Основные литературоведческие направления и школы 19 века

Предпосылки появления науки о литературе:

1) Признание того, что природа и культура требуют разных способов познания

2) Оформление принципа историзма — возможность бесконечного изменения человеческой природы — идея прогресса в гуманитарной сфере.

3) Выдвижение мастера на первый план, возникновение авторской воли

Биографический метод — родоначальник Сент-Бёв. Произведение — заговорившая личность. Личность — душевный мир художника. Строго научным этот метод назвать нельзя.

Ипполит Тэн перемещает акцент с частного на общее и возникает Культурно-историческая школа — через произведение познаётся эпоха. Важнейшей предпосылкой школы явились успехи естествознания, общий подъем науки: с позиций К.-И.Ш., филология как наука должна руководствоваться точными методами изучения фактов, быть подчинена принципам доказательства, точности, логическому объяснению явлений искусства. сновная особенность К.-И.Ш. - ее историзм, выдвигаемый в качестве главного метода исследования. Представители данного учения стали рассматривать художественное произведение как «дух» (мысли и нравы) народа в различные исторические периоды его жизни. Исходя из этого положения утверждалось равноправие искусства каждого народа, времени, стиля, велась переориентация литературоведения на изучение закономерностей развития культурно-исторического мира. В теоретических исследованиях И. Тэна акцент делается на установление закономерных связей между фактами (отдельными произведениями искусства). Характерные особенности произведения искусства, по Тэну, объясняются «расой» (врожденным национальным темпераментом), «средой» (климатическими и природными условиями, социальными обстоятельствами) и «моментом» (влиянием традиций).

Мифологическая школа — у истоков — Якоб и Вильгельм Гримм. Философская основа классической мифологической школы стала эстетика Шеллинга, братьев Шлегеллей, которые утверждали, что в основе всякой культуры, литературы оказывается мифология. Целенаправленно идеи стали развиваться в период формирования романтизма, когда возродился интерес к легендарному прошлому, фольклорным жанрам.
Теорию европейской мифологической школы разработали фольклористы братья Гримм в книге «Немецкая мифология». Используя принципы сравнительного метода, фольклористы противопоставляли сказки с целью выявления общих моделей, образов, сюжетов. Источник индоевропейского фольклора – «Панчачакра». В России мифологический метод распространяется в середине 19в. Его классики – Буслаев, Афанасьев, Пропп. Буслаев рассматривал миф с этимологической точки зрения, как лингвист, культуролог, утверждая, что в основе мифологических сюжетов оказываются объективные факты и явления.

Психологическая школа — Э. Эннекен; в России - А. А. Потебня), исследовала: 1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий источник и прообраз самого произведения; 2) психологию художественного восприятия, акцентируя зависимость содержания произведения от воспринимающего субъекта.

Социологическое направление —Чернышевский, Писарев, Добролюбов — рассмотрение персонажа в контексте общества, среды. Это было обосновано, т.к. долго не было политических изданий — русская литература взяла этот груз. Философские проблемы + размышления о будущем России — критикам тоже можно обо всём размышлять.

В противовес позитивизму (филос. направление 19—20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретических построений.) возникает Интуитивная школа —Анри Бергсон. С помощью интуитивного озарения можно понять объективные вещи в литературном произведении.

Духовно-историческая школа — Художественное произведение наиболее адекватно (в сравнении даже с гуманитарными науками — «науками о духе») постигает жизнь: оно включает как общие свойства эпохи, так и прежде всего неповторимую душевно-духовную целостность индивида, как доступный «пониманию» «объективный дух», так и неизъяснимую «последнюю тайну» жизни. Истолкование (по Дильтею «понимание») произведения возможно только через «сопереживание», «вчувствование»; но и «понимание», выражаемое посредством описательной психологии или философских понятий, никогда не исчерпывает всего смысла произведения, таящего в себе также иррациональную стихию. Во главу угла ставится человек, духовное начало. Все познаётся интуитивно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: