Комментарий к статье 15
1. Комментируемая статья своим содержанием апеллирует к положениям ст.150 ГК РФ, согласно которой жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Названной статьей также предусматривается возможность защиты представленных нематериальных благ в тех пределах, в каких использование способов защиты права вытекает из существа нарушения и характера его последствий.
Вместе с тем буквальный анализ представленной нормы позволяет отметить, что законодатель предполагает возможность свободного использования указанных сведений в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, в целях политической агитации до того момента, когда обоснованность названных действий не будет поставлена под сомнение, что противоречит не только требованиям настоящего Закона, но и общим началам и принципам действующего законодательства, регулирующим общественные отношения в данной области.
|
|
Согласно настоящему Закону ограничения на обработку персональных данных, используемых в представленных целях, имеют место лишь в случае прямых контактов с потенциальными потребителями с помощью средств связи. Отсутствие названных условий не влечет для оператора каких-либо правовых последствий. Таким образом, по смыслу анализируемой нормы согласие субъекта персональных данных на их обработку должно быть получено лишь в части, касающейся применяемого способа обработки для достижения сформированных целей.
Соответственно, предоставление оператором подобных услуг сторонним организациям должно исключаться при любой работе с персональными данными, даже если эта деятельность осуществляется негосударственными организациями. Любая адресная реклама должна производиться только с предварительного согласия граждан, т.к. иное является несанкционированным вмешательством в частную жизнь граждан. Несанкционированная гражданином адресная политическая агитация повлечет нарушения еще и избирательных прав граждан.
В целях ограничения произвольной обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации законодатель вводит презумпцию "несогласия". Цели и способы такого рода обработки персональных данных будут считаться законными лишь при условии, что оператор докажет наличие согласия субъекта на их обработку.
|
|
2. По смыслу комментируемого нормативного правового акта заведомая обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации, осуществляемая при отсутствии согласия субъекта на их обработку, не препятствует оператору в дальнейшем осуществлении такого рода деятельности, до тех пор пока субъект не предъявит требование о ее прекращении.
Возражение против обработки своих персональных данных высказывается субъектом персональных данных оператору путем направления соответствующего заявления.
Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением права на неприкосновенность частной жизни, в том числе с нарушением требований настоящего Федерального закона, и не удовлетворяет его требования устранить нарушения, он вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.