Теоретические школы и направления

Теория литературы – это не набор разрозненных идей, а организо­ванная сила. Теория существует в сообществах читателей и писателей в качестве дискурсивной практики, неразрывно связанной с образо­вательными и культурными институтами. С 1960-х годов наибольшим влиянием пользовались три теоретических подхода: широкомасштаб­ная рефлексия, направленная на язык, изображение, категории лите­ратуроведческой мысли и характерная для деконструктивизма и пси­хоанализа (которые в некоторых отношениях шли одним путём, в дру­гих – резко расходились); анализ роли пола и сексуальности во всех аспектах литературы и литературоведения, проводившийся в рамках феминизма, а затем гендерных исследований и «теории инаковости»; наконец, развитие исторически ориентированного культурологичес­кого литературоведения (новый историзм, постколониальная теория), изучающего широкий спектр дискурсивных практик и множество но­вых объектов (тело, семья, раса), которые, как прежде считалось, не обладают историей.

До 1960-х гг. также существовало несколько значительных теоре­тических направлений.

Русский формализм

В начале XX века русские формалисты заявили, что литературоведы должны сосредоточиться на вопросах литературности литературы: на словесных стратегиях, которые делают произведение литературным, на изучении поэтического языка как такового, на характерном для художественного произведения приёме «остранения»* опыта. Пере­ключая внимание с интенции автора на стилистические «приёмы», формалисты заявляли, что слово – «единственный герой литерату­ры»*. Вместо того чтобы спрашивать: «Что автор здесь говорит?», мы должны задавать вопрос вроде: «Что здесь происходите сонетом?» или: «Что здесь выпадает на долю романа Диккенса?». Три основных участника этой группы – Роман Якобсон, Борис Эйхенбаум и Виктор Шкловский – переориентировали литературоведение на изучение формы и писательской техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: