Перечень оснований для разрешения коллизий при реализации права на информацию и права на тайну. 12 страница

Статья 37 Закона о СМИ устанавливает также ограничения, касающиеся времени суток, когда допускается распространение эротических теле- и радиопрограмм без кодирования сигнала. Причем органы местного самоуправления вправе устанавливать другие

сроки, которые, разумеется, могут быть обязательны только для тех электронных СМИ, которые расположены и вещают исключительно на территории соответствующих муниципальных образований.

Злоупотреблением свободой массовой информации, посягающим на общественную нравственность, Закон о СМИ называет также пропаганду культа насилия и жестокости. Поскольку в законодательстве не указано каких-либо признаков данного состава правонарушения, постольку на практике подобный запрет применять затруднительно.

Злоупотребление правами журналиста. Законодательство о СМИ признает злоупотреблением такое использование профессиональных прав журналиста, которое имеет целью: а) сокрытие или фальсификацию общественно значимых сведений; б) распространение слухов под видом достоверных сообщений; в) сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. Кроме того, журналисту запрещено использовать свое право на распространение информации для того, чтобы опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Нарушение этих запретов предполагает уголовную или дисциплинарную ответственность. Абстрагируясь от уголовно-правовой стороны проблемы, можно указать некоторые конкретные признаки злоупотребления правом журналиста на распространение информации. Такими признаками-индикаторами могут служить, например, публикации, имеющие целью формирование устойчивого негативного стереотипа в отношении целого этноса, а равно чувства превосходства одного этноса над другими, апеллирующие к национальным предрассудкам, привлекающие заинтересованных лиц в качестве "независимых комментаторов", представляющие списки государственных и общественных


деятелей либо, наоборот, преступников, составленные по принципу этнической однородности и т. д.

Об уголовной ответственности речь может идти только в тех случаях, когда в УК РФ предусмотрен соответствующий состав. Например, попытки в газетной публикации очернить в глазах общественного мнения отдельные национальные или религиозные группы

населения могут быть расценены как совершенные с использованием СМИ действия, направленные на возбуждение национальной или религиозной вражды, унижение национального достоинства (ст. 282 УК РФ).

-Прайс M. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М, 2000. С. 45.

-Дайси А. В. Основы государственного права Англии. СПб., 1891. С. 186.

-Министерство было образовано вместо ликвидированных Госкомитета РФ по печати и Федеральной службы по телевидению и радиовещанию Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 885. -Так, в период максимального обострения политического кризиса в октябре 1993 г., в условиях объявленного в Москве чрезвычайного положения Мининформпечать РФ в приказе № 183 от 4 октября постановило "приостановить выпуск и распространение изданий, учредителями которых являются общественные объединения, принимавшие участие в массовых беспорядках и иных противоправных действиях в г. Москве, а также изданий, поддерживающих противоправную деятельность этих объединений ("Правда", "Советская Россия", "День", "Газета духовной оппозиции", "Рабочая трибуна", "Гласность", "Народная газета", "Русский порядок", "Русский вестник" и др.)". Однако спустя десять дней, 14 октября, появился приказ № 199, в котором речь шла уже не о приостановлении выпуска на период действия чрезвычайного положения, а о прекращении деятельности ряда газет. Правда, перечень их оказался несколько иным. Из старого списка остались "День", "Газета духовной оппозиции" (запасное название "Дня") и "Русский порядок". К ним прибавились "Русское дело", "Русское воскресенье", "Русские ведомости", "Русский пульс", "За Русь!", "Наш марш", "Националист", "Русское слово", "Московский трактир", "Русский Союз", "К топору", поскольку "их содержание прямо направлено на призывы к насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигание национальной, социальной нетерпимости и розни, пропаганду войны, что стало одним из факторов, спровоцировавших массовые беспорядки, имевшие место в Москве в сентябре-октябре 1993 г.".

-Решение Савеловского межмуниципального районного народного суда г. Москвы от 29 января 1999 г. по гражданскому делу № 2-226/99.

-Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 876/98 по делу № А43 -2823/97-26-96.

Материалы Международной конференции "Россия и Совет Европы: перспективы взаимодействия" (Москва, 18-19 мая 2001 г.).

-Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. № 813/98 по иску ОАО "Кросно" к Тюменскому облсовпрофу и Тюменской областной ассоциации профсоюзных организаций работников промышленности о защите деловой репутации и взыскании морального ущерба.

-Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 1979 г. № 4 "О практике рассмотрения судами жалоб и дел о преступлениях, предусмотренных ст. 112, ч. 1 ст. 130 и ст. 131 УК РСФСР" (в ред. постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.1993 г. № 11 и от 25.10.1996 г. №10).

See Case-law concerning Article 10 of the European Convention on Human Rights. - Directorate General of Human Rights. Strasbourg. 2000. P. 8, 24.

uCase-law concerning Article 10 of the European Convention on Human Rights. - Directorate General of Human Rights. Strasbourg. 2000. P. 21-22.

Контрольные вопросы

1. Опишите правовые отношения между учредителем (соучредителями) СМИ, издателем, собственником и редакцией на примере издающейся в вашем регионе газеты.


2. Проанализируйте черты сходства и различия правовых механизмов регистрации СМИ и регистрации юридических лиц.

3. Чем отличается ответственность за злоупотребление свободой массовой информации от административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства о выборах?

Литература

Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. М., 1998.

Законы и практика средств массовой информации в странах СНГ и Балтии. М., 1999.

Правовое регулирование концентрации и прозрачности СМИ. М., 2000.

Правовые вопросы лицензирования телерадиовещания. М., 2000.

Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Масс-медиа в России. Законы, конфликты, правонарушения. М., 1998.

Российская журналистика: свобода доступа к информации. М., 1996.

Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации: 1994-1996. Нормативные акты. Практика. Комментарии /Под ред. д.ю.н., проф. А. Б. Венгерова. М., 1997.

Честь, достоинство и репутация: Журналистика и юриспруденция в конфликте (результаты исследования и материалы конференции). М., 1998.

Preserving media independence: regulatory frameworks. Compiled by Cees J. Hamelink. UNESCO Publishing. 1999.


Глава 11

ИНСТИТУТЫ СОБСТВЕННОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРАВЕ

11.1. Информация, информационные ресурсы как объект института собственности и исключительных прав

Информация, информационные ресурсы, информационные технологии имеют отношение и к институту авторского права и к институту интеллектуальной собственности в целом. В рамках информационного права важно уяснить, где возможно провести границу регулирования отношений нормами института вещного права, нормами права интеллектуальной собственности и, прежде всего, исключительных прав создателя результата интеллектуальной деятельности относительно информационных ресурсов, технологий, работ и услуг.

О применении института собственности к рассматриваемым объектам информационных отношений мы уже говорили в связи с правовым режимом информации. А вопрос о включении информационных технологий в систему интеллектуальной собственности частично затронут в связи с вопросами информационных систем и информационных технологий. Тем не менее вопросы связи информации с названными институтами гражданского права нельзя считать исчерпанными. Тем более, что они являются предметом острых дискуссий не только в рамках национального права и глобальных правовых проблем, рожденных Интернетом.

Связь информации с результатами любых видов деятельности прослеживается по следующей технологической цепочке.

1. Информация в форме знаний является источником, ресурсом для создания получения результата работы или интеллектуальной деятельности. Выходом являются либо материальные объекты производства, работы, услуг, либо новая информация в разных формах воплощения замысла ее создателя.

2. Новая информация, получаемая в итоге творческой или рутинной работы, может быть воплощена в разных формах авторской продукции, объектах промышленного права, но всегда вначале предстает в форме документированной, представленной в письменном или цифровом отображении информации, т. е. в документе бумажном или электронном либо в комплекте таких документов.

Созданный документ (комплект документов) в итоге работы на основе уже имеющейся информации может остаться только новым документом (например в сфере управленческой деятельности); документом, который несет в себе не только записанную, зафиксированную информацию, но такую форму информации, которая соответствует признакам литературного произведения или смежной с ним продукции (кино-, фото-, фоно- (аудио-), видеопродукции, включая и программы для ЭВМ и базы данных); документом, а вернее комплектом документов, которые в своей совокупности соответствуют признакам наличия объекта патентного (промышленного) права: изобретением, ноу-хау, товарный и фирменный знаки, и т. п.

Юридическая квалификация этих видов результата творческой деятельности происходит не просто. Она вызовет дискуссии специалистов и затруднения в процессе решения конкретных проблем при выборе вариантов оформления отношений различных субъектов


относительно разных форм результатов деятельности, в которой исходным и завершающим продуктом является документированная информация.

Какой вид гражданских прав приемлем для регулирования отношений по поводу информационных ресурсов? Ответ на этот вопрос естественно искать в ГК РФ и ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Закон об информации называют базовым для информационной сферы отношений. Напомним, что в нем закреплены нормы о государственной и других формах собственности на информационные ресурсы, информационные системы,

технологии и средства их обеспечения. На основании этого закона РФ информационные ресурсы, сформированные на основе документированной информации, включаются в состав имущества собственника (владельца) и могут быть товаром, за исключением категорий информации, отнесенных законом о государственной тайне к информации с ограниченным доступом.

После принятия ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" в периодической печати развернулась полемика относительно правильности концепции отнесения информационных ресурсов к институту собственности. Сторонники понимания информации исключительно как объекта института интеллектуальной собственности рассматривают информацию в качестве результата творческой деятельности.

В этой связи полезно проследить потенциал ГК РФ в регулировании информации как объекта гражданских прав институтами вещного права, т. е. права собственности и института интеллектуальной собственности одновременно. Площадкой, где происходит встреча этих институтов гражданского права, является категория "имущество", которая объединяет как объекты материального характера, так и объекты нематериальных активов субъекта.

Рассмотрим основные положения ГК РФ, непосредственно связанные с таким объектом гражданских прав, как информация.

Привычно, что документированная информация в системе гражданско-правовых отношений фигурировала всегда как средство оформления любых сделок, оформления обязательств сторон, доказательства в процессе разрешения споров. ГК РФ уделяет большое внимание процедурам оформления сделок в письменном виде, признает законность электронной цифровой подписи (ст. 160), т. е. вводит в сферу гражданско-правовых отношений родовую категорию "документ". Но чем и каким образом защищаются банки данных или системы документов в бумажной форме: фонды архивов, массивы документов в делопроизводстве разных субъектов, отдельные комплекты документов по заключению сделок, по рекламе, по контролю за исполнением различных решений, по установлению и соблюдению режима конфиденциальности для отдельных категорий документов, этот закон ответа не дает.

Достаточно ясно прослеживаются в ГК вопросы процессуального характера относительно оформления требований к юридической

значимости документов. На первом плане правила создания и оформления определенных документов и их пакетов, которые сопровождают гражданско-правовые отношения и составляют по существу ресурс экономической и деловой информации. Это прослеживается на примере ст. 51, 52, 58, 158-165 ГК РФ. Формы документа "доверенность" устанавливаются ст. 185; реквизиты чека - ст. 878; в ст. 912 определены


складские документы. Большое внимание в этом аспекте уделено видам и порядку оформления договора как документа (ст. 420-430), порядку регистрации договоров (ст. 609), а это имеет прямое отношение к формированию информационных ресурсов собственника и государственных органов исполнительной власти и к оформлению выше рассматриваемых правоотношений и их элементов. Информация характеризуется как сопутствующий объект (ст. 456), включаемый в комплект товара (ст. 464).

Большое внимание к информации через категорию "сведения" ГК уделил персональным данным, тайне частной жизни. Это сделано в гл. 8 "Нематериальные блага и их защита". Здесь речь идет о сведениях, связанных с реализацией защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина, с защитой личной и семейной тайны. Как видим, и здесь речь идет о таких категориях информации, которые не являются авторскими произведениями, а связаны с документированием жизнедеятельности личности или юридического лица. Правила о защите деловой репутации распространяются и на юридических лиц (п. 7 ст. 152).

В ГК РФ находим примеры регулирования правоотношений в сфере информации а также информационных ресурсов как самостоятельного объекта гражданских прав. Огромные массивы нотариальной, банковской информации - ресурсы собственника, выраженные не только отдельными документами, но их системами, банками данных. Документированная информация является предметом договорных отношений в сфере информационных услуг. Предметом договоров поставки, подряда являются работы по созданию, сбору, обработке и ведению информационных систем (банков).

В ст. 495 ГК РФ "информация" фигурирует и как самостоятельный объект отношений. Непредоставление покупателю информации о товаре может быть основанием расторжения договора. Аналогичная конструкция применена и к договору аренды, где документы

определяются как "относящиеся" к имуществу, сдаваемому в аренду (ст. 611). Заметим, что в Кодексе об административной ответственности существует статья 1465 "Продажа товаров без документов", предусматривающая документы, содержащие сведения об изготовителе, поставщике или продавце. Она касается защиты прав потребителя. Но недопоставка документов, сопровождающих основной товар - предмет и гражданско-правовых отношений. Здесь может идти речь о возмещении ущерба.

К проблеме создания информационной продукции и установлению права собственности на нее может быть отнесена ст. 713 ГК РФ: "Выполнение работы с использованием материала заказчика". Она представляется весьма полезной в связке со ст. 220, которая гласит:

"Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов. Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя".

Если признать, что информационный ресурс, предоставленный лицу собственником для обработки или хранения, будет использован для собственных нужд обработчика или на его основе создан новый материал, но для потребления только самим обработчиком, а не для коммерческого использования, то будет действовать второй абзац ст. 220. Если же создан материал, который предназначен для распространения, то право собственности на него будет принадлежать собственнику исходного материала. Эта норма согласуется с нормой п. 8 ст. 6 Закона "Об информации, информатизации и защите информации", где сказано,


что "документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при совместном использовании средств обработки, принадлежат владельцу". Это касается информационных ресурсов, отнесенных к государственной собственности. Если же речь идет о ресурсах частного лица (физического и юридического), то по логике закона - вновь созданный продукт принадлежит собственнику информации.

Примеров регулирования отношений, связанных с информацией как объектом вещного права можно приводить много. Но

информация как объект гражданских прав может регулироваться другим институтом гражданского права - выступать и в качестве объекта исключительных прав субъекта, т. е. объекта права интеллектуальной собственности. Это можно проследить на примере гл. 38 ГК "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" (ст. 769-778).

В отношениях, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, прослеживаются три стадии контактов с информационным продуктом и возможны три характеристики этого объекта с точки зрения применения института права собственности и исключительных прав. Это, во-первых, информация для выполнения работ (ст. 774); во-вторых, это результат научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работ, который неминуемо имеет форму документа кроме опытного образца (там, где он предусмотрен договором) и является информационным ресурсом сторон; в-третьих, это право использования результата путем публикации.

Каждый из названных информационных объектов имеет свои правовые параметры. Они должны учитываться в процессе регулирования отношений заказчика и исполнителя. По результату работы также возникает три вопроса.

Во-первых, информация для выполнения работ: техническое задание и иные сведения (документация), которыми владеет заказчик. Режим этого ресурса регулируется не авторским или патентным правом, это может быть служебная, производственная информация.

Во-вторых, результат выполнения НИР, который порождает права по его использованию. Здесь возникает продукт интеллектуального творчества (деятельности) в итоге выполнения НИР, ОКР или технологических работ. Он может приобретать форму ресурса, защищаемого патентным или авторским правом с учетом специфики служебного произведения или патентозащитного объекта, который принадлежит заказчику. ГК РФ по этому поводу содержит общую установку - применять нормы об исключительных правах (ст. 769 и ст. 772). Статья 772 предусматривает право совместного распоряжения результатом: заказчик использует его по своему усмотрению, а исполнитель, т. е. автор, может использовать только для своих нужд. Следовательно, здесь создан объект интеллектуальной собственности, который породил исключительное право на результат

собственника средств, на которые он произведен, т. е. права заказчика и права авторства исполнителя, в случае, если этот результат отвечает требованиям произведения или изобретения. Материальный интерес исполнителя в данном случае обеспечивается условиями договора. Отметим, что результат выполнения работ по НИР, ОКР или работ технологических не всегда заканчивается созданием авторского продукта, который соответствует требованиям произведения, изобретения или ноу-хау. Может возникнуть просто отчет по НИР или ОКР в форме множества документов, которые восполнят ресурс


так называемой "серой литературы". Интеллектуальная деятельность породит в этом случае только новую информацию, но не объект интеллектуальной собственности.

Третий элемент связан с правом использовать полученный результат интеллектуальной деятельности по договору на выполнение НИР или ОКР. В соответствии со ст. 771 ГК РФ каждая из сторон имеет право публиковать полученные при выполнении работы сведения, если они признаны конфиденциальными, только с согласия другой стороны. Если сведения и сам результат не являются конфиденциальными, то, надо полагать, что каждая из сторон действует в соответствии с договором или свободна в выборе действий. Формулировка "для собственных нужд" в ст. 772 ГК не дает ясного ответа о пределах такой формулы. В этой части кодекса содержатся важные положения для оформления правоотношений, связанных с научно-технической продукцией и защитой прав ее авторов. Эти положения требуют дальнейшего развития применительно к разным видам информации.

Из ст. 778 ясно, что к процессу создания информационного продукта в результате НИР и ОКР применяются нормы по договору подряда, т. е. на выполнение работ. Большой комплекс вопросов встает в связи с квалификацией отношений по поводу объектов интеллектуальной собственности, имеющих форму документа, выражающего конечный продукт - авторскую рукопись (другую форму письменного экземпляра, удостоверенного автором), с одной стороны, или стандартный пакет документов, оформляющих изобретение, иную продукцию научно-технического творчества, создающую право на патент, с другой.

Весьма интересна ст. 738 ГК, которая позволяет "продать результат работы за разумную цену" - терминология вещного права, ибо сказано не о передаче "права", а материального объекта.

Рассмотренный пример показывает, как в результате реализации гражданско-правовых отношений на основе использования информационного ресурса возникает результат, соответствующий требованиям объекта интеллектуальной собственности, порождающий исключительные права участников договора. Оформление права на авторство и другие исключительные права автора не снимают проблемы защиты объекта как документированного источника и носителя результата интеллектуального труда.

Информация выступает самостоятельным объектом отношений при реализации договора возмездного оказания услуг, что предусмотрено гл. 39 ГК РФ. Пункт 2 ст. 779 в перечне видов услуг среди услуг связи, аудиторских, консультационных, по обучению и т. д., называет и "информационные услуги". Имеется в виду выполнение работ по сбору, обработке, предоставлению, возможно, оцифрованию информации на бумажных носителях, выполнение иных информационных действий посредниками. Строго говоря, услуги консультационного характера также являются информационными. Не рассматривая всего комплекса правовых проблем, связанных с оказанием информационных услуг, а они, согласно ст. 783 ГК РФ, оформляются договором возмездного оказания услуг, который ориентирован на применение общих положений о подряде и бытовом подряде (ст. 702-739), если это не нарушает специфики, особенностей предмета договора, отметим связь этого института с правом интеллектуальной собственности. Объектом информационных услуг часто бывают массивы документов, представляющие собой результат авторской творческой деятельности: произведения, комплекты патентной информации, результаты НИР и ОКР и т. п. При выполнении регистрационных, оформительских операций, операций по преобразованию формы информации (оцифрование), предоставлению информации, распространению, копированию и т. д. исключительное право собственника


информационного продукта, являющегося объектом отношений договора на информационные услуги, не переходит к субъекту выполняющему услуги по договору.

Об этом сказано в ст. 6 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Пункт 8 этой статьи гласит: "Право собственности на средства обработки информации не создают права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления

услуг или при совместном использовании этих средств обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим производной продукции, создаваемой в этом случае, регулируется договором".

Объектом договора в таких ситуациях должны быть условия, которые обеспечивают:

сохранение прав авторства и исключительных прав субъекта, обладающего правами интеллектуальной собственности;

сохранение за субъектом интеллектуальной собственности права собственности на документ (массив документов, фонд, комплект документов, рукопись), являющийся источником прав интеллектуальной собственности. Возможна передача права собственности или временного владения, а также условий распоряжения этим объектом тому, кто осуществляет определенную услугу, что не означает перехода или ущемления исключительных прав и права авторства создателя этого объекта.

Переплетение институтов собственности и исключительных прав в объектах информационного права - информационных ресурсах (информации, в том числе документированной) ярко выражено в теме коммерческой тайны. Ст. 139 ГК РФ определяет коммерческую тайну как такую, которая "имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности....Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки..."—

Этот пример еще раз демонстрирует переплетение средств имущественного права, исключительного права, защиты информации - административного метода в решении правовой квалификации информационных объектов.

Право собственности и исключительные права на информационные ресурсы. Наличие у того или иного субъекта документированной и иной информации является предпосылкой для установления пределов его права на распоряжение этим ресурсом и установления ответственности данного субъекта и всех, кто заинтересован в этом ресурсе за нарушение установленных правил его использования. В этой связи важно правильно применить институты собственности и институты интеллектуальной собственности применительно к объектам данного ресурса.

В ФЗ "Об информации..." достаточно подробно проработан вопрос об отнесении информационных ресурсов к составу имущества различных субъектов в качестве объекта вещного права. Пункт 2 ст. 6 этого закона гласит: "Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования". Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент имущества могут находиться в собственности


государства, субъектов местного самоуправления, граждан, организаций и общественных объединений. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств соответствующих бюджетов или полученных путем иных установленных законом способов.

Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются Конституцией Российской Федерацией и гражданским законодательством Российской Федерации. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении Федерации и субъектов Российской Федерации и соответствующих органов государственной власти. Пункт "и" ст. 71 Конституции РФ устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся федеральная информация и связь. Статья 72 Конституции РФ, предусматривая разграничение государственной собственности между Федерацией и субъектами Федерации, распространяется и на объекты информационных ресурсов, находящиеся в их совместном ведении.

Федеральный закон "Об информации..." в ст. 6-8 содержит нормы, которые создают основу для регулирования отношений

собственности на информационные ресурсы при соблюдении конституционного и гражданского законодательства РФ. Этот закон подтверждает и то, что информационные ресурсы, являясь элементом имущества различных субъектов, могут быть товаром и, следовательно, объектом рыночных отношений. Закон предусматривает и ряд норм административно-правового характера. Они касаются соблюдения правил представления обязательного экземпляра документа; обязанностей органов государственной власти за сбор информации по целевому признаку; обязанностей организаций, которые ответственны за сбор информации, представляемой в обязательном порядке, организаций, осуществляющих специализированное хранение и обработку информации на основе договора, в частности обязательность лицензирования этой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: