Разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни

К основным объектам банковской тайны относятся следующие: 1. Тайна банковского вклада (депозита) - сведения обо всех видах вкладов клиента в кредитной организации (срочные, до

востребования, в пользу третьих лиц либо на иных условиях, предусмотренных публичным договором банковского вклада). В действующем законодательстве, в частности в Законе РФ "О федеральных органах налоговой полиции" (ст. 10), используется понятие "тайна сведений о вкладах физических лиц", которое входит в понятия "тайна банковского вклада" и "банковская тайна". При принятии Закона "О банковской тайне" это должно быть учтено путем внесения поправок в другие законы.

2. Тайна банковского счета - сведения о счетах клиентов икорреспондентов и действиях с
ними в кредитной организации (орасчетном, текущем, бюджетном, депозитном, валютном,
корреспондентском и тому подобном счете, об открытии, закрытии, переводе,
переоформлении счета и т. д.).

Расчетные счета открываются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Текущий счет открывается, как правило, юридическим лицам для обеспечения деятельности их филиалов и представительств. Бюджетный счет открывается предприятиям, учреждениям, организациям, финансируемым из бюджетов всех уровней. Корреспондентские счета открываются банками друг у друга для производства расчетов по поручению банка-корреспондента. Корреспондентские счета делятся на счета НОСТРО -счета на имя коммерческого банка у банка-корреспондента, отражаемые в активе баланса первого, и счета ЛОРО - счета на имя банка-корреспондента у коммерческого банка, отражаемые у него в пассиве баланса. Возможны взаимные расчеты корреспондентами по счетам, открытым ими в третьей кредитной организации (например, через корреспондентские счета в подразделениях Банка России), или через клиринговые центры, в которых открываются клиринговые счета для проведения клиринга, где равновеликие финансовые требования и обязательства погашаются, а сальдо списывается (дебетовое) или зачисляется (кредитовое) на основной корреспондентский счет.

3. Тайна операций по банковскому счету - сведения о принятии и зачислении поступающих
на счет клиента денежных средств, овыполнении его распоряжений по перечислению и
выдаче соответствующих сумм со счета, а также проведении других операций исделок по
банковскому счету (в том числе кредитование счета), предусмотренных договором
банковского счета или законом,

установленными в соответствии с ним банковскими правилами, а также обычаями делового оборота.

Попытки распространить режим тайны на все банковские операции- противоречат ст. 857 ГК РФ, где в п. 1 говорится лишь о тайне операции по счету клиента.

4. Тайна частной жизни клиента - сведения о клиенте, составляющие его личную,
семейную тайну и охраняемые законом как персональные данные этого клиента.

По-видимому, нельзя согласиться с попытками расширительного толкования тайны сведений о клиенте - распространить режим тайны на любые сведения о клиенте - ив отношении юридических лиц. Закон устанавливает перечень сведений, не подлежащих


отнесению к коммерческой тайне, среди которых есть сведения, необходимые юридическому лицу для заключения с кредитной организацией договора банковского счета (вклада). Так же неправомерно требовать охраны и защиты сведений о клиенте, являющихся общеизвестными и ранее общедоступными.

Основными субъектами права на банковскую тайну являются владельцы и пользователи банковской тайны.

Владельцы банковской тайны (далее - владельцы) - клиент или корреспондент (физическое или юридическое лицо), доверивший банку и иной кредитной организации сведения, которые могут составлять банковскую тайну, и их наследники.

Пользователи банковской тайны (далее - пользователи) - лица, которым сведения, составляющие банковскую тайну, были доверены или стали известны в связи с выполнением ими служебных обязанностей либо были получены ими добросовестно и на законных основаниях.

К пользователям относятся:

1) банки и иные кредитные организации (в том числе иностранные, действующие на
территории Российской Федерации)-,

которым клиент или корреспондент доверил сведения, составляющие банковскую тайну;

2) Центральный банк Российской Федерации (Банк России), получающий сведения,
составляющие банковскую тайну, в ходе выполнения предписанных федеральным законом
функций по регулированию, контролю и надзору за банковской деятельностью;

3) Агентство по реструктуризации кредитных организаций;

4) государственные органы, должностным лицам которых банковская тайна может быть предоставлена исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В соответствии с п. 2 ст. 857ГК РФ перечень таких органов и случаев предоставления им банковской тайны, а также порядок ее предоставления должны быть определены только федеральным законом, а не подзаконным нормативным правовым актом.

В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" (ст. 26) определен следующий перечень органов (в том числе негосударственных), имеющих доступ к банковской тайне:

а) суды и арбитражные суды (судьи) - любой суд (конституционный, гражданский,
административный, уголовный) любой инстанции федерального или регионального
подчинения (уставный(конституционный) суд субъекта Российской Федерации), включая
специализированные суды; любой из судей этих судов, в том числе мировой судья как
судья общей юрисдикции субъекта Российской Федерации. Не относятся к субъектам права
на банковскую тайну третейские суды и их судьи (арбитры), в том числе судьи
Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии
при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, присяжные и арбитражные
заседатели;

б) Счетная палата Российской Федерации - в отношении сведений об использовании
федеральных бюджетных средств;


в) органы государственной налоговой службы - в отношении сведений, представляемых по
истечении отчетного года в обязательном порядке в установленный срок (или в 15-дневный
срок по запросу налогового органа) кредитной организацией, а также об открытии
клиентами расчетного или иного счета (в 5-дневный срок);

г) федеральные органы налоговой полиции - по их запросам;

д) таможенные органы Российской Федерации - при проведении проверки финансово-
хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через
таможенную границу Российской Федерации, а также таможенных брокеров и иных лиц,
осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;

е) органы предварительного следствия - при наличии возбужденного уголовного дела,
находящегося в производстве у следователя (прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ
России, федеральных органов налоговой полиции) и с согласия прокурора на получение
банковской тайны, необходимой для расследования данного дела;

ж) нотариальные конторы - по находящимся в их производстве наследственным делам о
вкладах умерших вкладчиков;

з) иностранные консульские учреждения - в отношении счетов иностранных граждан;
и) аудиторские организации - при проведении аудиторских проверок.

Данный перечень является исчерпывающим и может быть изменен только законом-.

Правовая охрана прав на банковскую тайну начинается с момента заключения в письменной форме договора (договор банковского вклада, договор банковского счета) между клиентом и корреспондентом, с одной стороны, и кредитной организацией, с другой

стороны, и действует в течение срока, установленного в этом договоре.

Владелец в отношении сведений, составляющих его банковскую тайну, имеет следующие основные права:

1) выбирать любой банк и иную кредитную организацию по своему усмотрению;

2) запрашивать лично или через своего представителя справки у банка и иной кредитной организации о своей банковской тайне;

3) распоряжаться сведениями, составляющими банковскую тайну, по своему усмотрению (если это не противоречит обязательствам, взятым по договору);

4) расторгнуть договор с банком и иной кредитной организацией в любое время;

5) требовать защиты банковской тайны от Центрального банка Российской Федерации, банка и иной кредитной организации, с которой заключен договор, в течение всего срока ее правовой охраны(в том числе после расторжения договора, если срок правовой охраны превышает срок действия договора);

6) требовать от банка и иной кредитной организации в случае разглашения этим банком банковской тайны и нарушения своих прав возмещения причиненных убытков;


7) требовать привлечения лиц, виновных в разглашении банковской тайны, к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Права владельца банковской тайны реализуются также через установление законом обязанностей в этой сфере пользователей из числа банков и иных кредитных организаций, Банка России, государственных органов и их должностных лиц.

В круг этих обязанностей должны входить следующие требования к пользователям:

1. Банк России, банк и иная кредитная организация должны гарантировать банковскую тайну клиента.

2. Банк и иная кредитная организация - пользователь банковской тайны обязан установить режим банковской тайны, обеспечивающий сохранность этих сведений и их защиту от разглашения, уничтожения, блокирования или искажения в процессе их хранения, обращения и передачи в течение всего срока, на который их клиент или корреспондент доверил им эти сведения (в том числе

постановку и снятие грифа банковской тайны, выбор и использование способов, методов и средств защиты). Руководителям и служащим Банка России, банков и иных кредитных организаций, лицам, ранее являющимся их руководителями и служащими, а также лицам, оказывающим либо ранее оказывавшим им услуги и выполняющим (выполнявшим) для них работы, запрещается своим действием или бездействием разглашение доверенных им или ставших им известными сведений, составляющих банковскую тайну, использование этих сведений в личных целях или в интересах третьих лиц в течение всего срока действия режима банковской тайны.

3. Банк России не вправе разглашать банковскую тайну, полученную им из отчетов
кредитных организаций, а также в результате исполнения лицензионных, надзорных и
контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных законами.

4. Банк и иная кредитная организация (пользователь банковской тайны) обязаны отказать в
предоставлении банковской тайны кому бы то ни было, если эти требования не
соответствуют положениям закона.

5. Банк и иная кредитная организация (пользователь банковской тайны) обязаны
предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну клиента, ему самому или его
представителю по его запросу. Банк обязан сообщить также запрашиваемые сведения по
запросу лица, внесшего вклад на имя другого лица, при условии, что лицо, на чье имя
внесен вклад, еще не вступило в права вкладчика, так как в соответствии с п. 2 ст. 842 ГК
РФ до заявления третьим лицом, в чью пользу сделан вклад, своих прав на вклад правами
вкладчика обладает лицо, внесшее вклад.

6. Агентство по реструктуризации кредитных организаций вправе получать информацию,
составляющую банковскую тайну кредитной организации. Агентство гарантирует
неразглашение информации о деятельности и об операциях кредитных организаций, а
также их клиентов, если указанная информация стала известна Агентству при
осуществлении им функций, установленных федеральным законом (это ограничение не
распространяется на взаимоотношения Агентства и Банка России). В случае разглашения
Агентством информации, составляющей банковскую тайну, кредитная организация, права


которой были нарушены, вправе потребовать от Агентства возмещения причиненных ей убытков.

7. Пользователи из числа государственных органов и их должностные лица при получении
банковской тайны обязаны обеспечить ее неразглашение и установить для ее охраны
режим служебной тайны, при этом режим банковской тайны в этих органах должен
изменяться на режим служебной тайны.

8. Аудиторы и аудиторские организации не вправе разглашать банковскую тайну,
полученную ими в ходе проведения проверок кредитных организаций, их клиентов, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

9. Запрещается разглашение банковской тайны любым лицом -пользователем банковской
тайны, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе (работе) либо
были получены им добросовестно и на законных основаниях.

10. За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные
организации, а также их должностные лица и работники несут ответственность, включая
возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Права владельца банковской тайны могут быть ограничены в интересах других лиц, общества и государства исключительно в случаях и порядке, установленных законом.

Ограничения прав касаются случаев, когда кредитная организация обязана:

информировать правоохранительные органы о готовящемся или совершенном преступлении при наличии документированной информации об этом (передача такой информации правоохранительным органом должна регламентироваться законом и не может считаться в таком случае разглашением банковской тайны);

предоставлять информацию по запросу государственных органов и их должностных лиц в случаях, установленных в федеральных законах.

Так, в соответствии со ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе:

требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.

При этом кредитные организации в соответствии со ст. 86 Налогового кодекса РФ имеют право открывать счета только при предъявлении свидетельства о постановке на учет


соответствующих лиц в налоговом органе и обязаны сообщить об открытии или закрытии такого счета в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

Гражданский кодекс Российской Федерации требует, чтобы банк и иная кредитная организация (пользователь банковской тайны) должны предоставлять справки о банковской тайне своих клиентов только государственным органам и их должностным лицам в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Закон устанавливает, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией: 1) судам и арбитражным судам (судьям); 2) Счетной палате Российской Федерации; 3) органам государственной налоговой службы и налоговой полиции; 4) таможенным органам Российской Федерации - в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора -органами предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией: лицам, указанным владельцем

счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении; нотариальным конторам - по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков; иностранным консульским учреждениям - в отношении счетов иностранных граждан.

Следует иметь в виду, что порядок предоставления такой информации зачастую не предусмотрен в законах, а устанавливается в подзаконных нормативных актах, что противоречит п. 2 ст. 857 ГК РФ. Эта статья требует дополнения, поскольку в ней не предусматривается возможность передачи сведений, составляющих банковскую тайну, пользователям из числа негосударственных органов.

В то же время в ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусматриваются в числе таких пользователей аудиторские организации, что в целом соответствует современной практике отношений в этой сфере.

При этом в отношении должностных лиц кредитных организаций может наступить ответственность в случае непредоставления сведений, составляющих банковскую тайну клиента, пользователям из числа государственных органов и их должностным лицам:

по запросам суда - штраф составляет 50-100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 65 Гражданского процессуального кодекса РСФСР), до 200 минимальных размеров оплаты труда (ст. 54 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), административное взыскание (ст. 1651 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) или уголовная ответственность (ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, максимальный срок - лишение свободы до двух лет);


по запросам Счетной палаты Российской Федерации - уголовная ответственность (ст. 287 Уголовного кодекса Российской Федерации, максимальный срок - лишение свободы до восьми лет);

по запросам налоговых органов - административная ответственность предусмотрена Налоговым кодексом РФ:

• нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке, если это не повлекло за собой неуплату налогов предполагает штраф в размере 5 тыс. руб., а если это повлекло за собой неуплату налогов, то взыскание штрафа в размере десяти процентов от обшей суммы денежных

• средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета (ст. 118);

• непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, проводящего налоговую проверку, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.(ст. 126);

• отказ налогоплательщика (иного обязанного лица) от представления документов и предметов по запросу налогового органа, а равно непредставление их в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст. 127);

• открытие банком счета налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие налогоплательщику счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тыс.руб. (ст. 132);

• по запросам федеральных органов налоговой полиции - штраф до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции");

по запросам таможенных органов - штраф до трех минимальных размеров оплаты труда (ст. 437 Таможенного кодекса Российской Федерации);

по запросам органов предварительного следствия - штраф до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 165 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

Наряду с ограничением прав в установленных законом случаях владелец банковской тайны, по-видимому, должен нести и определенную обязанность по поддержанию режима банковской тайны, что требует также законодательного закрепления.

Клиент и корреспондент - владелец банковской тайны - вправе сохранять режим банковской тайны. В случае разглашения им в результате действия или бездействия банковской тайны третьим лицам он обязан незамедлительно известить об этом кредитную

организацию. В этом случае кредитная организация - пользователь банковской тайны -вправе изменить режим банковской тайны либо прекратить его действие по отношению к разглашенной информации.


Режим банковской тайны может быть изменен или отменен по следующим основаниям:

• по собственному желанию владельца банковской тайны;

• по решению суда;

• при разглашении банковской тайны;

• при защите своих прав в суде в случае возникшего спора между кредитной организацией и ее клиентом;

• при ликвидации юридического лица - владельца или пользователя банковской тайны.

В случае ликвидации юридического лица - владельца банковской тайны ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает решение о возможности и порядке использования банковской тайны. В случае ликвидации юридического лица - пользователя банковской тайны ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает решение о возможности и порядке использования банковской тайны по согласованию с ее владельцем либо исходя из обязательств по договору с этим владельцем.

При изменении или отмене режима банковской тайны ее пользователь - банк и иная кредитная организация - обязан письменно известить об этом других пользователей этой банковской тайны.

Защита прав на банковскую тайну. Споры о нарушении права на банковскую тайну рассматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Владелец банковской тайны самостоятельно определяет способы защиты своего права на банковскую тайну и вправе требовать:

а) в гражданском судопроизводстве:
признания права на банковскую тайну;

прекращения действий, ведущих к нарушению режима банковской тайны;

возмещения ущерба, причиненного разглашением или неправомерным использованием банковской тайны;

неприменения судом акта государственного органа, противоречащего закону;

компенсации морального вреда и др.;

б) в административном судопроизводстве - в действующем Кодексе РСФСР об
административных правонарушениях этот вопрос не отрегулирован, хотя в законах такая

ответственность декларируется.-

в) в уголовном судопроизводстве - привлечения к уголовной ответственности в
соответствии со ст. 183 УК РФ (в порядке, предусмотренном для коммерческой тайны).

-Лукашов А. И., Мухин Г. Н. Конфиденциальная информация и коммерческая тайна: правовое регулирование и организация защиты. Минск, 1998. С. 11.


- Лопатин В. Н. Защита права на банковскую тайну // Юридический консультант. 1998. №
9-10. С. 15-20.

-К иным кредитным организациям относятся небанковские кредитные организации, имеющие право в соответствии с полученной лицензией на ведение отдельных банковских операций.

- В соответствии с Федеральным законом от 3.02.96 г. № 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности"" к банковским операциям отнесены: привлечение вкладов; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов; осуществление расчетов; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание клиентов; купля-продажа иностранной валюты; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.

- По состоянию на 1 января 2001 г. на территории РФ было зарегистрировано 2190 кредитных организаций.

~ В 1997-2000 гг. предпринимались активные попытки расширить этот перечень, включив в него органы дознания, органы валютно-экспортного контроля, Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг и ее региональные отделения, иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также предоставить такое право государственным органам субъектов Российской Федерации (из проектов Федеральных законов "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем", "О внесении дополнения в ст.26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности""), что делало данный перечень, по сути, открытым, а ситуацию - слабоконтролируемой. В результате Правительство РФ в 2001 г. внесло в Государственную Думу РФ проект Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", в соответствии с которым данный перечень предложено было дополнить "уполномоченным федеральным органом исполнительной власти"

13.5. Профессиональная тайна

К основным источникам права о профессиональной тайне относятся:

1) нормы законов - Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 30, 31, 35, 49, 60, 61), Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 5, 14, 16,17, 28, 34); Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 946),Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (ст. 9), Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 155), Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (ст. 51), Семейный кодекс Российской Федерации(ст. 15, 139); Закон РСФСР "Об утверждении положения об адвокатуре РСФСР" (ст. 16), Законы Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ст. 9,46), "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (ст. 14),Федеральные законы "О связи" (ст. 32), "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ст. 11), "О почтовой связи" (ст. 1, 6, 22), "О свободе совести и о религиозных объединениях" (п. 7 ст. 3), "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (ст. 13), "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (ст. 12);

2) подзаконные нормативные правовые акты - постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 352 (вред, постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 1997 г. № 792) "О заключении межправительственных соглашений

об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" (ст. 23 типового соглашения, см. приложение к постановлению), от

26 сентября 1997 г. № 1235 "Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи" (п. 8), от 26 сентября 1997 г. № 1239 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи" (п. 132, 140), от13 октября 1995 г. № 1017, от 28 февраля 1996 г. № 221 об утверждении


правил обязательного медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции и

др.;

3) судебная практика - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от
27 марта 1996 года № 8-П (в части профессиональной тайны адвоката), определение
Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г. № 128-0, постановления пленумов
Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10"Некоторые вопросы
применения законодательства о компенсации морального вреда", от 4 июля 1997 г. № 9 "О
применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении
усыновления" (п. 6) и др.;

4) международные договоры и соглашения - более 30 двусторонних соглашений об
избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

Объектом правоотношений здесь выступает право на профессиональную тайну.

В современном законодательстве Российской Федерации не дано четкого определения профессиональной тайны. В то же время в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) прямо указывается, что охрана профессиональной тайны по закону может ограничивать право на поиск, получение и свободное распространение информации. Это указание предполагает необходимость подготовки и принятия специального федерального закона "О профессиональной тайне"1.

Исходя из того, что к профессиональной тайне прямо отнесены: в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 155) - тайна усыновления; в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 5, 14, 16) - профессиональная тайна нотариуса, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 г. № 8-П -профессиональная тайна адвоката, в

Федеральном законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ст. 11) - профессиональная тайна работника учреждения социального обслуживания, - можно сделать вывод о том, что первым признаком отбора информации для отнесения к этому виду тайны выступает профессия, в силу которой лицу доверяется или становится известной конфиденциальная информация.

В соответствии с признаком профессиональной принадлежности из действующего законодательства можно выделить следующие виды тайны:

• тайна страхования и сведения о страхователе;

• тайна связи;

• медицинская тайна; врачебная тайна; сведения о доноре и реципиенте;

• тайна исповеди;

• тайна адвоката; сведения, сообщенные доверителем в связи с оказанием юридической помощи;

• сведения, ставшие известными в связи с совершением нотариальных действий (профессиональной деятельности нотариуса); тайна совершения нотариальных действий;

• информация о намерениях заказчика (застройщика) по реализации архитектурного проекта.

На основе анализа норм законов в отношении этих видов тайны можно выделить другой общий признак - конфиденциальная информация добровольно доверяется лицу,


исполняющему профессиональные обязанности, по выбору владельца этой информации и, как правило, затрагивает частную жизнь последнего. При этом лицо, которому в силу его профессии была доверена такая информация, обязано по закону обеспечить ее сохранность как профессиональную тайну под страхом наступления ответственности в соответствии с действующим законодательством (это третий общий признак профессиональной тайны).

Таким образом, под профессиональной тайной можно понимать следующее.

Профессиональная тайна - защищаемая по закону информация, доверенная или ставшая известной лицу (держателю) исключительно в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или

Муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица (доверителя), доверившего эти сведения, и не являющаяся государственной или коммерческой тайной.

Информация может считаться профессиональной тайной, если она отвечает следующим требованиям (критерии охраноспособности права):

доверена или стала известна лицу лишь в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей;

лицо, которому доверена информация, не состоит на государственной или муниципальной службе (в противном случае информация считается служебной тайной);

запрет на распространение доверенной или ставшей известной информации, которое может нанести ущерб правам и законным интересам доверителя, установлен федеральным законом;

информация не относится к сведениям, составляющим государственную и коммерческую тайну.

В соответствии с этими критериями можно выделить следующие объекты профессиональной тайны.

1. Врачебная тайна - информация, содержащая: результаты обследования лица, вступающего в брак; сведения о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина;

сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора;

сведения о доноре и реципиенте при трансплантации органов и (или) тканей человека;

сведения о наличии психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья гражданина;

иные сведения в медицинских документах гражданина.


2. Тайна связи - тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений.

3. Нотариальная тайна - сведения, доверенные нотариусу в связи с совершением
нотариальных действий.

4. Адвокатская тайна - сведения, сообщенные адвокату гражданином в связи с оказанием
ему юридической помощи.

5. Тайна усыновления - сведения об усыновлении ребенка, доверенные на законном
основании иным лицам, кроме судей, вынесших решение об усыновлении, и должностных
лиц, осуществляющих государственную регистрацию этого усыновления.

6. Тайна страхования - сведения о страхователе, застрахованном лице и
выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих
лиц, полученные страховщиком в результате своей профессиональной деятельности.

7. Тайна исповеди - сведения, доверенные священнослужителю гражданином на исповеди.

К основным субъектам правоотношений в этой области относятся доверители (владельцы), держатели и пользователи профессиональной тайны.

Доверитель - физическое лицо (независимо от гражданства), доверившее сведения другому лицу, а также его правопреемники (в том числе наследники).

Держатель - физическое или юридическое лицо, которому исключительно в силу его профессиональной деятельности (профессиональных обязанностей) были доверены или стали известны сведения, составляющие профессиональную тайну.

Держателями профессиональной тайны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являются, в том числе:

• лица, участвующие в рассмотрении в суде дела об усыновлении;

• учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения, их должностные лица, врачи, медицинские и фармацевтические работники (в том числе частнопрактикующие);

• организации электрической и почтовой связи, их должностные и иные лица и работники;

• нотариальные палаты, нотариусы и иные лица, работающие в нотариальной конторе;

• коллегии адвокатов и адвокаты;

• страховщики;

• священнослужители.

К ним можно также отнести частных детективов, третейские суды и других лиц, кому "чужая" тайна становится известна в силу исполнения ими профессиональных обязанностей на законных основаниях.

Пользователь - лицо, которому сведения, составляющие профессиональную тайну, стали известны на законных основаниях в связи с выполнением им своих служебных обязанностей в случаях и порядке, установленных законом.


К пользователям профессиональной тайны по закону относятся следующие государственные органы и их должностные лица:

а) в отношении врачебной тайны:

суд (судья) - по делам, находящимся в производстве; прокурор, органы дознания и следствия - в связи с проведением расследования по конкретному делу;

б) в отношении тайны связи:

органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, - только на основании судебного решения;

в) в отношении нотариальной тайны:

суды (судьи) и арбитражные суды - в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами или спорами;

органы прокуратуры, органы предварительного следствия - по находящимся в их производстве уголовным делам;

налоговые органы - для получения в обязательном порядке справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, для исчисления налога на имущество. При этом закон устанавливает, что справки о завещании выдаются только после смерти завещателя;

г) в отношении тайны усыновления: -

суд (судья), рассматривающий дело об усыновлении; органы регистрации факта усыновления;

д) в отношении тайны страхования:

суд (судья) - в связи с находящимися в производстве делами;

прокурор, органы дознания и следствия - по делам, находящимся в их производстве;

налоговые органы.

В настоящее время в законодательстве не предусматривается возможность доступа к сведениям, составляющим профессиональную тайну, со стороны пользователей -государственных органов и их должностных лиц - только в двух случаях - в отношении адвокатской тайны и тайны исповеди.- В законе прямо установлено, что священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны на исповеди, а защитник не вправе разглашать сведения, сообщенные ему в связи с осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи.

Нормы, содержащиеся в п. 1 ч. 2 ст. 72 УПК РСФСР, и корреспондирующие с нормами ст. 15 и 16 Положения об адвокатуре РСФСР исключают возможность допроса адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах и фактах, ставших ему известными в рамках


профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи, независимо от времени и обстоятельств получения им таких сведений.

Уголовно-процессуальное законодательство, не устанавливая каких-либо исключений из этого правила в зависимости от времени получения адвокатом сведений, составляющих адвокатскую тайну, не ограничивает их сведениями, полученными лишь после того, как адвокат был допущен к участию в деле в качестве защитника

обвиняемого. Запрет допрашивать адвоката о ставших ему известными обстоятельствах дела распространяется на сведения, полученные им также в связи с осуществлением защиты подозреваемого (ст. 47, 51 и 52 УПК РСФСР). Защитник не вправе разглашать сведения, сообщенные ему как в связи с осуществлением защиты, так и при оказании другой юридической помощи (ч. 7 ст. 51 УПК РСФСР).

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от

6 июля 2000 г. № 128-0 "освобождение адвоката от обязанности свидетельствовать об
обстоятельствах и сведениях, которые ему стали известны или были доверены в связи с его
профессиональной деятельностью, служит обеспечению права каждого на
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и
доброго имени (ч. 1 ст. 23, Конституции Российской Федерации) и является гарантией того,
что информация о частной жизни, конфиденциально доверенная лицом в целях
собственной защиты только адвокату, не будет вопреки воле этого лица использована в
иных целях, в том числе как свидетельство против него самого (ч. 1 ст. 24; ст. 51
Конституции Российской Федерации).

Гарантии конфиденциальности отношений адвоката с клиентом являются необходимой составляющей права на получение квалифицированной юридической помощи как одного из основных прав человека, признаваемых международно-правовыми нормами (ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод)". Согласно Основным принципам, касающимся роли юристов (приняты

7 сентября 1990 г. восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и
обращению с правонарушителями), правительствам надлежит признавать и обеспечивать
конфиденциальный характер любых консультаций и отношений, складывающихся между
юристами и их клиентами в процессе оказания профессиональной юридической помощи.

Разъясняя основные ориентиры понимания и признания таких гарантий, Кодекс поведения для юристов в Европейском сообществе (принят 28 октября 1988 г. Советом коллегий адвокатов и юридических сообществ Европейского союза в Страсбурге) относит к сущностным признакам адвокатской деятельности обеспечение клиенту условий, при которых он может свободно сообщать адвокату сведения, которые не сообщил бы другим лицам, и сохранение адвокатом

как получателем информации ее конфиденциальности, поскольку без уверенности в конфиденциальности не может быть доверия; требованием конфиденциальности определяются права и обязанности юриста, имеющие фундаментальное значение для его профессиональной деятельности; юрист должен соблюдать конфиденциальность в отношении всей информации, предоставленной ему самим клиентом или полученной им относительно его клиента или других лиц в ходе предоставления юридических


услуг; при этом обязательства, связанные с конфиденциальностью, не ограничены во времени (п. 2.3).

Порядок доступа пользователей к профессиональной тайне в других случаях и исчерпывающий перечень таких случаев в отношении других объектов профессиональной тайны должен быть установлен федеральным законом.

Правовая охрана права на профессиональную тайну. Профессиональная тайна охраняется законом. Правовая охрана права на профессиональную тайну начинается с момента получения держателем профессиональной тайны сведений, запрет на распространение которых установлен законом, если это предусмотрено законодательством или с момента оформления договора между доверителем и держателем, содержащего такие сведения. Правовая охрана действует бессрочно, если иное не установлено законом или в договоре.

Доверитель в отношении сведений, доверенных ему или ставших на законных основаниях известными держателю профессиональной тайны, имеет следующие основные права:

1) выбирать лицо в качестве держателя профессиональной тайны по своему усмотрению;

2) запрашивать лично или через своего законного представителя сведения о себе, составляющие профессиональную тайну, у держателей или пользователей этой профессиональной тайны;-

3) распоряжаться сведениями, составляющими профессиональную тайну, по своему усмотрению (если это не нарушает прав и законных интересов других лиц и не противоречит обязательствам, взятым по договору), в том числе передавать или давать согласие на передачу этих сведений другим лицам в своих интересах (например, с согласия доверителя или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, включая должностных лиц, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях);

4) требовать защиты профессиональной тайны от ее держателей и пользователей в течение
всего срока правовой охраны;

5) требовать от держателей и пользователей профессиональной тайны в случае ее разглашения возмещения причиненного ущерба и компенсации морального вреда;

6) требовать привлечения лиц, виновных в разглашении профессиональной тайны, к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Права доверителя профессиональной тайны реализуются также через установление по закону обязанностей держателей и пользователей этой профессиональной тайны. К этим обязанностям могут быть отнесены следующие:

1. Держатель профессиональной тайны должен подтвердить доверителю гарантию сохранения конфиденциальности передаваемых сведений (а также сообщить ему о его правах на профессиональную тайну).


2. Держатель профессиональной тайны обязан установить режим профессиональной тайны
(предусматривающий порядок хранения, передачи и использования этих сведений,
постановку и снятие грифа "профессиональная тайна", способы, методы и средства
защиты), обеспечить сохранность сведений, составляющих профессиональную тайну, а
также требовать обеспечение этой сохранности от всех лиц, которым стала известна от
него на законных основаниях профессиональная тайна. Так, например, в Законе
Российской

Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ст. 46) в этих целях установлена обязанность подписывать обязательство о неразглашении врачебной тайны представителей общественных объединений (в том числе врачей-психиатров), осуществляющих с согласия (по просьбе) доверителя контроль за соблюдением его прав и законных интересов при оказании психиатрической помощи.

3. Запрещается разглашение профессиональной тайны любым лицам - держателям и пользователям профессиональной тайны, - которым эти сведения были доверены или стали известны в силу исполнения профессиональных (служебных) обязанностей либо были получены ими на законных основаниях (с согласия доверителя).-

4. Держатель профессиональной тайны обязан отказывать в предоставлении сведений, составляющих профессиональную тайну, без согласия доверителя кому бы то ни было, если эти требования не установлены прямо федеральным законом.

Так, например, в соответствии со ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается без согласия гражданина или его законного представителя в следующих случаях:

• в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

• при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

• по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

• в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

• при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

В таких случаях передача информации не считается разглашением тайны.

5. Держатель профессиональной тайны обязан предоставить сведения (в виде справки),
составляющие профессиональную тайну, только по запросам пользователей
государственных органов и их должностных лиц исключительно в случаях и порядке,
установленных федеральным законом (аналогично случаям ограничения права на
неприкосновенность частной жизни).

6. Пользователи профессиональной тайны из числа государственных органов и их
должностных лиц обязаны обеспечить неразглашение профессиональной тайны и
установить у себя ее охрану в режиме служебной тайны.


7. За разглашение профессиональной тайны держатели и пользователи профессиональной тайны должны нести ответственность в порядке, установленном федеральным законодательством, включая возмещение ущерба, нанесенного правам и законным интересам доверителя.

В соответствии со ст. 946 ГК РФ страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 139 или ст. 150 ГК РФ.

Лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения РФ, при получении диплома врача дают клятву врача в торжественной обстановке, что удостоверяют личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты. За нарушение этой клятвы врачи несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации

В ст. 60 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан приводится клятва врача, имеющая силу закона:

"Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну,

внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины".

В целях выработки единых подходов по определению профессиональных и морально-этических стандартов нотариальной деятельности и ответственности за их нарушение Правлением Федеральной нотариальной палаты (ФНП) утвержден Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации. Положения российского кодекса полностью соответствуют нормам Европейского этического кодекса нотариусов. Правление ФНП


рекомендовало собранию представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации принять утвержденный кодекс. В соответствии с ним нотариус при вступлении в должность нотариуса обязан соблюдать среди прочих морально-этических обязательств и такое, как сохранять профессиональную тайну.

В отношениях с доверителем нотариус обязан хранить тайну совершенного нотариального действия, не допускать вреда доверительным отношениям к нотариусу со стороны обратившихся лиц применительно к нотариальному действию или другой полученной

конфиденциальной информации. В отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления нотариус обязан в определенных законом случаях в установленные сроки представлять сведения (документы), запрашиваемые в соответствии с законодательством уполномоченными органами, а при необходимости являться лично для участия в надлежащем рассмотрении дел и решении вопросов, соблюдая при этом требования законодательства о тайне совершения нотариального действия. Нарушение нотариусом тайны совершения нотариального действия в рамках настоящего Кодекса относится к дисциплинарным проступкам.

Права доверителя в отношении сведений, составляющих профессиональную тайну, могут быть ограничены в случаях, когда:

не требуется согласие доверителя на передачу сведений, составляющих профессиональную тайну, по прямому указанию федерального закона;

держатели профессиональной тайны обязаны сообщать сведения (в виде справки), составляющие эту тайну, по запросам государственных органов и их должностных лиц, исключительно в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

держатели обязаны отказать доверителю в совершении действий, сведения о которых могут составлять профессиональную тайну, если эти действия не соответствуют законам Российской Федерации или международным договорам (такая обязанность, например, записана для нотариуса в ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Защита права на профессиональную тайну осуществляется в таком же порядке, как и при защите права на неприкосновенность частной жизни в не юрисдикционной форме (самозащита права) и юрисдикционной форме (в административном или судебном порядке).

В административном порядке - доверитель в случаях, указанных в законе, может подать жалобу в вышестоящий орган (в отношении врачебной тайны - руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, где ему оказывается помощь, в профессиональные медицинские ассоциации, лицензионные комиссии).

В судебном порядке - доверитель, чьи права в отношении профессиональной тайны нарушены, самостоятельно определяет способы их защиты и вправе требовать следующее:

а) в гражданском судопроизводстве: признания права;

прекращения действий, ведущих к разглашению профессиональной тайны;

возмещения убытков;


компенсации морального вреда;

опубликования ответа в средствах массовой информации, где были распространены недостоверные сведения о нем;

рассмотрения дел в закрытом судебном заседании и др.;

б) в административном судопроизводстве этот вопрос не решен, хотя административная
ответственность в действующих законах декларируется (например, в п. 5 ст. 61 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). Поэтому требуется
внести изменения в действующий Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
и учесть их в новом Кодексе Российской Федерации об административных
правонарушениях;

в) в уголовном судопроизводстве - привлечения к уголовной ответственности за
разглашение профессиональной тайны.

В Уголовном кодексе Российской Федерации уголовная ответственность прямо предусматривается лишь в случае разглашения двух видов профессиональной тайны -тайны усыновления (ст. 155) и тайны связи (ст. 139). В остальных случаях уголовная ответственность может наступить в порядке, предусмотренном для уголовно-правовой защиты права на неприкосновенность частной жизни.

- В новом проекте КоАП РФ такая ответственность предусмотрена в статье 13

- Лопатин В. Н. Правовая защита права на тайну // Юридический мир, 1999. № 4.

~ В связи с ратификацией Конвенции Международной Организации Труда о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (от 30 апреля 1999 г. № 84-ФЗ) и в соответствии со ст. 168 КЗоТа РФ работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения семидесяти дней со дня рождения усыновленного ребенка. Реализация указанной нормы показала, что оформление отпуска работникам, усыновившим ребенка, осуществляется приказом администрации по месту работы при представлении документов, подтверждающих факт усыновления. При этом сведения об усыновлении ребенка становятся достоянием достаточно широкого круга лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не возложена ответственность за сохранение в тайне ставших им известными сведений об усыновлении. Их также нельзя привлечь к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителей. Исходя из этого внесено дополнение в ст. 168 КЗоТ РФ, устанавливающее право женщины по ее желанию выбирать вид отпуска при усыновлении ребенка: отпуск как работнику, усыновившему ребенка, или отпуск по беременности и родам, существовавший до 1999 года и предоставление которого позволяло сохранить тайну усыновления.

- Если в отношении адвокатской тайны Конституционный Суд РФ четко определил условия и
основания для ее охраноспособности, то в отношении тайны исповеди такие критерии охраноспособности не
определены. Например, неясным остается вопрос охраноспособности информации, полученной
священнослужителем не на исповеди, но конфиденциально, либо в конфессиях, где не предусмотрен ритуал
исповеди.

-Например, в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, при оказании им противотуберкулезной помощи имеют право на получение информации о правах и об обязанностях больных туберкулезом и лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, а также в доступной для них форме о характере имеющегося у них заболевания и применяемых методах лечения, а также сохранение врачебной тайны, за исключением сведений, непосредственно связанных с оказанием противотуберкулезной помощи больному туберкулезом и проведением противоэпидемических мероприятий.

- Так в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" (ст. 4) устанавливается
обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов обеспечивать сохранность сведений и
документов, получаемых и/или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать


эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать содержащиеся в них сведения без письменного согласия организаций, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию, должен быть включен в договор на оказание аудиторских услуг. При этом в указанный перечень не должны включаться сведения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут составлять коммерческую тайну.

13.6. Служебная тайна

К основным источникам права о служебной тайне относятся:

1) нормы законодательных актов: Гражданского процессуального кодекса РСФСР (ст. 193,
308), Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 155, 310, 311), Уголовно-
процессуального кодекса РСФСР (ст. 139, 302, 345, 452), КЗоТ Российской Федерации (ст.
15), Таможенного кодекса Российской Федерации (ст. 344), Налогового кодекса РФ (ст. 21,
22, 23, 24, 31, 32, 83, 84, 102, 118, 119, 120, 126,

127); Федеральных конституционных законов: "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 55, 70), "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 11, 27), Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России) (ст. 92); Законов Российской Федерации: "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 5), "О коллективных договорах и соглашениях" (ст. 7), "О статусе военнослужащих" (ст. 7, 24), "О таможенном тарифе" (ст. 14), "О федеральных органах налоговой полиции" (ст. 10), "О космической деятельности" (ст. 4), Федеральные законы "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст. 9, 10, 11, 12, 21, 25), "О науке и государственной научно-технической политике" (ст. 3, 4, 9), "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (ст. 7, 17), "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (ст. 11, 20), "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (ст. 6,14,16) и др.;

2) подзаконные нормативные правовые акты - указы Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 "О перечне сведений конфиденциального характера", от 15 мая 1997 г. № 484"О предоставлении лицами, замещающими государственные должности РФ, и лицами, замещающими государственные должности и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе"; постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти", от 15 апреля 1996 г. № 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров"; постановления Министерства труда Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № И, от 27 марта 1997 г. № 16, от 27 марта 1997 г. № 17 об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией с участием посредника в трудовом арбитраже и др.;

3) судебная практика;

4) международные договоры и соглашения.

Объекты и субъекты права на служебную тайну. В Советском Союзе сложилась определенная система защиты информации с ограниченным доступом, в которой выделяли три вида такой информации: государственная тайна (информация с грифами "особой

важности", "совершенно секретно"), служебная тайна (информация с грифом "секретно") и информация "для служебного пользования".


Механизм защиты основывался на разрешительном принципе права, когда, по сути, вся информация имела ограниченный доступ. В каждом конкретном случае должностное лицо (чиновник) принимало решение о разрешении (запрете) доступа к информации, что входило в прямое противоречие с нормами международного права и не позволяло успешно реализовать право каждого на получение информации.

С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации "О государственной тайне" гриф "секретно" был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны служебной тайны остался до конца не определен.-

В ст. 139 ГК РФ служебная тайна обозначена в одном ряду с коммерческой тайной, что значительно затрудняет определение объекта правового регулирования и практику правоприменения в рассматриваемой области.

С одной стороны, нынешняя редакция ст. 139 ГК РФ позволяет признавать информацию в коммерческих и иных организациях служебной тайной. Такая характеристика отражена и в названии гл. 23 УК РФ. "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" (курсив наш. -Авт.). Следует отметить, что с таким подходом согласны ряд исследователей этой проблемы и прежде всего в федеральном агентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ) - структуре, претендующей на монополию в деле защиты информации с ограниченным доступом и на заглавную роль в обеспечении информационной безопасности. Как частный случай обоснования такого права на монополию государства (в лице ФАПСИ) в области защиты служебной тайны, по-видимому,

прежде всего и можно расценивать предложение ввести наряду с административно-правовым институтом служебной тайны и гражданско-правовой институт с тем же названием.- Правовая природа коммерческой тайны и служебной тайны различны, как принципиально отличаются друг от друга и механизмы их защиты.

С другой стороны, в соответствии с указанной трактовкой ст. 139 Гражданского кодекса РФ служебная тайна в государственных органах власти, даже не имеющая никакого отношения к предпринимательской деятельности, может иметь коммерческую ценность, так как условия отнесения информации к коммерческой и служебной тайне, определенные в ст. 139 ГК РФ, характерны, в основном, для коммерческой тайны согласно международной практике. Полагаем, что это требует исключения термина "служебная тайна" из ст. 139 ГК РФ и уточнения названия гл. 23 в УК РФ.

Как уже было сказано, в действующем законодательстве нет однозначного определения понятия служебной тайны, однако многочисленные ссылки на нее позволяют выделить основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

Во-первых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций, ограничения на распространение которых установлены законом или диктуются служебной необходимостью.

В Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. №188 в перечне сведений конфиденциального характера под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами.


В действующих законах термин "служебная информация" употребляется неоднократно, в том числе:

служебная информация государственного служащего (Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", ст. 10, 11);

служебная информация Правительства Российской Федерации (Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", ст. 11, 27);

служебная информация сотрудника таможенного органа (Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", ст. 7, 17);

служебная информация служащих Банках России (Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР" (Банке России), ст. 92);

служебная информация муниципального служащего (Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", ст. 11) и др.

Во-вторых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, являющиеся конфиденциальной информацией других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов и органов местного самоуправле


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: