Поэтическая графика. Адресат и читатель

Литературное произведение —художественная речь, материализованная в письменных знаках. Графические знаки определяют графическую форму, созданию которой автор мог уделить особое внимание. При анализе необходимо учитывать возможность сознательного, преднамеренного отбора графических средств и приёмов их композиции. Использование разных элементов графической формы текста обычно подчинено традиции.. Но в художественном тексте графической форме тексте может быть придан особый семантический статус. Семантика элементов графического уровня может вступать в разные отношения с семантикой элементов других уровней. Сонет По «Загадка» — использование лабиринта. Функцию интонационной разметки могут выполнять оригинальные авторские знаки. Привычные знаки могут приобретать новую функцию — изобразительную.

Общепринятые графические символы могут не использоваться — например, знаки препинания. Неожиданные функции — дефис для передачи растяжения звуков, апостроф — указание на дефект речи персонажа.

Дополнительные приёмы: игры со шрифтами и т.д. Традиционным средством выделения слов является курсив.

Индивидуальные авторские знаки — старые с новой функцией и новые (знаки с иероглифической функцией). Говорящие пустоты — пропуски отдельных слов.

Текст в тексте: отделение текста повествователя от текста персонажа с помощью графического образа.

Твёрдые графические формы: акростих (начальные буквы строк (реже слоги или слова) складываются в осмысленную фразу; встречаются телестих, мезостих, акропроза), анаграмма (подбор словесной конструкции, которая при перестановке букв превращается в другую, подразумеваемую конструкцию; часто анаграммы используются для псевдонимов), палиндром (и прямое, и обращённое прочтение; абсолютное проявление симметрии), фигурный стих (жанр книжной поэзии, правильно воспринят может быть только визуально).

Читатель — адресат (присутствует в сознании читателя в акте творчества), реальный читатель, образ читателя. Явление адресата — диалогическое начало творчества. Художественный текст — воплощение определённой программы воздействия. Представление об идеальном читателе — Альтер эго автора. Изучение ближайшего окружения автора, его первых читателей позволяет конкретизировать черты адресата, всегда так или иначе соотносимого с реальным читателем. Начало текста уже определяет горизонт ожидания автора.

Желая быть понятными, авторы прибегают к автокритике. Традиционная зона автоинтерпретации — рамочные компоненты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: