Основные литературоведческие направления и школы 20 века

Фрейдизм — Фрейд. Интерес Ф. к иск-ву ограничен: не создавая «психоаналитической» эстетики, он исследовал лишь нек-рые проблемы худож. деятельности, выяснял в первую очередь роль иск-ва в психич. жизни художника и зрителя. Подвергая «психоанализу» писателей и художников прошлого, Ф. рассматривает иск-во только со стороны «его личного происхождения», как «выражение намерений и порывов художника»; произв. представляется при этом продуктом переработки эмоцион. конфликтов, порождаемых детскими сексуальными переживаниями. Такое — одностороннее — рассмотрение худож. произв. «по ту сторону» их специфич. качеств реализуется в двух направлениях: анализируются психич. структуры (в т. ч. подсознат. комплексы) в характере художника, являющиеся «мотивами» его творчества, и исследуются психологич. основы худож. символики.

Ритуально-мифологическая школа — метод в западном (гл. обр. англо-амер.) лит-ведении и культурологии, предельно сближающий фольклор, лит-ру и др. виды иск-ва с мифом и ритуалом. Возник в 30-е гг. 20 в. как синтез ритуально-мифологич. направления в области изучения древних культур (Дж. Фрейзер и «Кембриджская группа» его последователей — Д. Харрисон, А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд) и аналитической психологии К. Г. Юнга. Ритуально-мифологич. теория в крайней форме представлена в трудах Ф. Рэглана и Э. Хаймана; из их работ вытекало требование рассматривать ритуально-мифологич. модели не как источник поэтич. фантазии, а как ее структуру. Исполнению такой задачи чрезвычайно содействовала теория архетипов (т. 9) Юнга. Р.-м. к. ищет в произв. не только мифологич. мотивы, символы и метафоры, сознат. и бессознательные, но прежде всего воспроизведение определ. ритуальных схем, особенно обрядов инициации, эквивалентных, по ее мнению, психологич. архетипу смерти и нового рождения. Фрай утверждает абсолютное единство мифа, ритуала, архетипа и возводит к ним лит. образы и жанры, разрабатывая своеобразную «литературную антропологию». Он соотносит четыре фазы природного цикла, отмеченные древними ритуалами, с мифами, архетипами, образами и жанрами, организованными в силу метафорич. отождествления или ассоциаций по аналогии. Так, увязываются заря, весна, мифы о рождении героя, о воскресении, дифирамбич. и рапсодич. поэзия; или заход солнца, осень, смерть, миф об умирающем и воскресающем боге, трагедия и элегия.

Сцаентизм

Антропологизм

Формальный метод — соединение саентизма и психологизма. Основатели русской формальной школы называли себя морфологической школой. Ф. ш. резко отмежевалась от старого литературоведения, лозунгом и смыслом ее деятельности объявлялась спецификация литературоведения, изучение морфологии художественного текста. Формалисты превращали литературоведение в настоящую науку со своими методами и приемами исследования. «ФОРМА́ЛЬНЫЙ МЕ́ТОД» в литературоведении — метод, утверждающий взгляд на худож. форму как на категорию, определяющую специфику лит-ры и способную к имманентному саморазвитию или подчиненную отвлеченным логико-математич. законам. Методич. принципы ряда разновидностей «Ф. м.» на Западе сводились к «пристальному чтению» худож. произведения при игнорировании всех «внелитературных» компонентов. Итоги его развития — утверждение статистич. описат. методики в науке о лит-ре, отказ от генетич. и эволюц. подхода к ее предмету, от сравнит. и историч. метода. Общим для рус. сторонников «Ф. м.» было стремление преодолеть характерный для лит-ведения того времени в разл. его направлениях дуализм формы и содержания, что выразилось в представлении о «форме» как единств. реальном носителе специфики иск-ва и отнесении содержания к «внехудожественной» категории и в сведении формы преим. к «поэтическому языку», обладающему «имманентными» законами развития и независимому от др. внелитературных «рядов».

Неогерменевтика

Структурализм - направление в литературоведении, один из методов гуманитарных наук, разработанный с целью обнаружить, описать и объяснить структуры мышления, лежащие в основе культуры прошлого и настоящего.

Термин структурализм возник во второй половине 40-х - первой половине 50-х гг. XX в. в трудах французского этнолога К. Леви-Строса.

... Конечной задачей структурализма становилось нахождение механизма порождения текста.

... В центре внимания структурной поэтики - проблемы организации всех текстовых элементов в художественную целостность, выявление внутритекстовых связей, выделение уровней структуры произведения и установление иерархических связей между ними, наконец, моделирование как отдельного текста, так и художественной структуры целых групп произведений, литературных направлений и даже эпох -все эти неотъемлемые от структурализма приемы и задачи предполагают анализ системы отношений элементов, составляющих художественную целостность.

... Основой методики структурной поэтики является принцип имманентного исследования произведения: художественный текст рассматривается как некоторая данность, которая подвергается анализу как самостоятельное целое. Изучение текста на уровне структурной поэтики не предполагает «выхода» к исторической обстановке, в которой создавалось произведение, его сопоставлению с другими художественными явлениями, к биографии самого писателя. Находясь в рамках текстовой данности, ограничиваясь чисто «внутренним анализом», исследователь выявляет элементы художественного текста и рассматривает связи между ними. Таким образом, каждая часть художественной структуры соотносится с другими компонентами той же структуры. Один из лидеров французского структурализма Ролан Барт называет такой способ анализа произвольно закрытым.

... Методология и методические приемы структурного анализа у различных ученых неоднородны. Ролан Барт и другие французские структуралисты (Тодоров, Кристева, Греймас) сосредоточили внимание на теоретических проблемах и на имменентном анализе поэтических текстов. Ц. Тодоров в своей книге «Поэтика прозы» (1971) предлагает в связи с применением новой структурной методологии новое построение самой науки и литературе, различая два наиболее общих подхода к проблеме изучения литературы, взаимно дополняющие друг друга:

1) изучение литературного текста как такового, когда литературное произведение представляет собой единственный объект и конечную цель исследования, именуется им интерпретацией (не совпадающей с общепринятым в современной науке пониманием этого термина как истолкования литературного произведения, постижения его смысла, идеи, концепции);

2) объектом анализа становятся уже не отдельные произведения, а их группы. Исследователь стремится к установлению общих законов, по которым строятся такие произведения, - этот подход можно было бы назвать, по мышлению Тодорова, научной критикой. Этот подход отрицает автономность литературного произведения, которое рассматривается как результат действия внелитературных закономерностей, относящихся к сфере психологии, общественной жизни или так называемого «человеческого духа». Исследование художественного произведения оказывается сродни дешифровке или переводу: поскольку произведение воплощает в себе «нечто», поскольку задача исследователя - добраться до этого «нечто», расшифровать поэтический код.

Постструктурализм. Как направление в литературоведении получил распространение в 70-80-х гг. XX в. Несмотря на стремление преодолеть структурализм, постструктурализм во многом пользуется его методами и анализирует его проблемы.

... Проблема концепции нового автора - интеллектуала, писателя, «структура», давно привлекала внимание Ролана Барта, еще в 1968 г.он провозгласил тезис о «смерти автора». В знаменитом эссе того же названия он выходит за рамки исходного эстетического принципа модернизма, согласно которому искусство не есть отражение реального мира, а лишь проекция «Я» художника, более того, выражение его зачастую болезненных импульсов, которые объявляются наиболее благородным состоянием для художественного творчества.

Приняв основы этой теории, постструктурализм шагнул дальше, «деконструировав» фигуру автора, субъект как таковой.

... «Смерть автора» и «крах персонажа» - излюбленные тезисы теоретиков потструктурализма (для французских и американских семидесятых годов - Дж. Миллера, Д. Хеймана, Л. Лерненра и др., вдохновленных мыслью Ницше о «фикции» существования субъекта), означающие демонтаж классической фигуры, кризис личностного

начала. Разрушив понятие центра, постструктурализм фрагментировал и человека, сделав его не тождественным самому себе. Утрата характерной для реализма целостности личности проявилась уже в литературе модернизма и перешла в постмодернистскую литературу.

Постмодернизм

Феминистское литературоведение — изменение положения роли женщины в искусстве.

Понятие «гендер» берет свое начало от социологического аспекта проблемы существования половой дифференциации и вытекающих из этого последствий, в том числе и культурном плане. Так, Н. Зборовская, в частности, отмечает: «Гендер – понятие, которое используется в гуманитарных науках для отображения социо-культурного аспекта половой принадлежности человека, то есть “социо-пол” в противоположность биологическому полу» [3, с. 293]. Далее указывается: «Гендерное литературоведение направлено на изучение социальных и культурных конфигураций “женского” и “мужского”, разных форм сексуальности в литературных текстах» [3, с. 294]. Данное определение нуждается в уточнении.

Следует обратиться к энциклопедическому словарю по эстетике и теории литературы Ю.Б. Борева, чтобы прочесть следующее: «Гендерный подход – … рассмотрение художественных произведений в связи с зависимостью их содержаний от пола их авторов»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: