Хронокарта лекции

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

По дисциплине «Гигиена»

Для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

ТЕМА: «ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ГИГИЕНЫ»

Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор Куркатов С. В.

Составитель:

д.м.н., профессор Куркатов С. В.

Красноярск

2012 г.


Тема: «Предмет и содержание гигиены».

Разновидность лекции: лекция визуализация. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Время: 2 час.

Значение темы лекции ознакомить студентов с предметом и задачами гигиены, методами исследования, историй развития гигиены в Российской Федерации, обеспечить студентов информацией для освоения методологии профилактической медицины, приобретения гигиенических знаний по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человек.

Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать ОК-1 и ПК-3;

- учебная: знать влияние среды обитания на здоровье человека, становление и развитие гигиенической науки, выдающихся деятелей медицины области профилактики и гигиены; знать, опираясь на принципы доказательной медицины, факторы среды обитания и их воздействие на здоровье населения; уметь анализировать и оценивать влияние на здоровье населения факторов окружающей среды; владеть системным подходом оценки влияния на здоровье населения факторов окружающей среды.

Место проведения лекции: учебная аудитория.

Оснащение лекции: слайды.

Технические средства обучения: ноутбук, видеопроектор.

Хронокарта лекции

№ п/п Этапы лекции Продолжи-тельность (мин) Содержание этапа
1. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
2. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей лекции
3. Представление плана лекции   Максимально – 5-6 пунктов плана
4. Раскрытие учебных вопросов по теме лекции   Изложение основных положений лекции
5. Краткие выводы   Краткие выводы по теме лекции
6. Ответы на вопросы   Даются ответы на вопросы обучающихся
6. Контроль знаний по итогам лекции   Проведение экспресс-анкетирования обучающихся
7. Рекомендуемая литература   Предлагается список литературы для самостоятельной работы студентов по теме лекции (основная, дополнительная и электронные ресурсы)
Всего: 90 мин.  

План лекции:

1. Определение гигиены как науки, предмет, задачи и методы гигиены. Основоположники гигиенической науки. Развитие гигиенической науки в России. Выдающиеся гигиенисты современности. Связь гигиены с другими дисциплинами. Санитария.

2. Здоровье населения и факторы его формирующие. Понятия о профилактике. Профилактическое направление в медицине. Основные разделы гигиены и их характеристика.

3. Нормативно-правовые документы, регламентирующие гигиеническое нормирование. Порядок установления гигиенических регламентов.

4. Принципы, критерии и методы оценки гигиенического состояния объектов окружающей среды по физико-химическим и биологическим показателям.

Введение. Исторические основы гигиены сформировались в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Риме, Египте, Китае, Индии начинается систематизация и пропаганда приоритета здоровых условий жизни и образа жизни человека, питания, физической культуры, предупреждения болезней.

В древнегреческой мифологии находим толкование термина «гигиена». Гигиена названа в честь богини Гигиеи. История возникновения этого названия связана с древнегреческой легендой об Асклепии (Эскулапе) – сыне бога солнца Аполлона. Асклепии родился слабым и больным. Отец решил, что жить он должен в солнечной долине в окружении врачей. Они-то и вылечили его от всех недугов. Окрепши духом и телом, Асклепии и сам начал исцелять жителей долины. Ему помогали две дочери – Гигиея и Панакея. Поскольку Гигиея, согласно верованиям древних греков, была богиней здоровья и стремилась прежде всего предупредить развитие заболеваний, ее именем и была названа наука гигиена. Она была воспета поэтами, запечатлена живописцами и скульпторами в прекрасных произведениях искусства.

Наибольшего развития гигиена достигла в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделано основоположником античной медицины Гиппократом (около 460 -377 гг. до н. э.). В трактате "О воздухах, водах и местностях" Гиппократ дает систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Греческие писатели-философы Платон и Аристотель в своих произведениях развивали идею Гиппократа о влиянии внешней среды на здоровье людей. Поэтому в Греция, где в начале обращали главное внимание на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании, стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот и т. д.

Наследниками культурных богатств греков являлись, как известно, римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие. Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани, но этими благами пользовались далеко не все граждане, так как вода облагалась большим налогом. Памятником городского благоустройства остается система канализации с использованием нечистот для удобрения садов и полей.

Период средних веков характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий. Вспышки оспы, холеры, тифов, массовое распространение проказы, кожных, венерических и глазных болезней были характерным явлением для того времени. Пандемия чумы в XIV в., известная под названием "черной смерти", унесла около 25 млн. человек.

Однако многие средневековые врачи высказывали ценные мысли в отношении гигиены. Мировую известность получило произведение выдающегося таджикского врача и философа Абу Али Ибн Сины (Авиценны) "Канон медицины", изданное в XI в.

Эпоха Возрождения характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиене, в частности к профессиональной гигиене. Научный трактат итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников (1700) является первым сочинением в этой области.

Более интенсивно гигиена стала развиваться в ХVII-ХVIII и особенно в XIX вв. Поводом к этому послужили рост крупных промышленных городов и сосредоточение на их территории значительного числа рабочих, не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных условиях, вследствие чего намного возросла опасность эпидемических заболеваний.

Огромную роль в развитии гигиенической науки сыграл немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818-1901), который по праву считается ее основоположником. Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку, располагающую объективными способами исследования. Уделяя окружающей среде первостепенное значение в этиологии заболеваний, Петтенкофер наметил основные пути ее оздоровления. Он обращал также большое внимание на личную гигиену.

В исторически сложившейся совокупности отдельных дисциплин есть отрасли фундаментальных наук, таких, как математика, физика, химия, биология и др. В каждой области есть отдельные дисциплины со специфическим объектом изучения. Например, в такой фундаментальной области, как биология, есть специфические дисциплины: ботаника, зоология, экология, гидробиология, почвоведение, медицина и др.

Медицина, берущая начало от биологии, изучает человека как особый вид организмов в биосфере, названный Homo sapiens (человек разумный). Однако человек является не только биологическим существом. Специфическими признаками человека, выделяющими его в мире живой материи, являются высокое развитие головного мозга, наличие разума, сознания, воли, словесное общение, способность к созданию орудий труда и использование их в целях преобразования природы. Кроме того, человеку присущи наиболее высокое развитие психики, политическая, социально-экономическая и иные формы общественной жизни. Он единственный среди живых существ владеет культурой и способен создавать духовные ценности. Таким образом, человек является не только биологическим, но и социальным, так называемым биосоциальным, видом, который, будучи неотъемлемой частью биосферы, вступает в специфические взаимоотношения не только с тремя ее составляющими (атмосферой, гидросферой и литосферой), но и с человеческим сообществом.

Заниматься человеком и изучать его здоровье (проводить диагностику, лечение и профилактику заболеваний) в процессе его взаимоотношений с биосферой и социально-экономическими условиями может только такая отрасль биологии, как медицина. "Медицина представляет собой систему научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека". Специфическим объектом изучения медицины является здоровый и больной человек с такими его общими философскими понятиями, как популяционное и индивидуальное здоровье с многочисленными показателями его состояния и болезнь с многочисленными проявлениями заболеваний отдельного человека (заболевание).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: