авторов и иных обладателей в сферах мультимедиа, цифровых сетей и визуальных искусств (РОМС) занимается реализацией авторских прав в цифровых сетях, в том числе: 1) в Интернете; 2) при создании и использовании продуктов мультимедиа.

Так, размещение музыкальных произведений на интернет-сайте mp3.sarbc.ru осуществляется на основании Лицензионного соглашения с РОМС, которое предоставляет право при условии выплаты вознаграждения для авторов, правообладателей и субъектов смежных прав использовать музыкальные произведения при осуществлении с помощью цифровых сетей (в том числе Интернета) загрузки файлов, содержащих такие произведения, а также при предоставлении иным лицам возможности осуществлять такую загрузку.

Характерным правонарушением при размещении информации на интернет-сайтах является нарушение норм законодательства о рекламе.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопред еленному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства РФ о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о


возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

4. Ответственность провайдеров в Интернете

Ответственность провайдеров базируется на том, что они имеют организационно-техническую возможность в любой момент времени воздействовать на информационные общественные отношения своих пользователей. Форма воздействия может быть довольно разнообразной: от блокирования информационного обмена до информирования третьих лиц о содержании передаваемой информации <*>. Действительно, оператор связи в любой момент может приостановить доступ пользователя к интернет-сайту, определить сетевые реквизиты пользователя, разместившего информацию. Обязанность по информированию третьих лиц относительно информации и пользователях (потребителях) информации возлагается на операторов связи государством. Условия осуществления деятельности по предоставлению услуг связи, содержащиеся в лицензиях, выдаваемых операторам, предусматривают, что лицензиат при разработке, создании и эксплуатации сети связи обязан в соответствии с законодательством РФ оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи. Статья 64 Федерального закона о связи указывает на то, что операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

-------------------------------

<*> Наумов В. Проблема ответственности информационных провайдеров // Материалы Третьей всероссийской конференции "Право и Интернет: теория и практика" // http://www.russianlaw.net/law/books/book-law-net.htm.

Указанная многомерность отношений, а также тот факт, что оператор связи имеет техническую возможность в любой момент воздействовать на интернет-отношения своих пользователей, определили появление института ответственности операторов связи.

Существует три подхода к проблеме ответственности оператора связи за информацию, размещенную на интернет-сайте.

Первый подход предполагает, что оператор связи несет ответственность за все действия пользователей вне зависимости от наличия у него как у субъекта права знания о совершаемых действиях.

Второй подход освобождает оператора связи от ответственности за действия пользователей в том случае, если выполняет определенные условия, связанные с характером предоставления услуг и взаимодействием с субъектами информационного обмена и лицами, чьи права нарушаются действиями пользователей.

Согласно третьему подходу оператор связи не отвечает за действия пользователей.

В Китае и странах Ближнего Востока, например, используется первый подход, в Европе -второй. Так, в Европейской директиве по электронной коммерции от 28 февраля 2000 г. (разд. 4, ст. 12 - 15) проработано наибол ее детально решение проблемы указанного вида юридической ответственности.

Директива устанавливает, что провайдер не несет ответственности за передаваемую информацию в случае, если он не инициирует ее передачу, не выбирает получателя информации и не влияет на целостность передаваемой информации. При этом допускается временное хранение передаваемой информации для осуществления необходимых технических действий по ее передаче. Утверждается, что провайдер не несет ответственности за действия пользователей при предоставлении услуг хостинга, если он не был осведомлен об их противозаконной информационно-правовой деятельности и после получения информации об этом прекратил размещение или доступ к информации.

В настоящее время в ряде стран мира приняты предметные законы, касающиеся института ответственности провайд еров. В шведском Законе, регулирующем ответственность владельцев досок объявлений (Act (1998:112) on Responsibility for Electronic Bulletin Boards), устанавливается, что таковые обязаны уд алять сообщения третьих лиц в том случае, если сод ержащаяся в них информация нарушает ряд норм уголовного и гражданского законодательства (в части авторского права) <*>. Так, в марте 2002 г. шведский суд привлек к ответственности по этому Закону редакцию газеты "Aftonbladet" за сообщения нацистского содержания, размещенные на форуме сайта газеты. Форум модерировался, но редакторы сайта в течение некоторого времени не могли удалить сообщения по техническим причинам. Несмотря на то что сообщения в конечном счете были удалены, суд признал редакцию виновной (дело Stockholms tingsratt dom 2002-03-07, mel nr B


7655-00). Такой же принцип был применен в деле Playboy Enterprises, Inc. V.Frena (839 F.Supp. 1552 (1993)). Окружной суд штата Флорида признал владельца сайта, чья доска объявлений содержала размещенные третьими лицами фотоматериалы истца и функционировала в режиме открытого доступа, виновным в нарушении авторских прав <**>.

-------------------------------

<*> Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М., 2003. С. 231.

<**> Шириков А. Кто писал - не знаю, за то и отвечаю // ЭЖ-Юрист. 2005. N 12.

В российском законодательстве на сегодняшний день не определена ответственность операторов связи за размещение информации на обслуживаемых ими интернет-сайтах и не установлена возможность предъявления к ним претензий за качество размещаемой информации.

С. Волков и В. Булычев считают, что этот вопрос об ответственности владельцев интернет-сайтов за информацию, размещенную на них, должен решаться в зависимости от того, можно ли установить автора тех сведений, которые расположены на страницах интернет-сайта. В случае, если автора установить невозможно и сведения являются анонимными (а известно, что именно возможность быть анонимным выступает в качестве характерной особенности интернет-коммуникаций), надлежащим ответчиком должен выступать владелец интернет-сайта, на котором расположены сведения <*>. Этой же точки зрения придерживается и А. Шириков, указывая, что ответственность владельца сайта может наступать лишь в том случае, когда нет технической возможности установить личность автора сообщения <**>. По его мнению, привлекать владельца сайта к ответственности за факт размещения на нем противоречащих законодательству сообщений возможно лишь в случаях, если:

-------------------------------

<*> Волков С., Булычев В. Защита деловой репутации от порочащих сведений // Российская юстиция. 2003. N 8.

<**> Шириков А. Невиноватые мы // Экономика и жизнь. 2005. N 15.

- сообщение находится на сайте достаточно долго и размещено так, что к нему имеет реальный доступ неограниченный круг пользователей;

- владелец сайта, имея возможность удалить сообщение, не воспользовался ею в течение разумного времени.

Таким образом, провайдер не несет ответственности в случаях, если:

1) незаконные действия пользователя невозможно достоверно выявить;

2) если действия пользователя нарушают обычаи делового оборота;

3) если провайдер не является отправителем электронного документа;

4) не определял получателя электронного документа;

5) не составлял содержание электронного документа;

6) также провайдер не несет ответственность за сохранность документа и не обязан
проверять соответствие электронного документа законодательству РФ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Программа курса "Информационное право"

Цели и задачи преподавания дисциплины

Формирование у студентов-юристов нового мышления, основанного на использовании новейших информационных и информационно-телекоммуникационных технологий, которые активно способствуют развитию экономики, политики, государства на основе становления информационного общества и принципах современного информационного права России.

Формирование у студентов представления об информационных отношениях; субъектах информационно-правовых отношений; о правовом режиме получения, передачи, хранения и использования информации; о юридических аспектах информационного обмена, информационной безопасности, ответственности в информационной сфере.

Подготовка высококвалифицированных специалистов-юристов для работы в органах государственной власти (в том числе в правоохранительных органах) и в других сферах (юридическое обслуживание предпринимательской деятельности, управление организациями, кадровое дело, правовое образование и т.д.), способных представлять интересы в области международного информационного обмена, а также способных ориентироваться в проблемах формирования рынка информационных ресурсов и обеспечивать информационную безопасность государства, общества и личности.

Задачи информационного права России:


- определение места и роли информационного права и информационного законодательства
в современном информационном обществе;

- изучение организации в России информационно-правового обеспечения органов государственной власти, юридических и физических лиц;

- изучение зарубежного опыта в области регулирования, упорядочивания и защиты отношений, возникающих в сфере создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, получения, распространения и применения информации;

- изучение международного информационного законодательства, информационного
законодательства РФ, выработка практических навыков применения информационного
законодательства;

- активизация решения проблем юридической науки в области информационных отношений в соответствии с новыми общественными потребностями;

- развитие научного творчества студентов-юристов в области информационного права;

- изучение общих институтов и положений информационного права (право доступа к
информации, режимы информации, тайна, информационная безопасность, электронная
коммерция, информационные ресурсы, Интернет и др.).

Изучение информационного права позволит студенту решать следующие задачи:

- уметь вести поиск необходимых нормативно-правовых актов и информационно-правовых
норм в системе действующего законодательства, в том числе с помощью автоматизированных
информационно-правовых систем;

- квалифицированно толковать и применять законодательство по информационным правонарушениям, информационному рынку, субъектам информационного права и другим проблемам информации и информационных ресурсов;

- выработать навыки творческого мышления для самостоятельного послевузовского повышения знаний законодательства, уровня своей профессиональной подготовки, умения ориентироваться в обширном и динамично развивающемся информационном законодательстве, разрабатывать и решать новые информационно-правовые проблемы.

Методологические основы формирования информационного права как комплексной отрасли права, с одной стороны, - объективная связь информационного права с государственным управлением как видом социального управления, где информация является особым ресурсом государственного управления и средством управляющего воздействия на социальный процесс, с другой стороны - информация является объектом гражданского оборота, обеспечивая методологическую связь информационного права с гражданским правом.

Эти аспекты определяют структуру и содержание информационного права как учебной дисциплины. Учебные материалы должны выработать у студента понимание специфики общественных отношений, урегулированных нормами и институтами российского информационного права. Необходимо изложить учебные материалы, относящиеся к нормам и институтам информационного права, разграничивающим полномочия и компетенцию субъектов информационного права, в том числе учитывая правоохранительный (юридический) профиль подготовки специалистов, государственному контролю и обеспечению информационной безопасности личности, общества и самого государства, а также вопросам ответственности и гарантиям прав различных субъектов в информационной сфере. Специфика изложения и изучения учебного материал а на лекциях и семинарах, структура и содержание под робно опред еляется ниже.

Преподавание информационного права должно иметь геополитическую и прогрессивную направленность, связанную с реализацией задачи: вхождения России в современное информационное общество и ликвидации некоторого отставания в развитии информационной инфраструктуры страны. Изложение учебных материалов должно увязываться с необходимыми историческими и сравнительно-правовыми их пояснениями, объяснением целей общественной значимости норм и институтов информационного права, должно быть направлено на воспитание у студентов чувства сопричастности к судьбам отечества, формирование созидательного мировоззрения будущих юристов.

Структура и содержание дисциплины

Раздел I. Общие положения

Тема 1. Информационное право как отрасль права.

Понятие информации. Виды информации. Документированная и недокументированная информация. Предмет информационно-правового регулирования. Международный характер информационного права. Комплексный характер информационного права. Соотношение информационного права со смежными отраслями права. Особенности формирования информационного права. Методы информационно-правового регулирования.

(Распределение часов: лекции - 4, семинары - 4.)


Тема 2. Информационно-правовые нормы и отношения. Система и источники информационного права.

Информационная норма: понятие, особенности, виды. Информационно-правовые отношения: понятие, соотношение с правовой нормой, структура, защита информационно-правовых отношений. Система информационного права. Понятие и виды источников информационного права.

(Распределение часов: лекции - 2, самостоятельная работа - 2.)

Тема 3. Принципы информационного права.

Понятие принципов информационного права. Виды принципов информационного права. Общеправовые принципы. Специальные принципы информационного права. (Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.)

Тема 4. Правовое регулирование информационной сферы за рубежом.

Особенности информационно-правового регулирования в США. Государственное регулирование информационного рынка в Японии. Организационная структура защиты персонифицированной информации в Германии.

(Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.)

Тема 5. Понятие и виды субъектов информационного права.

Понятие субъекта информационного права. Виды субъектов информационного права. Российская Федерация как субъект информационного права. Субъекты РФ и муниципальные образования. Граждане и другие физические лица. Общественные объединения граждан. Коммерческие юридические лица.

(Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.)

Раздел II. Государственное регулирование информационной сферы

Тема 6. Система органов государственной власти, регулирующих информационную сферу.

Система и полномочия органов государственной власти, обеспечивающих право доступа к информации. Система и компетенция органов, обеспечивающих охрану государственной тайны. Компетенция органов государственной власти по обеспечению правового режима конфиденциальной информации.

(Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.)

Тема 7. Правовые режимы информационных ресурсов.

Понятие и виды конфиденциальной информации. Режимы защиты информации. Государственная тайна как предмет, изъятый из гражданского оборота. Служебная тайна и профессиональная тайна. Тайна частной жизни. Коммерческая и другие виды тайн.

(Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.)

Тема 8. Правовое регулирование создания и применения информационных технологий.

Понятие и виды информационных технологий. Порядок создания информационных технологий. Информационные технологии в применении государственными организациями, коммерческими юридическими лицами и физическими лицами: правила эксплуатации и ограничения применения. Нарушения порядка применения информационных технологий: информационные войны, несанкционированный мониторинг за активностью потребителя информации.

(Распределение часов: лекции - 2, семинары - 4.)

Тема 9. Правовое регулирование создания и применения информационных систем и их сетей.

Понятие и виды информационных систем и сетей. Порядок создания и применения информационных систем и их сетей. Информационные системы связи: Интернет, электронная почта, цифровая связь, мобильная связь. Множественная юрисдикция субъектов правовых отношений в Интернете (разработчик, провайдер, пользователь). Порядок разработки и официальной регистрации программ для ЭВМ и баз данных.

(Распределение часов: лекции - 2, семинары - 4.)

Тема 10. Правовое регулирование информационных ресурсов.

Понятие и виды информационных ресурсов. Порядок формирования информационных ресурсов. Порядок предоставления информационных услуг. Государственное регулирование


библиотечного и архивного дела. Особенности государственного регулирования в условиях сетевой работы и работы с базами данных.

(Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.)

Тема 11. Международный информационный обмен и информационный рынок.

Понятие международного информационного обмена. Международное и внутригосударственное правовое регулирование глобализации информационной среды. Субъекты правоотношений информационного обмена. Понятие и структура информационного рынка. Понятие электронной коммерции, ее элементы. Электронное мошенничество.

(Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.)

Тема 12. Внутриорганизационное управление с использованием информационных систем.

Управление в области защиты информации на предприятиях. Особенности внутриорганизационного управления в условиях сетевой работы и работы с корпоративными базами данных. Правовое регулирование телеработы (виртуальный офис с функционированием удаленного или мобильного персонала). Внутриорганизационное управление с использованием информационных технологий. Электронный документооборот. Юридическое значение электронной подписи.

(Распределение часов: лекции - 2, семинары - 4.)

Тема 13. Государственное регулирование средств массовой информации.

Понятие и виды СМИ: традиционные и сетевые. Правовой статус печатных, электронных и телекоммуникационных СМИ. Компетенция органов государственного управления в отношении СМИ. Правовое регулирование использования информационных технологий в политической и коммерческой рекламе (publi c relations). Организация издательского дела. Понятие электронной публикации.

(Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.)

Тема 14. Права граждан в информационной сфере.

Право на доступ к информации. Право на защиту персонифицированной информации. Право интеллектуальной собственности. Авторские права. Патентные права. Понятие и правовой статус ноу-хау.

(Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.)

Тема 15. Информационно-правовое обеспечение пользователей информации.

Понятие и виды информационно-правовых систем. Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах. Справочные правовые системы семейства "КонсультантПлюс". Информационная правовая система "Кодекс". Универсальная система поддержки правоприменения "Гарант". Юридическая справочно-информационная система.

(Распределение часов: лекции - 2, семинары - 2.)

Раздел III. Информационная безопасность Тема 16. Понятие и виды информационной безопасности.

Понятие безопасности личности, общества, государства. Понятие обеспечения безопасности. Понятие и виды информационной безопасности.

Тема 17. Информационная безопасность личности.

Понятие информационной безопасности личности. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области информационных правоотношений. Запрет цезуры. Ограничения использования информации о частной жизни. Гарантии информационных прав граждан. Право на суд ебную защиту. Правовые и этические пределы вмешательства в личную жизнь при использовании интерактивных методов работы с аудиторией.

Тема 18. Информационная безопасность общества.

Понятие информационной безопасности общества. Правовое регулирование средств информатизации, телекоммуникации и связи. Правовое регулирование единого информационного пространства РФ.

Тема 19. Информационная безопасность государства.

Понятие информационной безопасности государства. Обеспечение защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.


Тема 20. Обеспечение безопасности в глобальном информационном пространстве.

Понятие безопасности в глобальном информационном пространстве. Информационное обеспечение государственной политики РФ. Правовое регулирование государственных информационных ресурсов.

(Распределение часов по всем темам раздела: лекции - 2, самостоятельная работа - 4.)

Раздел IV. Ответственность в информационной сфере

Тема 21. Ответственность за правонарушения в информационной сфере.

Общая характеристика и виды ответственности за правонарушения в информационной сфере. Дисциплинарная ответственность в информационной сфере. Административная ответственность в информационной сфере. Уголовная ответственность в информационной сфере. Материальная ответственность в информационной сфере.

(Распределение часов: лекции - 2, самостоятельная работа - 4.)

Приложение 2. Словарь терминов

Банковская тайна - защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения о клиентах, разглашение которых может наруш ить право последних на неприкосновенность частной жизни.

Виды доступа информации - обязательное доведение информации до всеобщего сведения; свободный доступ сообщения информации для всеобщего сведения; предоставление информации по запросу (может быть платным).

Виды информационного оружия - обычное оружие, направляемое по целеуказаниям средств радиотехнической разведки с частичным самонаведением на конечном участке; высокоинтеллектуальное - самонаводящиеся боеприпасы; радиочастотные маскирующие помехи; большие уровни электромагнитных или ионизирующих излучений; воздействие импульсом высокого напряжения через электрическую сеть; воздействие систем связи на ЭВМ; средства генерации естественной речи конкретного человека (изменение голоса).

Виды информационных правоотношений - а) правоотношения, возникающие в области поиска, получения и потребления информации (например, правоотношения, регулируемые ст. 29 Конституции РФ); б) правоотношения, связанные с производством и распределением исходной и производной информации (например, правоотношения в сфере деятельности СМИ, авторские права в гражданском праве); в) правоотношения в области формирования информационных ресурсов и пред оставления информационных услуг (например, правоотношения, регулируемые Законом "Об обязательном экземпляре документов", Законом "О библ иотечном деле", Законом "Об архивном деле в РФ"); г) правоотношения в области создания и применения информационных технологий, их сетей и средств их обеспечения (право на создание информационных сетей, обязанность на заключение договоров на создание таких объектов для государственных нужд); д) правоотношения в области обеспечения информационной безопасности (право на защиту личной жизни, информации от несанкционированного доступа, защита различных видов тайн).

Виды информационных технологий - высокие интеллектуальные информационные технологии - генерация технических решений, реализующих ситуационное моделирование, позволяющих выявить связь элементов, их динамику и обозначить объективные закономерности среды; вспомогательные информационные технологии - технологии, ориентированные на обеспечение выполнения определенных функций (бухгалтерский учет и статистика, ведение системы кадров, документооборота, ведение финансовых операций, системы для стратегического управления и т.д.); коммуникационные информационные технологии - технологии, обеспечивающие развитие телекоммуникации и ее систем.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и в пространстве в целях хранения или использования.

Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, - процедура оформления права на доступ (санкционированное ознакомление). Состоит из следующих элементов: обязательство нераскрытия данных сведений; временное ограничение прав субъекта государственной тайны; льготы, предоставляемые субъектам государственной тайны; ответственность за разглашение


государственной тайны; проверочные мероприятия; решение уполномоченных органов о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

Допуск к информации - возможность получения информации и ее использования.

Задачи деятельности органов власти в информационной сфере - а) информационное обеспечение деятельности органов (работа по структуризации информации и выбор наиболее правильных легитимных средств обработки информации); б) предоставление каждым органом власти информации другим пользователям.

Закрытый ключ электронно-цифровой подписи - уникальная последовательность символов, известная обладателю электронно-цифровой подписи.

Интернет - универсальная информационная система, включающая в себя два самостоятельных блока: а) глобальное объединение компьютерных и коммуникационных сетей; б) программные средства, обеспечивающие сетевой сервис (электронная почта, мультимедиа и др.).

Информатизация - процесс организации социально-экономических и научно-технических оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная безопасность - состояние защищенности национальных интересов страны (т.е. жизненно важных интересов, основанных на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Содержание информационной безопасности составляют жизненно важные интересы субъекта в информационной сфере и внутренние и внешние угрозы, возникающие в отношении данных интересов.

Информационная безопасность государства - защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности с использованием информационных средств. Жизненно важные интересы государства в информационной сфере: а) создание условий для реализации интересов личности и общества в информационной сфере; б) формирование институтов общественного контроля за органами государственной власти; в) безусловное обеспечение законности и правопорядка; г) создание условий для развития собственной информационной инфраструктуры; д) формирование системы подготовки и реализации решений органов государственной власти, обеспечивающих национальные интересы страны; е) защита государственной информационной системы и информационных ресурсов (в том числе защита государственной тайны); ж) защита единого информационного пространства страны; з) развитие равноправного и взаимного международного сотрудничества. Угрозы информационной безопасности государства: размывание единого правового пространства страны из-за принятия субъектами РФ не соответствовавших Конституции РФ правовых актов; разрушение единого информационного пространства России; вытеснение российских информационных агентств и средств массовой информации с внутреннего информационного рынка; монополизация информационного рынка; блокирование деятел ьности государственных средств массовой информации по информированию российской, зарубежной аудитории; ослабление роли русского языка как государственного языка РФ; несанкционированное целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие информационных систем; низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики (дефицит кадров, отставание информационных систем от международных стандартов).

Информационная безопасность личности - состояние и условия жизнедеятельности личности, при которых реализуются ее информационные права и свободы. Жизненно важные интересы личности: а) соблюдение и реализация конституционных прав на поиск, получение прав и распространение информации; б) реализация прав гражданина на неприкосновенность частной жизни; в) использование информации в интересах не запрещенной законом деятельности, физического, духовного, интеллектуального развития; г) защита прав на объекты интеллектуальной собственности; д) обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой вредной информации. Угрозы интересам личности: а) применение нормативных правовых актов, противоречащих конституционным правам граждан; б) противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами прав на неприкосновенность частной жизни; в) неправомерное ограничение доступа к открытой информации; г) нарушение прав граждан в области массовой информации; д) противоправное применение специальных средств, воздействующих на сознание; е) манипулирование информацией (дезинформация; сокрытие либо искажение информации).

Информационная безопасность общества - защита экономических, социальных, международных и духовных ценностей от внешних и внутренних угроз с использованием информационных средств. Жизненно важные интересы общества: а) обеспечение интересов общества; б) построение правовог о государства; в) построение информационного общества; г) сохранение нравственных ценностей общества; д) предотвращение манипулирования массовым сознанием; е) приоритетное развитие современных информационных технологий. Угрозы информационной безопасности общества: а) неисполнение требований закона; б) дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения информации; в) усиление зависимости общественной жизни от зарубежных инфраструктур; г) активизация различного рода религиозных


сект; д) снижение уровня духовной нравственности, творческого потенциала населения России; е) отток специалистов за рубеж; ж) нарушение прав в сфере оборота информации (утечка, перехват, хищение, навязывание ложной информации); з) нарушение правил в области функционирования информационных систем; и) нарушение правил в обл асти использования средств обеспечения информационной безопасности: воздействие на парольные ключи системы, использование несертифицированных информационных технологий.

Информационная война - действия, направленные на достижение информационного превосходства, поддержку национальной военной стратегии посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственника информации.

Информационная система - технологическая система, представляющая совокупность технических, программных и иных средств, объединяющих структурно и функционально несколько видов информационных процессов, и предоставляющая информационные услуги.

Информационное оружие - средство уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты; ограничения, воспроизведения доступа к ним законных пользователей, дезорганизации работы технических устройств, вывода из строя телекоммуникационных сетей и средств высокотехнологического обеспечения жизни общества и государства.

Информационное право - совокупность правовых норм, охраняемых государством, возникающих в сфере производства, преобразования и потребления информации. Право является информационной системой, следовательно, информационное право изучает и информационную сущность права.

Информационно-правовая норма - норма права, регулирующая обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационно-правовая норма задает содержание прав и обязанностей субъектов, участвующих в правоотношении. Она способствует реализации информационных прав и свобод, а также информационных процессов при обращении информации.

Информационно-правовое правоотношение - явление, в котором абстрактная информационно-правовая норма приобретает свое реальное бытие.

Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Информационные ресурсы - отдельные документы и массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах.

Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. С точки зрения философии информация - это отображение разнообразия. Объектом правового регулирования является только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании.

Информация с ограниченным доступом - сведения, составляющие государственную тайну, служебную тайну, ноу-хау, коммерческую тайну, персональные данные. Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками: а) доступ ограничен в соответствии с законом; б) цель ограничения - защита прав субъектов на тайну.

Информация, не подлежащая засекречиванию, - сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан; о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности; о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: