Особенности русской метрики. Размеры стиха

В 17 веке — силлабическая поэзия.

Тредиаковский — «Новый и краткий способ к сложению русских стихов». Осознал, что ударные и безударные отличаются по качеству.

Ввёл понятие стопы как элементарной ритмической единицы, состоящей из одного ударного и одного безударного слога. Для коротких стихов посчитал возможным употребление старого силлабического стиха. В героическом стихе хотел сохранить 13 слогов и цезуру на седьмом.

Ломоносов: «письмо о правилах российского стихотворства». Отбросил всякий силлабизм. Стихи — по природному свойству.

Система размеров, основанная на регулярном чередовании ударных и безударных слогов. Каждый стих состоит из повторяющихся стоп. Каждая стопа: один ударный и один или два безударных. Порядок слогов в стопе играет существенную роль.

Размеры делятся на двусложные и трёхсложные.

Ломоносов — восходящие и нисходящие размеры

Деление на стопы искусственно. Принято делить стих на сильные места (икты) и на слабые места. Реальные словесные ударения слышны на сильных слогах, но необязательно на всех. Только последний икт всегда ударен. Это граница стиха, ударная константа.

Пиррихий — пропуск ударения на сильном месте, спондей — ударение на слабом месте.

При одинаковой внутренней структуре двусложные размеры отличаются друг от друга анакрузой, она определяется количеством слабых слогов перед сильным. Нулевая в хорее, односложная в ямбе. Пропуск метрического ударения в трёхсложном размере — трибрахий.

Возможно есть пеон и пятисложник.

Ритм определяется ещё и длиной строки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: