В 17 веке — силлабическая поэзия.
Тредиаковский — «Новый и краткий способ к сложению русских стихов». Осознал, что ударные и безударные отличаются по качеству.
Ввёл понятие стопы как элементарной ритмической единицы, состоящей из одного ударного и одного безударного слога. Для коротких стихов посчитал возможным употребление старого силлабического стиха. В героическом стихе хотел сохранить 13 слогов и цезуру на седьмом.
Ломоносов: «письмо о правилах российского стихотворства». Отбросил всякий силлабизм. Стихи — по природному свойству.
Система размеров, основанная на регулярном чередовании ударных и безударных слогов. Каждый стих состоит из повторяющихся стоп. Каждая стопа: один ударный и один или два безударных. Порядок слогов в стопе играет существенную роль.
Размеры делятся на двусложные и трёхсложные.
Ломоносов — восходящие и нисходящие размеры
Деление на стопы искусственно. Принято делить стих на сильные места (икты) и на слабые места. Реальные словесные ударения слышны на сильных слогах, но необязательно на всех. Только последний икт всегда ударен. Это граница стиха, ударная константа.
|
|
Пиррихий — пропуск ударения на сильном месте, спондей — ударение на слабом месте.
При одинаковой внутренней структуре двусложные размеры отличаются друг от друга анакрузой, она определяется количеством слабых слогов перед сильным. Нулевая в хорее, односложная в ямбе. Пропуск метрического ударения в трёхсложном размере — трибрахий.
Возможно есть пеон и пятисложник.
Ритм определяется ещё и длиной строки.