Определение гигиены как науки, предмет, задачи и методы гигиены. Основоположником гигиенической науки. Развитие гигиенической науки в России

Определение гигиены как науки. Предмет и содержание гигиены. В. И. Даль в 1863 г. определил гигиену как "искусство или знания беречь здоровье, охранять его от вреда". По определению В. И. Даля, специалистом, который владеет искусством сохранения здоровья практически здоровых людей, является врач-профилактик, врач-гигиенист или санитарный врач.

Гигиена – это наука о закономерностях влияния среды обитания человека на индивидуальное и общественное здоровье, а также условиях его сохранения и укрепления.

Предметом гигиены является изучение закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека. Здоровье человека – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ).

Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Факторы среды обитания – это биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические (органического и неорганического происхождения), физические (ионизирующие и неионизирующие), социальные (питание, водоснабжение, условия труда, быта и отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Факторы среды обитания могут быть этиологическими, т. е. выступать в качестве причины заболевания, и рисковыми, т. е. при определенных условиях они способны увеличивать вероятность нарушений здоровья. К факторам риска относятся загрязнение атмосферного воздуха, воды, почвы; избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, никотином и др.

Целью гигиены является обоснование гигиенических норм, нормативов, правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Задачи гигиены:

  • изучение закономерностей воздействия факторов среды обитания на организм человека;
  • выявление факторов риска среды обитания человека и проведение гигиенической диагностики;
  • разработка и внедрение нормативов по безопасности и безвредности и факторов среды обитания для организма;
  • разработка и внедрение мероприятий по оздоровлению населения и среды обитания.

Существуют различные методы гигиенических исследований:

санитарного описания – для получения сведений о состоянии объектов окружающей среды. При этом составляется акт на основании осмотра населенного пункта, отдельного помещения, сооружения и т. д. Результаты сопоставляются с соответствующими гигиеническими нормами и правилами на основании этого делается вывод об исследуемом объекте. Методы санитарного обследования широко применяли земские врачи, особенно после работ П. И. Куркина, Е.А. Осипова, С.М. Богословского, внедривших санитарно-статистические методы в практику изучения санитарного состояния населенных мест и здоровья населения. Эти методы сыграли положительную роль, поскольку во многих работах было показано влияние социально-экономических условий и санитарного состояния окружающей среды на здоровье населения, заболеваемость, рождаемость, продолжительность жизни и смертность. Однако вследствие непрерывного изменения условий жизни населения, обусловленного процессами индустриализации и урбанизации, появлением новых физических, химических и других факторов воздействия, эти методы уже не могли обеспечить решение усложнившихся задач, встающих перед гигиеной. Жизнь потребовала применения комплекса точных методов исследования для выяснения взаимосвязи организма со средой. Вместе с тем методы санитарного описания и в настоящее время не потеряли своего значения;

экспертизы – разделяются на два крупных метода: объективные и эвристические. Объективные методы экспертизы основаны на определении характеристик путем измерений или регистраций каких-либо показателей, а также несоответствий, отказов, отклонений от установленных требований. Общим для объективных методов является выражение результатов измерений или подсчетов в принятых единицах измерений.

Эвристические методы экспертизы основаны на совокупности логических приемов, методических правил, использование теоретических исследований для достижения конечных результатов. Общим дляэвристических методов является субъективизм, построение гипотез, догадок, основанных на предположении отдельных лиц.

экспериментальный – один из общенаучных методов познания; заключается в производстве специальных опытов, испытаний в соответствующих – создаваемых или подбираемых – условиях. Применяется различные инструментальные и лабораторные исследования физических, химических, биологических свойств и других свойств среды обитания человека и воздействие на индивидуальное и общественное здоровье. В рамках эксперимента используются физиологические, биохимические и клинические методы исследования. Например, оценку физического развития проводят с помощью, физиологических проб, антропометрических измерений, общего медицинского осмотра.

исследования (испытания) – применяется различные инструментальные и лабораторные исследования образцов физических, химических, биологических факторов среды обитания человека на соответствие гигиеническим нормативам.

Физические методы чрезвычайно широко применяются в санитарно-гигиенических исследованиях. С их помощью исследуют, например, температуру, влажность, скорость движения, электрическое состояние воздуха, все виды лучистой энергии, начиная с самых коротковолновых лучей и кончая инфракрасным излучением и радиоволнами различной частоты. Физические методы широко применяют в коммунальной гигиене при оценке климата населенных мест, в гигиене труда для характеристики метеорологических условий на производстве, различных видов излучений, встречающихся в производственных условиях, и т. п. Физические методы помогают определить химический состав и структуру веществ. Так, спектрографический анализ позволяет обнаружить ничтожное количество посторонних примесей различных элементов в основном продукте. С помощью люминесцентного анализа можно определить качество пищевых продуктов. Радиометрические и дозиметрические методы исследования стали основными в новой отрасли гигиены – радиационной гигиене. Развитие точного приборостроения открыло возможности применения дистанционной (бесконтактной) и телеметрической аппаратуры. Примером этого могут служить измерения у находящихся в полете космонавтов пульса, температуры тела, артериального давления и других показателей из центра управления на земле. Эти показатели служат основными параметрами для оценки состояния здоровья человека, подвергающегося различным неблагоприятным воздействиям во время полета.

Химические методы в санитарно-гигиенических исследованиях используются при изучении химического состава воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов; они особенно широко применяются для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных токсичных веществ, поступающих в биосферу в малых количествах. Химическим методам свойственна высокая чувствительность, позволяющая определять в некоторых случаях миллионные доли миллиграмма вещества на единицу объема воздуха, воды или единицу массы какого-либо продукта.

С помощью химических методов при санитарно-гигиенических исследованиях определяют не только химический состав того или иного объекта, но и примеси, не свойственные природному составу, которые могут оказывать прямое неблагоприятное воздействие на организм или служить показателем санитарного неблагополучия изучаемого объекта. Например, присутствие в воздушной среде окиси углерода, диоксида серы или какого-нибудь другого токсичного вещества указывает на непосредственную опасность для здоровья. Определение в воздухе жилых помещений повышенного содержания химических загрязнителей свидетельствует о санитарном неблагополучии, в частности о неудовлетворительной вентиляции помещения. Следует подчеркнуть, что с помощью химических методов установлен и такой важный факт, как миграция по пищевым цепочкам некоторых ядохимикатов, широко применяемых в настоящее время в сельском хозяйстве. В частности, ДДТ обнаруживался не только в почве и растениях, но и в организме животных и человека. Этот препарат находили даже в рыбе, вылавливаемой в морях и океанах.

Биологические методы исследования можно разделить на собственно биологические и бактериологические. Под собственно биологическими методами следует понимать такие исследования объектов окружающей среды, в процессе которых определяют микро- и макроорганизмы и вещества животного и растительного происхождения, характеризующие санитарное состояние объекта. К биологическим методам относятся гельминтологические исследования, позволяющие выявить жизнеспособные яйца гельминтов в различных объектах окружающей среды (почва, вода), что дает основание судить о степени их фекального загрязнения и непосредственной опасности заражения гельминтами.

Бактериологические методы в практике санитарно-гигиенических исследований часто имеют первостепенное значение, поскольку с их помощью можно не только определять общую обсемененность изучаемого объекта, но и выделять и идентифицировать санитарно-показательные микроорганизмы. Бактериологический анализ имеет важнейшее значение для оценки пищевых продуктов (молоко, мясо, готовая пища), так как при определенных условиях количество микроорганизмов в них может достигать колоссальных величин и вызывать порчу продуктов, а иногда и пищевые отравления;

санитарно-статистическийметод применяется во всех массовых наблюдениях для обоснования достоверности результатов исследований. Он нужен для изучения заболеваний, рождаемости, смертности и физического развития населения, которые являются показателями состояния здоровья людей. Статистические исследования включают 4 этапа: составление программ и плана исследования, сбор материала, разработку данных, анализ материала, составление выводов и предложений для внедрения результатов исследований в практику. Санитарная статистика широко использует разнообразные методы математического анализа;

эпидемиологические методы – это совокупность методических приемов, основанная на анализе особенностей распределения заболеваний в пространстве и времени и предназначенная для выявления проблем профилактики, причин, условий (факторов риска) и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий по профилактике заболеваний и оценке их эффективности.

В рамках эпидемиологического метода объединены четыре группы методических приемов: 1) описательно-оценочные; 2) аналитические; 3) экспериментальные; 4) прогностические.

Описательно-оценочные (дескриптивные) методические приемы позволяют на количественной основе выявить болезни, характеризующиеся наибольшей эпидемиологической, социальной и экономической значимостью. На данном этапе работы используются данные официальной регистрации заболеваемости. Эпидемиологическая значимость определяется уровнями заболеваемости населения. Социальная значимость оценивается совокупностью отрицательных явлений, возникших в обществе в связи с распространением определенной болезни. Экономическая значимость указывает на затраты, которые понесло общество в результате заболеваемости и проведения мер профилактики и борьбы. В ряде случаев для доказательства значимости болезни, кроме данных официальной регистрации, целесообразно проведение поперечного исследования. Под поперечным исследованием понимают одномоментное определение в популяции людей какого-либо признака, свидетельствующего о распространенности определенного заболевания.

Аналитические методические приемы заключаются в формулировании и проверке гипотез о причинах, приведших к распространению заболеваемости. В результате аналитической работы необходимо выявит причины и условия (факторы риска), приведшие к заболеваемости, вскрыть механизм влияния причин на заболеваемость, а также найти в причинах такие переменные, на которые можно повлиять доступными противоэпидемическими мероприятиями.

Гипотезы формулируются на основе описательной эпидемиологии, а также специальных исследований, среди которых наиболее часто используются: 1) метод "случай-контроль": исследование этого типа основывается на сопоставлении информации о подверженности действию изучаемого фактора больных и не больных определенной болезнью; 2) метод ретроспективного эпидемиологического анализа: позволяет выявить наиболее типичные и устойчивые причины и условия. формирующие заболеваемость в течение определенного периода времени; 3) метод оперативного эпидемиологического анализа: позволяет выявлять причины и условия, формирующие заболеваемость в настоящее время.

экспериментальные методические приемы предполагают получение новых знаний необходимых для совершенствования мероприятий по профилактике и борьбе с болезнями. В эпидемиологических исследованиях различают три варианта экспериментов: а) контролируемый эксперимент; б) неконтролируемый эксперимент; в) естественный эксперимент.

Контролируемый эксперимент предполагает формирование двух групп, одна из которых подвергается воздействию профилактического мероприятия, в расчете на нейтрализацию выявленного фактора риска, а другая, равноценная по всем признакам группа, этому воздействию не подвергается. В обеих группах учитывается заболеваемость определенной болезнью и итогом контролируемого эксперимента является доказательство гипотезы о факторе риска, а также количественная оценка профилактического действия (мероприятия).

Неконтролируемый эксперимент в эпидемиологии – это вмешательство в естественный ход распространения заболеваемости в результате повседневной профилактической работы органов здравоохранения. По истечении определенного периода времени оценивают уровень, структуру и динамику заболеваемости и на основании изменения этих параметров обосновывают вывод об эффективности (неэффективности) повседневно проводимых профилактических мероприятий.

Естественный эксперимент – это различные чрезвычайные ситуации. формирующие среди населения массовые заболевания, изучение которых дает новые знания, необходимые для совершенствования профилактической работы.

Прогностические методические приемы. Совокупность прогностических методик, используемых в эпидемиологии, может быть разделена на две группы: 1) формально-математические прогностические методы; 2) детерминированные прогностические методы.

При использовании формально-математических методов, прогнозируя заболеваемость на предстоящий период, используют определенный математический аппарат и полагают, что причины и условия, формирующие заболеваемость в будущем существенно меняться не будут.

При разработке прогнозов развития заболеваемости на основе детерминированных моделей учитывают степень влияния на заболеваемость изменяющихся причин ее формирующих. Этот вид прогнозирования относится к области научных исследований.

Таким образом, самостоятельность эпидемиологии определяется выделением оригинального предмета изучения (эпидемический процесс) и использованием для этих целей специфического метода (эпидемиологический метод).

метод оценки рисков – на сегодняшний день риск для здоровья определяется как вероятное развитие угрозы здоровью или жизни человека. Причем сам риск обуславливается воздействиями вредных факторов на среду обитания человека и выражается в различном виде:

  • в виде математической вероятности того, что определенный неблагоприятный эффект все же может развиться, так называемый индивидуальный риск;
  • в виде ожидаемого числа случайного развития соответствующего эффекта среди населения, так называемый популяционный риск;
  • в виде степени превышения допустимого уровня воздействия факторов вредности, установленных нормами, или безопасных уровней, определенных экспертными методами.

Методология оценки риска осуществляется в 4-ре этапа:

- идентификация опасности. На этом этапе доказывается присутствие и определяется степень опасности загрязняющих веществ.

- оценка зависимости между дозой вредного вещества и степенью его воздействия. В ходе проведения оценки обобщаются и анализируются данные о допустимых санитарных нормативах и степень их применимости к проекту оценки риска.

- оценка экспозиции, т. е. количество вредных веществ, попадающих в организм человека, маршруты их проникновения, результат воздействия, а также количество людей, подверженных экспозиции.

- характеристика риска, объединяет данные трех предыдущих этапов исследований. Проводится сравнительный анализ полученных рисков с допустимыми нормами, установление приоритетов и предоставление информации органам, принимающим окончательное решение о том, насколько экологически целесообразно согласиться на определенные риски.

Метод оценки риском можно использовать там, где данные об уровне воздействия собираются нерегулярно, а о здоровье граждан – отсутствуют вообще. После проведения оценки риска получается простой и однозначный результат, поэтому метод оценки риска для здоровья населения перспективен.

Основоположником гигиенической науки. История гигиены как самостоятельной научной дисциплины начинается в 60-70-е гг. XIX в., когда в Западной Европе и России появляются первые кафедры гигиены при университетах.

В 1865 г. выдающийся немецкий ученый, врач Макс Петтенкофер возглавил кафедру гигиены в Мюнхенском университете. Он явился основоположником экспериментальной гигиены, поскольку обосновал методологию изучения факторов среды обитания с позиции их влияния на здоровье человека. М. Петтенкофер творчески использовал методы естественных наук (химии, физики) для гигиенического исследования и нормирования повседневно воздействующих на человека параметров воздуха, почвы и воды. Он и его ученики разработали многочисленные методы лабораторных исследований в гигиене.

Приоритет создания и формирования гигиенической науки в России принадлежит Алексею Петровичу Доброславину и Федору Федоровичу Эрисману.

А. П. Доброславин (1842-1889) – студент, а затем первый приват-доцент, профессор кафедры гигиены Военно-медицинской академии г. Санкт-Петербурга. Он заложил основы развития отечественной гигиенической науки на базе экспериментальных методов исследования. Благодаря нему началось систематическое преподавание гигиены на медицинских факультетах в России. Велика заслуга А. П. Доброславина в практической реализации профилактической медицины. Он основал и был бессменным руководителем первой в России городской санитарной станции Петербургского и губернского земства. Осенью 1889 г. во время борьбы с очередной вспышкой брюшного тифа в Петербурге Алексей Петрович заразился и 4 декабря в полном расцвете творческих и физических сил скончался. Для России это была огромная утрата. А.П.Чехов по поводу преждевременной смерти А. П. Доброславина писал: «Брюшной тиф заразил одного из самых злейших врагов своих».

Ф. Ф. Эрисман (1842-1915) родился в Швейцарии. В Цюрихском университете получил диплом врача и защитил диссертацию на звание доктора медицины на тему: «Об амблиопиях преимущественно алкогольного и табачного происхождения». В ней он рассматривал вредные привычки как причину поражения глаз. В 1869 г. Ф. Ф. Эрисман вместе с женой – первой женщиной-врачом, доктором медицины Н. П. Сусловой – приезжает в Россию. В Санкт-Петербурге он начинает частную практику по глазным болезням, уделяя большое внимание поиску причин высокой распространенности близорукости. В 1870 г. был опубликован классический труд Ф. Ф. Эрисмана «Влияние школ на происхождение близорукости». Это ознаменовало переход ученого от офтальмологии к гигиене.

В 1881 г. Ф. Ф. Эрисман начинает читать курс гигиены на медицинском факультете Московского университета, где затем он возглавил и новую кафедру гигиены, на которой преподавалась также эпидемиология.

С именем и делами Ф. Ф. Эрисмана связан расцвет земской профилактической медицины, в рамках которой земские врачи проводили значительную работу по изучению санитарного состояния различных уездов, обследование земских, церковно-приходских учебных заведений и школ разных ведомств.

В Москве Ф. Ф. Эрисман создал гигиеническую лабораторию. Сейчас это Научно-исследовательский институт, который носит его имя. Под его руководством строились новые здания и клиники медицинского факультета на Новодевичьем поле, где у гигиенического корпуса стоит памятник ему.

Тяжелые условия труда и быта, плохие условия школьного обучения обусловливали и низкий уровень здоровья, особенно детей и подростков.

В 20-е годы XX столетия в Советской России гигиеническая наука и практика интенсивно развиваются. Происходит дифференциация гигиенических знаний с выделением специальных дисциплин: социальная гигиена и организация здравоохранения, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, несколько позже военная и радиационная гигиена. Дифференциация шла либо по пути глубокого изучения фактора (труд, питание, радиация, природная среда населенных мест), либо по специфичности групп населения – дети и подростки, военнослужащие.

В создание и формирование отдельных отраслей гигиенической науки большой вклад внесли советские гигиенисты: Николай Александрович Семашко – первый нарком здравоохранения (социальная гигиена), Алексей Николаевич Сысин (автор проекта декрета «О санитарных органах республики» (1922), коммунальная гигиена), Август Андреевич Летавет (гигиена труда), Григорий Витальевич Хлопин (значительный вклад в развитие всех отраслей гигиены), Альфред Владиславович Мольков (основоположник гигиены детей и подростков), Владимир Александрович Рязанов (коммунальная гигиена, гигиена атмосферы), Федор Григорьевич Кротков (радиационная гигиена), Сергей Николаевич Черкинский (коммунальная гигиена, водоснабжение) В. А. Покровский, С. М. Громбах и др.

В 1922 г. был принят декрет Совета народных комиссаров «О санитарных органах республики», который определил государственный характер их действий. В этом декрете окончательно сформулированы права санитарных органов в области предупредительного санитарного надзора. Этим же декретом устанавливались категории санитарных врачей, их права и обязанности, подчеркивалась необходимость развития специализации санитарных врачей, увеличения числа эпидемиологов, жилищно-санитарных врачей и других специалистов.

Санитарным врачам предоставлялось право входа с целью санитарных осмотров во все без исключения общественные и частные помещения, право ставить перед советскими исполнительными органами вопросы о наложении взысканий в дисциплинарном и административном порядке за нарушение санитарных требований. Они также имели право возбуждать дела в местных народных судах, привлекать виновных к ответственности за нарушение санитарных требований и выступать в качестве официальных обвинителей или экспертов.

Великая отечественная война потребовала новых подходов в санитарно-противоэпидемическом обеспечении войск и жителей освобожденных территорий. Основная роль в создании санитарно-противоэпидемиологического дела в армии принадлежала генерал-полковнику медицинской службы акад. АМН СССР Ефиму Ивановичу. Смирнову. Специализированная санитарно-гигиеническая служба образована на втором году Великой Отечественной войны и включала фронтовых и армейских гигиенистов – санитарных инспекторов. В стрелковых дивизиях к тому времени (и на протяжении всей войны) санитарно-противоэпидемиологические вопросы решали командиры санитарных взводов медико-санитарных батальонов – дивизионные эпидемиологи, в стрелковых полках и батальонах – войсковые врачи, фельдшера и другие представители санитарной службы. Важным специализированным звеном в их работе являлись армейские санитарно-эпидемиологические отряды и фронтовые санитарно-эпидемиологические лаборатории, осуществляющие все виды лабораторного контроля в действующей армии.

Медицинский контроль и санитарный надзор за организацией питания в войсках действующей армии были направлены на профилактику заболеваний, в том числе желудочно-кишечных, авитаминозов, алиментарных дистрофий, а также предупреждение пищевых отравлений, токсикоинфекций и др.

Немаловажными, кроме питания были вопросы гигиены водоснабжения: мероприятия по очистке и обеззараживанию воды. Особое внимание уделялось на водные источники, которые фашисты, при отступлении, обрабатывали ядовитыми веществами.

В трудные годы войны четко координировалось проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических, а также лечебно-профилактических мероприятий в действующей армии и тылу, особенно среди населения, занятого на работах оборонного значения и освобожденных из концлагерей.

Армейские и фронтовые гигиенисты Красной Армии принимали деятельное участие в очистке полей битв и захоронении трупов воинов, погибших в бою. При отступлении немецко-фашистских войск на нашу долю выпала задача захоронения трупов вражеских солдат и офицеров. Опыт войны говорит, что единственным, оправдавшим себя на практике методом рациональной санитарной очистки полей сражения является почвенное обеззараживание трупов людей и животных, а также других санитарно-опасных объектов, удаление и обеззараживание нечистот и др. мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в населенных пунктах, железнодорожном, автомобильном и водном транспорте; контролировались обмундирование, обувь и размещение воинов в полевых условиях и населенных пунктах.

Все эти мероприятия способствовали боеспособности Красной Армии, здоровью мирных жителей, их работоспособности на оборонных объектах, сохранению жизни стариков и детей, реабилитации узников из контрационных лагерей, обеспечивая тем самым победу над врагом.

Многие годы послевоенного периода основные задачи и функции санитарной службы были тесно связаны с восстановлением народного хозяйства, индустриализацией страны, освоением космического пространсва, осуществлялась профилактика эпидемий и инфекционных заболеваний, проводился предупредительный и текущий санитарный надзор за предприятиями промышленности, коммунального хозяйства, лечебно-профилактическими учреждениями, объектами питания, образовательными учреждениями и пр. Формировалась нормативно правовая база санитарно-эпидемиологического обеспечения населения страны.

Современный этап развития гигиены. С 1999 г. первичная медицинская профилактика регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно закону санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Реализация профилактических мероприятий проводится через государственный санитарно-эпидемиологический надзор, т. е. деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Полномочиями по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в России наделена федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (сокращенно – Роспотребнадзор), руководителем которой является Г. Г. Онищенко.

Научную разработку различных гигиенических проблем в России ведут НИИ медицины труда (Измеров Николай Федотович, д.м.н., профессор, академик РАМН, Заслуженный деятель науки РФ), НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени А. Н. Сысина РАМН (заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Совета Министров СССР, академик РАМН Рахманин Юрий Анатольевич), НИИ питания РАМН (Тутельян Виктор Александрович, академик РАМН, профессор, доктор медицинских наук), НИИ дезинфектологии» Роспотребнадзора (д.м.н., профессор Шестопалов Николай Владимирович), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (член-корреспондент РАМН, д.м.н., профессор Владислав Ремирович Кучма), Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены имени профессора П. В. Рамзаева (д.м.н., профессор Романович Иван Константинович), старейшее научно-исследовательское учреждение страны, созданный в 1927 – Федеральный научный центр гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана (академик РАМН, профессор, заслуженный деятель науки РФ Потапов Анатолий Иванович), научно-исследовательская работа в области гигиены ведётся также на кафедрах гигиены медицинских ВУЗов и институтов усовершенствования врачей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: