Традиционные системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Оппозиция стих-проза

Метрическая система — гласные звуки различаются по долготе. Долгий звук произносится в два раза дольше краткого. В одном стихе несколько раз повторяются одинаковые комбинации долгих и кратких. Так же важным является равенство стоп по длительности.

Силлабическая: в основе — постоянство ударения. Все слоги равноценны и не различаются по качеству. Ритм создаётся повторением одинакового количества слогов в стихе. Расположение ударных роли не играет. Но есть акцентные константы — в конце стиха и перед цезурой.

Тоническая: основа ритма — повторение ударных слогов. Ритм создаётся фиксированным количеством ударений.

Простейшей формой акцентной системы является тонический стих, в котором соизмеримость строк (ритмических единиц) основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов. В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т. д. Тонический стих весьма распространен в стихосложении древне-германских языков (древнегерманский аллитерационный стих).

Силлабо-тоническая: упорядоченное, регулярное чередование ударных и безударных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: