Художественная речь. Фигуры и звуковая организация поэтической речи
Вопросы для обсуждения на занятии:
1. Поэтический синтаксис. Синтаксические особенности эпических, драматических и лирических произведений.
2. Фигуры поэтической речи:
а) фигуры, основанные на нестандартной связи слов (эллипс, силлепс);
б) фигуры с необычным расположением частей синтаксических конструкций (инверсия, параллелизм);
в) фигуры, маркирующие необычную интонационную композицию текста или его отдельных частей (приемы повтора (простой повтор, анафора, эпифора, рефрен); градация; бессоюзие и многосоюзие);
г) риторический вопрос, обращение и восклицание.
3. Звуковая организация художественной речи
а) фоника как учение о звуковой организации в художественных текстах. Эвфония;
б) инструментовка текста; два основных способа фонетической организации. Липограмма и звукопись;
в) звукопись (аллитерация, консонанс и ассонанс);
г) ономотопея, парономазия и анафония (анаграмма).
План практического занятия:
1. Блиц-опрос по теме занятия (проверка усвоения литературоведческих терминов)
2. Заслушивание ответов студентов и проверка правильности подобранных ими примеров.
3. Работа в микро-группах (взаимопроверка студентами самостоятельно выполненных ими заданий).
4. Работа в микро-группах: анализ предложенных преподавателем отрывков из художественных произведений, определение идейно-художественных функций различных фигур поэтической речи. Подготовка кратких сообщений; коллективное обсуждение результатов работы.
5. Работа в микро-группах: создание студентами собственных текстов (с использованием различных фигур поэтической речи). Коллективное обсуждение результатов работы.
Практические занятия № 7 – 8 (4 часа)