А. Ахматова «Последняя роза». И.Ф. Анненский. Кэк-уок на цимбалах

План анализа лирического текста

Тема произведения (отметьте детали, которые помогли вам определить тему: ключевые слова, мотивы (Б.В. Томашевский), образы). Прокомментируйте значение рамочных компонентов текста, укажите их функции.

Композиция стихотворения.

Принципы членения текста: метрико-ритмическое членение, синтаксическое, тематическое. Покажите, как соотносятся части текста.

Особенности стиховой композиции.

Звуковая организация текста.

Грамматический уровень поэтического текста.

Лексический уровень.

Образ мира в поэтическом тексте.

Пространственные особенности текста. Отметьте, где происходит действие, как изменяется образ мира. Укажите, с какой физической точки зрения изображен мир (пространственные планы: панорамное изображение, крупный план, подвижная – неподвижная картина мира, внешнее – внутреннее пространство и др.). Охарактеризуйте особенности пейзажа (интерьера), покажите, как пространственные образы связаны с действием, состоянием героев, повествователем. Типы пространства. Ценностное значение пространственных образов (пространственные образы как выражение непространственных отношений).

Временные особенности текста. Покажите, как соотносятся время действия и время рассказывания. Как выражено в тексте движение времени? Типы художественного времени, значение временных образов. Охарактеризуйте лексику с временным значением. Основные хронотопы текста.

Лирический субъект в поэтическом тексте. Определите тип лирического субъекта. Покажите, как изменяется его состояние. Стихотворение как метафора состояния лирического субъекта.

Занятие № 18.

Тема 26. Драма и жанры драмы

Вопросы для обсуждения

1. Драма как литературный род, ее предмет и способы изображения мира.

2. Жанровая характеристика драмы.

3. Поэтические формы драмы. Ход действия и сценическая условность.

«Душа драмы - конфликт». Пространственно-временная структура.

4. Характеры и предлагаемые обстоятельства. Диалог слова автора и героя.

Чернец. 87–94.

Задание

Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986 (сообщения).

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

7.1 Собеседование по текстам лекций (проработка лекций)

Темы 1, 3, 4, 7, 8, 18, 20, 21, 22-26, 27.

7.2 Библиографическое описание и аннотация энциклопедической статьи

Тема 2.

Структура аннотации

- библиографическое описание;

- текст аннотации, состоящий из следующих аспектов содержания первичного документа:

сведения об авторе;

сведения о форме (жанре) первичного документа;

предмет, объект или тема первичного документа;

время и место исследования;

характеристика содержания первичного документа;

причины переиздания и отличительные особенности данного издания;

целевое и читательское назначение первичного документа.

Источник: http://sch197.minsk.edu.by/sm.aspx?uid=134667

7.3 Конспектирование обязательной и дополнительной литературы

Все темы (см. планы лабораторных занятий)

Искусство правильного конспектирования // Сайт «HelpEducation. ru». http://www.helpeducation.ru/publication18.3.htm

Из книги Варламова А. Я.Методические указания по выполнению письменных работ в виде конспектов, рефератов, курсовых работ. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 28 с.

7.4. Контрольная работа

Темы 17, 26 (тематику промежуточных контрольных работ см. в планах лабораторных занятий)

Примерная тематика итоговой контрольной работы

1) Стиховая композиция лирического текста

2) Система поэтических мотивов в предложенном лирическом тексте

3) Композиция эпизода (по предложенному отрывку текста)

4) Композиция речевого материала в прозаическом тексте (формы речи, субъекты речи)

7.5 Тест на знание литературоведческой терминологии

Темы 11, 12, 20

Терминологический минимум:

сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, эвфемизм, гипербола, литота, ирония; параллелизм, инверсия, анафора, эпифора, стык, эллипсис, бессоюзие, многосоюзие

силлабический стих, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пеон, дольник, тактовик, акцентный стих, рифма: точная, неточная, бедная, богатая, мужская, женская, дактилическая, смежная, перекрестная, кольцевая; белый стих, верлибр

контекст, чужое слово, цитата, реминисценция, аллюзия, пародия, эпиграф, метатекст, гипертекст

7.6. Коллоквиум (тема 5)

Конспект статьи В.И. Тюпы «Художественность» (Чернец. 463–482).

Подобрать примеры к каждому типу модуса художественности.

Коллоквиум. Сообщение по одному из разделов статьи: устный анализ одного произведения в рамках модуса художественности (на выбор).

7.7. Реферирование источников (см. задания к лабораторным занятиям по темам 6, 10, 13, 14).

7.8. Создание встречных текстов – эссе (темы 9, 16, 26).

Тематика эссе

1) Различие в применении терминов тематика, проблематика, идейно - эмоциональная оценка (на материале повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»).

2) Различие в применении терминов автор - повествователь, собственно автор, лирическое «я», лирический герой, ролевой герой (С.Н. Бройтман) на материале ранней поэзии А. Ахматовой.

3) Соотношение понятий «драма» и «театральность».

7.9. Комплексные ситуационные задания

Тема 1: Предметный (реальный) комментарий к художественному тексту.

Темы 2, 12, 15, 19, 20: см. задание к лабораторным занятиям № 1, № 8, № 10, № 13, № 14.

7.10 Работа с электронными ресурсами

Тема 2. Знакомство с электронными библиотеками, подбор ссылок.

Тема 24. Характеристика сайтов, посвященных русской поэзии и творчеству отдельных поэтов.

Контрольные вопросы

1. Место художественной литературы в ряду других видов искусства.

2. Художественный образ. Особенности его оформления и представления. Виды словесных образов.

3. Функции искусства. Специфика литературы как искусства слова.

4. Поэтика. Ее основные категории.

5. Художественное произведение как эстетическое целое. Художественное содержание и художественная форма. Их взаимосвязь.

6. Пафос литературного произведения и его разновидности. Модусы художественности.

7. Литературные роды. Принципы их выделения.

8. Жанр как литературоведческая категория.

9. Эпическое произведение. Эпос как литературный род. Эстетика эпических жанров. Эпопея. Роман. Повесть. Рассказ. Новелла. Очерк.

10. Объектный и субъектный уровни эпического произведения. Автор и субъект речи. Формы речи в эпическом произведении. Их функции.

11. Персонаж. Характер. Тип и характер. Принципы создания характера. Система персонажей.

12. Сюжет. Фабула. Композиция сюжета. Сюжет и конфликт. Типы сюжета. Виды конфликта. Сюжетообразующее событие.

13. Художественное пространство и художественное время. Хронотоп в трудах М.М. Бахтина.

14. Предметно-вещный мир в литературном произведении.

15. Психологизм и его формы в литературном произведении.

16. Мотив. Лейтмотив. Мотивная структура. Теория мотива.

17. Категория автора в литературоведении. Автор биографический и художественный.

18. Повествователь в эпическом произведении. Аукториальный и неаукториальный повествователь.

19. Текст, контекст, интертекст. Виды интертекстуальных связей.

20. Лирика как литературный род. Лирические жанры, их историческое изменение.

21. Субъектная организация лирического произведения. Автор, лирическое «Я», лирический герой, герой ролевой лирики.

22. Композиция. Ее элементы. Типы композиционных связей. Стиховая композиция.

23. Стих и проза как формы художественной речи. Ритм в стихе и прозе. Ритм и метр.

24. Системы стихосложения.

25. Ритмико-интонационные особенности русского народного стиха.

26. Особенности силлабической системы стихосложения, происхождение и принципы.

27. Силлабо-тоническая система стихосложения. Ее ритмико-мелодическая структура, метрика.

28. Тоническая система стихосложения: дольник, тактовик, акцентный стих.

29. Верлибр, типы свободного стиха.

30. Рифма и ее типы.

31. Строфа и ее разновидности.

32. Особенности звуковой организации стиха. Эвфония. Ассонанс. Аллитерация. Консонанс и диссонанс.

33. Драма как литературный род. Жанры драмы. Поэтика драматургического произведения.

34. Стиль как лингвистическое и литературоведческое понятие.

35. Система выразительных средств (тропы). Метафора. Метонимия. Олицетворение. Эпитет и сравнение. Эмблема. Символ. Аллегория. Гипербола. Литота. Гротеск. Ирония.

36. Фигуры речи. Антитеза. Оксюморон. Катахреза. Анафора. Эпифора. Эллипсис. Инверсия.

37. Жизнь литературного произведения в «большом времени». Историко-функциональное изучение литературы.

38. Литературные направления и течения. Их внутренняя структура и место в литературном процессе.

39. Сентиментализм как творческий метод. Сентиментальность как творческий пафос.

40. Классицизм как творческий метод. Основные законы классицизма.

41. Романтизм как творческий метод. Романтика как пафос.

42. Реализм как творческий метод и направление в литературе.

43. Модернизм. Постмодернизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: