ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
По дисциплине «Гигиена»
Для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
ТЕМА: «ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ГИГИЕНЫ»
Заведующий кафедрой
д.м.н., профессор Куркатов С. В.
Составитель:
д.м.н., профессор Куркатов С. В.
Красноярск
2012 г.
Тема: «Предмет и содержание гигиены».
Разновидность лекции: лекция визуализация. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Время: 2 час.
Значение темы лекции ознакомить студентов с предметом и задачами гигиены, методами исследования, историй развития гигиены в Российской Федерации, обеспечить студентов информацией для освоения методологии профилактической медицины, приобретения гигиенических знаний по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человек.
Цели обучения:
- общая: обучающийся должен обладать ОК-1 и ПК-3;
- учебная: знать влияние среды обитания на здоровье человека, становление и развитие гигиенической науки, выдающихся деятелей медицины области профилактики и гигиены; знать, опираясь на принципы доказательной медицины, факторы среды обитания и их воздействие на здоровье населения; уметь анализировать и оценивать влияние на здоровье населения факторов окружающей среды; владеть системным подходом оценки влияния на здоровье населения факторов окружающей среды.
|
|
Место проведения лекции: учебная аудитория.
Оснащение лекции: слайды.
Технические средства обучения: ноутбук, видеопроектор.
Хронокарта лекции
№ п/п | Этапы лекции | Продолжи-тельность (мин) | Содержание этапа |
1. | Организация занятия | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся | |
2. | Формулировка темы и целей | Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей лекции | |
3. | Представление плана лекции | Максимально – 5-6 пунктов плана | |
4. | Раскрытие учебных вопросов по теме лекции | Изложение основных положений лекции | |
5. | Краткие выводы | Краткие выводы по теме лекции | |
6. | Ответы на вопросы | Даются ответы на вопросы обучающихся | |
6. | Контроль знаний по итогам лекции | Проведение экспресс-анкетирования обучающихся | |
7. | Рекомендуемая литература | Предлагается список литературы для самостоятельной работы студентов по теме лекции (основная, дополнительная и электронные ресурсы) | |
Всего: | 90 мин. |
План лекции:
1. Определение гигиены как науки, предмет, задачи и методы гигиены. Основоположники гигиенической науки. Развитие гигиенической науки в России. Выдающиеся гигиенисты современности. Связь гигиены с другими дисциплинами. Санитария.
2. Здоровье населения и факторы его формирующие. Понятия о профилактике. Профилактическое направление в медицине. Основные разделы гигиены и их характеристика.
|
|
3. Нормативно-правовые документы, регламентирующие гигиеническое нормирование. Порядок установления гигиенических регламентов.
4. Принципы, критерии и методы оценки гигиенического состояния объектов окружающей среды по физико-химическим и биологическим показателям.
Введение. Исторические основы гигиены сформировались в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Риме, Египте, Китае, Индии начинается систематизация и пропаганда приоритета здоровых условий жизни и образа жизни человека, питания, физической культуры, предупреждения болезней.
В древнегреческой мифологии находим толкование термина «гигиена». Гигиена названа в честь богини Гигиеи. История возникновения этого названия связана с древнегреческой легендой об Асклепии (Эскулапе) – сыне бога солнца Аполлона. Асклепии родился слабым и больным. Отец решил, что жить он должен в солнечной долине в окружении врачей. Они-то и вылечили его от всех недугов. Окрепши духом и телом, Асклепии и сам начал исцелять жителей долины. Ему помогали две дочери – Гигиея и Панакея. Поскольку Гигиея, согласно верованиям древних греков, была богиней здоровья и стремилась прежде всего предупредить развитие заболеваний, ее именем и была названа наука гигиена. Она была воспета поэтами, запечатлена живописцами и скульпторами в прекрасных произведениях искусства.
Наибольшего развития гигиена достигла в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделано основоположником античной медицины Гиппократом (около 460 -377 гг. до н. э.). В трактате "О воздухах, водах и местностях" Гиппократ дает систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Греческие писатели-философы Платон и Аристотель в своих произведениях развивали идею Гиппократа о влиянии внешней среды на здоровье людей. Поэтому в Греция, где в начале обращали главное внимание на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании, стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот и т. д.
Наследниками культурных богатств греков являлись, как известно, римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие. Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани, но этими благами пользовались далеко не все граждане, так как вода облагалась большим налогом. Памятником городского благоустройства остается система канализации с использованием нечистот для удобрения садов и полей.
Период средних веков характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий. Вспышки оспы, холеры, тифов, массовое распространение проказы, кожных, венерических и глазных болезней были характерным явлением для того времени. Пандемия чумы в XIV в., известная под названием "черной смерти", унесла около 25 млн. человек.
Однако многие средневековые врачи высказывали ценные мысли в отношении гигиены. Мировую известность получило произведение выдающегося таджикского врача и философа Абу Али Ибн Сины (Авиценны) "Канон медицины", изданное в XI в.
Эпоха Возрождения характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиене, в частности к профессиональной гигиене. Научный трактат итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников (1700) является первым сочинением в этой области.
|
|
Более интенсивно гигиена стала развиваться в ХVII-ХVIII и особенно в XIX вв. Поводом к этому послужили рост крупных промышленных городов и сосредоточение на их территории значительного числа рабочих, не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных условиях, вследствие чего намного возросла опасность эпидемических заболеваний.
Огромную роль в развитии гигиенической науки сыграл немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818-1901), который по праву считается ее основоположником. Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку, располагающую объективными способами исследования. Уделяя окружающей среде первостепенное значение в этиологии заболеваний, Петтенкофер наметил основные пути ее оздоровления. Он обращал также большое внимание на личную гигиену.
В исторически сложившейся совокупности отдельных дисциплин есть отрасли фундаментальных наук, таких, как математика, физика, химия, биология и др. В каждой области есть отдельные дисциплины со специфическим объектом изучения. Например, в такой фундаментальной области, как биология, есть специфические дисциплины: ботаника, зоология, экология, гидробиология, почвоведение, медицина и др.
Медицина, берущая начало от биологии, изучает человека как особый вид организмов в биосфере, названный Homo sapiens (человек разумный). Однако человек является не только биологическим существом. Специфическими признаками человека, выделяющими его в мире живой материи, являются высокое развитие головного мозга, наличие разума, сознания, воли, словесное общение, способность к созданию орудий труда и использование их в целях преобразования природы. Кроме того, человеку присущи наиболее высокое развитие психики, политическая, социально-экономическая и иные формы общественной жизни. Он единственный среди живых существ владеет культурой и способен создавать духовные ценности. Таким образом, человек является не только биологическим, но и социальным, так называемым биосоциальным, видом, который, будучи неотъемлемой частью биосферы, вступает в специфические взаимоотношения не только с тремя ее составляющими (атмосферой, гидросферой и литосферой), но и с человеческим сообществом.
|
|
Заниматься человеком и изучать его здоровье (проводить диагностику, лечение и профилактику заболеваний) в процессе его взаимоотношений с биосферой и социально-экономическими условиями может только такая отрасль биологии, как медицина. "Медицина представляет собой систему научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека". Специфическим объектом изучения медицины является здоровый и больной человек с такими его общими философскими понятиями, как популяционное и индивидуальное здоровье с многочисленными показателями его состояния и болезнь с многочисленными проявлениями заболеваний отдельного человека (заболевание).