Основные задачи и методы обучения конструированию в дошкольном возрасте

Основные задачи в обучении и руководст­ве конструктивной деятельностью детей:

1. Формировать у детей необходимые умения и навыки конструи­рования.

2. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструк­тивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основ­ных частях, их форме, пространственном расположении, относи­тельной величине, о материалах, с которыми они работают.

Дети должны уметь группировать предметы по их общим при­знакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют. Усвоить правильные названия материалов в их геометрических или технических опре­делениях: в игровых строительных наборах — кубики, пластины (квадратные, прямоугольные, узкие, широкие и т. д.), арки, бру­ски, цилиндры и т. д. Различать их по величине и по устойчиво­сти. Усвоить правильные названия инструментов: молоток или киянка (деревянный молоток), гаечный ключ, отвертка, гвозди, винты, правильно пользоваться ими и знать их назначение.

Дети должны хорошо знать природные материалы (кору сос­ны, шишки ели и сосны, семена клена и т. д.).

Определять фактуру бумаги (ватман, глянцевая цветная, пис­чая), знать тонкий картон, проволоку в изоляционной обмотке и т.д. Знать их свойства и возможности использования. Дети должны уметь пользоваться клейстером, клеем ПВА при склеивании различных материалов.

3. Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.

4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творче­скую инициативу.

5. Формировать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей или ранее усвоен­ному способу, который в данном случае не может быть при­менен.

Научить понимать, что целью занятий конструированием является не столько практический результат, сколько усвоение новых знаний и навыков, т. е. формировать у детей умение учить­ся, готовность к обучению в школе.

6. Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе.

Но практика показывает, что взаимоотношения детей в кон­структивной деятельности сами по себе не всегда строятся на правильной основе. Поэтому роль воспитателя приобретает здесь важное значение. Он должен учить своих воспитанников коллек­тивно работать, предварительно вместе обсуждать замысел, четко распределять обязанности в процессе выполнения по­строек, игрушек, согласовывать свою работу с действиями то­варищей.

При этом следует воспитывать у детей способности мотивиро­вать свои предложения, осмысливать предложения товарищей и умение выбрать лучший вариант, отказавшись от своего, если он окажется не совсем удачным.

В процессе совместного выполнения конструкции ребята должны оказывать помощь друг другу, доброжелательно откли­каться на просьбы товарищей, быть чуткими и внимательными к их работе.

7. Конструктивная деятельность требует аккуратного поль­зования материалами. С самых первых дней обучения необхо­димо, чтобы дети выполняли соответствующие правила: перед занятием раскладывали материал в удобном порядке, после за­нятия или окончания игры не разрушали, а разбирали построй­ки, собирали неиспользованный материал (коробки, кусочки, бу­магу, природный материал) и аккуратно, в определенном поряд­ке укладывали его на постоянное место хранения.

Порядок на рабочем месте — необходимое условие для успешного выполнения любого задания, воспитания у детей навы­ков организованного труда, эстетических чувств.

Любой материал, с которым дети работают, должен привле­кать их своим внешним видом. При анализе и оценке работ сле­дует обращать внимание детей на эстетические качества сконст­руированного предмета.

Развивать у детей умение оценивать процесс своего труда и работы товарищей с эстетической точки зрения (насколько процесс работы организованный, выполняется и в нужной последо­вательности, без лишних и беспорядочных движений, в хорошем темпе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: