Здоровье населения и факторы его формирующие. Понятия о профилактике. Профилактическое направление в медицине. Основные разделы гигиены и их характеристика

Эксперты ВОЗ выделили четыре группы факторов, приводящих к нарушению нормального процесса формирования здоровья как системы:

индивидуальная предрасположенность к нарушению здоровья (наследственность, особенности развития в перинатальный период, несчастные случаи или заболевания в прошлом, характер воспитания в детском возрасте и т. п.);

социальная предрасположенность к нарушению здоровья (ценностная ориентация общества, социальный образ человека, индивидуальный образ жизни, особенности поведения, характерные для определенной группы, воспитание и образование в подростковом возрасте и т. п.);

обстоятельства жизни ребенка, сложившиеся к подростковому возрасту (доход, стиль семейной жизни, жилищные условия, возможность получить работу, стрессы и кризисные ситуации и т. п.);

имеющиеся возможности по сохранению здоровья (наличие свободного доступа к службам здравоохранения, характер питания, санитарно-профилактические мероприятия, образование в области сохранения и укрепления здоровья и т. п.). Схематично распределение роли факторов в формировании здоровья изображают так:

наследственность – 20 %,

состояние окружающей среды – 20 %,

факторы здравоохранения – 5-10 %,

индивидуальный образ жизни – 50-55 %.

Среда обитания – это совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Факторы среды обитания – это биологические, химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Медицина состоит из двух частей, которые находятся в органическом единстве и дополняют друг друга, – медицины лечебной и медицины профилактической, или гигиены. Истоки названия дисциплины гигиена находим в словарях греческого и латинского языков: hygienos (греч.) – здоровье, приносящий здоровье; sanitas (лат.) – здоровье. Оба термина «гигиена» и «санитария» сохранились в современной профилактической медицине. Традиционно термин «гигиена» используется как название гигиенической науки. Термин «санитария» отражает практическую реализацию, надзор за выполнением гигиенических норм и правил.

Профила́ктика (др.-греч. prophylaktikos – предохранительный) – комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Профилактические мероприятия – важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рациональной диететики занимали значительное место в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX в. благодаря развитию общебиологических наук, медицинской науки в целом и появлению ее многочисленных дисциплин, занимающихся частными вопросами, в особенности физиологии, гигиены и эпидемиологии; большую роль сыграло распространение общественных идей в клинической медицине. Передовые врачи и деятели медицинской науки (как в России, так и за рубежом) видели будущее медицины в развитии общественной профилактики и связи лечебной и профилактической медицины. Гигиена возникла из потребностей клинической медицины. За развитие гигиены высказывались, прежде всего, представители клинической медицины, такие видные ученые, как Матвей Яковлевич Мудров, Григорий Антонович Захарьин, Николай Иванович Пирогов, Сергей Петрович Боткин. Общеизвестным является высказывание Захарьина: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения – терапии. Сами успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены. Задача гигиены состоит в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, жизнь – сильной, а смерть – наиболее отдаленной». Выдающийся хирург Николай Иванович Пирогов говорил: Будущее принадлежит медицине профилактической.

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

Первичная профилактика – система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Мероприятий первичной профилактики осуществляться на объектовом, муниципальном, субъектовом уровнях и в масштабах государства в зависимости от выполняемых полномочий.

Вторичная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Под профилактикой следует понимать не только предупреждение заболеваний и проведение оздоровительных мероприятий, имеющих целью охрану здоровья населения, а всю совокупность государственных, общественных и медицинских мер, направленных на создание для человека наиболее благоприятных условий жизни, в полной мере отвечающих его физиологическим потребностям.

Различают следующие меры профилактики:

законодательные,

организационно-распорядительные,

архитектурно-планировочные,

технологические,

санитарно-технические,

медико-профилактические.

Законодательные – это документы, издаваемые властными органами на уровне Российской Федерации или межгосударственные документы:

Конституция Российской Федерации:

статья 41, п. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию»;

статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологическом благополучии населения страны как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Он определяет права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области санитарно-эпидемиологическом благополучии; санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека; санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия по достижению санитарно-эпидемиологического благополучия; государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия и организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ О качестве и безопасности пищевых продуктов определяет уровень государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов производимых на территории Российской Федерации и ввозимой из-за рубежа.

Технические регламенты:

Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "Технический регламент на молоко и молочную продукцию",

Федеральный закон от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию",

Федеральный закон от 27.10.2008 N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей",

Федеральный закон от 24.06.2008 N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию",

Федеральный закон

Решения Комиссии Таможенного союза:

от 09.12.2011 N 880 О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции";

от 09.12.2011 N 876 О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности",

от 15 июня 2012 г. N 32 О принятии технического регламента таможенного союза "О безопасности мебельной продукции»,

от 15 июня 2012 г. N 34 «О принятии технического регламента таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания»

от 16.08.2011 N 769 О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки"

от 23.09.2011 N 799 О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции"

Организационно-распорядительные мероприятия – это документы издаваемые органами исполнительной власти во исполнение законов Российской Федерации, а также должностными и юридическими лицами, имеющими властные полномочия. К ним относятся постановления правительства, приказы Министерства здравоохранения (от 12 апреля 2011 г. N 302н Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда), постановления (о введении санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, ограничительных профилактических мероприятий, приостановлении производства, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов; использования водных объектов и др.), предписания (об устранении выявленных санитарно-гигиенических правонарушениях, о прекращении реализации не соответствующим санитарно-гигиеническим нормативам продукции и др.) должностными лицами Роспотребнадзора, а так же локальные нормативные акты, издаваемые должностными и юридическими лицами в виде приказов, инструкций, регламентов, регулирующих соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил и гигиенических нормативов (инструкция о порядке обработки яиц, программа производственного контроля, регламент обращения с отходами производства и потребления в учреждении и др.).

Архитектурно-планировочные мероприятия – это мероприятия по размещению объекта на территории населенного места, выбор пригодного земельного участка под строительство, система застройки и функциональное зонирование территории, внутренняя планировка помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами.

Технологические мероприятия – это мероприятия, позволяющие с помощью изменения технологии производства избежать ухудшения параметров среды обитания или привести ее компоненты в соответствие с действующими гигиеническими нормами и правилами или вывести работающий контингент из вредных условий труда. К ним относятся механизация, автоматизация (роботизация) и введение дистанционных методов управления производственных процессов, замена технологий работающих под давлением на технологии, работающие под вакуумом, бессточные технологии, технологии с замкнутым циклом водооборота и т. д.

Санитарно-технические мероприятия – это комплекс технических мероприятий направленных на оптимизацию среды обитания. К ним относятся средства локализации тепловыделений и теплоизоляции, направленные на снижение интенсивности теплового излучения и тепловыделений от оборудования. Эффективными средствами снижения тепловыделений являются: покрытие нагревающихся поверхностей и парогазотрубопроводов теплоизоляционными материалами (стекловата, асбестовая мастика, асботермит и др.); герметизация оборудования; применение отражательных, теплопоглотительных и теплоотводящих экранов; оборудование рабочих мест местной вытяжной вентиляцией или переносными местными отсосами, укрытие оборудования сплошными пыленепроницаемыми кожухами с эффективной аспирацией воздуха; использование индивидуальных средств защиты и др.

Медико-профилактические мероприятия – это меры медицинского характера направленные на: отбор людей с повышенной сопротивляемостью и адаптацией к вредным факторам среды обитания; повышение с помощью медицинских процедур сопротивляемости организма к воздействию среды обитания и восстановления адаптации организма. К ним относятся организация рационального режима труда и отдыха; обеспечение питьевого режима; повышение устойчивости к высоким температурам путем использования фармакологических средств (прием дибазола, аскорбиновой кислоты, глюкозы), вдыхания кислорода; прохождение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, дыхательной гимнастики, щелочных ингаляций, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение обеспечение лечебно-профилактическим питанием и молоком физиотерапевтических процедур, водные процедуры, витаминизация и др.

Основные разделы гигиены и их характеристика. Развитие гигиены идет по двум направлениям. С одной стороны, отмечается процесс ее так называемой дифференциации. Процесс дифференциации связывается с выделением из общей гигиены таких ее самостоятельных отраслей, как социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена, гигиена и токсикология полимерных материалов, космическая гигиена, авиационная гигиена. С другой стороны, развитие гигиены идет и по пути интеграции. Гигиена развивается в тесном контакте с клиническими направлениями медицины, терапией, педиатрией, акушерством и гинекологией и другими отраслями.

В настоящее время из гигиены выделился такой курс, как валеология – наука, изучающая закономерности формирования высокого уровня здоровья. Закономерностям формирования патологического процесса всегда уделялось большое внимание, но недостаточное внимание уделялось проблемам, связанным с условиями, факторами и закономерностями, определяющими условия формирования высокого уровня здоровья.

Расширение задач, стоящих перед гигиеной, усложнение методов гигиенических исследований привели к дифференциации гигиенической науки. Сначала выделились и оформились в самостоятельные научные дисциплины военная и военно-морская гигиена. Первые труды по военной гигиене в России были опубликованы в конце 17 в. Крупный вклад в развитие военно-морской гигиены внесли Д. П. Синопсус и А. Г. Бахерахт (санитарное благоустройство лагерей, очистка воды для питья, питание военнослужащих и др.).

Развитие атомного флота, реактивного авиастроения, ракетного и космического вооружения, ядерного, химического и биологического вооружения потребовало развития новых направлений гигиенических исследований.

Гигиена труда, или профессиональная гигиена, оформилась в самостоятельная отрасль гигиенической науки во 2-й половине 19 в. Её развитие в России связано с именами Эрисмана, Погожева, Дементьева и др. деятелей фабричной и земской медицины. Большой вклад в развитие гигиены труда в СССР внесли С. И. Каплун, В. А. Левицкий, А. А. Летавет, З. И. Израэльсон, Л. К. Хоцянов и др.

Гигиена труда – это раздел гигиены, изучающий условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих. Относится к наукам профилактической медицины.

Гигиена труда изучает: формы и методы организации труда и отдыха, состояние организма в процессе трудовой деятельности, характер и особенности рабочих движений, положений тела при работе, инструменты и орудия труда, применяемое сырье, технологию процессов, техническое оборудование, готовые и промежуточные продукты, отходы производства с точки зрения их воздействия на работающих и окружающее население; физические, химические и биологические факторы производственной среды и физиологические изменения у работающих под влиянием этих факторов и трудовых процессов. Наряду с практическими мероприятиями по оздоровлению условий труда гигиена труда разрабатывает и научные основы для регламентирования санитарных условий труда на производстве.

В послереволюционные годы в научную дисциплину оформилась школьная гигиена, в процессе дальнейшего развития ставшая гигиеной детей и подростков. Большой вклад в развитие этой дисциплины внёс гигиенист и санитарный деятель Альфред Владиславович Мольков. Первым научно-исследовательским центром по школьной гигиене был организованный в 1919 институт социальной гигиены. В 1926 создана кафедра школьной гигиены при медицинском факультете 1-го МГУ, а в 1934 при Центральном институте усовершенствования врачей.

В формировании здоровья подрастающего поколения большую роль играют факторы среды обитания в детских учреждениях, где ребенок проводит значительную часть своей жизни. Условия воспитания, обучения, отдыха в учреждениях для детей и подростков должны способствовать сохранению и укреплению здоровья. Этими проблемами занимается гигиена детей и подростков.

Гигиена детей и подростков – раздел гигиены, изучающий влияние различных факторов окружающей среды на организм ребёнка и разрабатывающий гигиенические нормативы, направленные на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Первоначально употреблялся термин "школьная гигиена", на Всесоюзном совещании по школьной гигиене (1935) был принят термин "Гигиена детей и подростков".

Предмет изучения гигиены детей и подростков – гигиена учебного процесса, трудового обучения, физического воспитания и режима дня; гигиена труда работающих подростков, гигиена строительства, благоустройства и оборудования образовательных учреждений; гигиена питания. Будучи комплексным научным разделом, гигиена детей и подростков использует данные коммунальной гигиены, гигиены питания и труда, эпидемиологии; она тесно связана со многими клиническими дисциплинами (в т. ч. педиатрией, офтальмологией и др.), с некоторыми биологическими, педагогическими и техническими науками.

Современные проблемы гигиены детей и подростков связаны с изменениями, происходящими в современном образовании детей, которые требуют для разработки комплекса мероприятий по сохранению их здоровья гигиенической оценки:

особенности формирования здоровья детей и подростков на современном этапе с оценкой основных факторов, влияющих на состояние здоровья, физическое и психическое развитие детей и подростков;

инновационные архитектурно-планировочные решения комплексов зданий дошкольного, школьного и внешкольного образования;

организации педагогического процесса в образовательных учреждениях, в том числе физического воспитания, профессиональной ориентации, трудового и профессионального обучения;

физиолого-гигиенических принципов организации питания для детей и подростков;

новых материалов и конструкций при изготовлении мебели и одежды для детей и подростков;

особенности влияния современных образовательных программ на состояние здоровья дошкольников, гимназистов, школьников, начального и среднего профобразования;

условий труда и особенностей биологического действия факторов малой интенсивности на организм работающих подростков, адекватности реакций организма подростков на воздействие факторов малой интенсивности в условиях производства, ведущих производственных факторов и факторов трудового процесса, предполагаемого профессионального риска при раннем начале работы;

вариативных форм воспитания детей (группы детей дошкольного возраста общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности, организуемых в образовательных учреждениях и других типов, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций.

Кроме того гигиеническая наука постоянно разрабатывает новые и модернизирует старые методы оценки состояния среды обитания и здоровья детей.

Гигиена коммунальная – раздел гигиены, изучающий влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывающий гигиенические нормативы и санитарные меры для создания оптимальных условий проживания. Включает гигиену воздуха, воды, почвы, планировку населённых мест, жилые и общественные здания, водоснабжение и водоотведение, санитарную очистку и др. Разрабатывает гигиенические нормативы и санитарные мероприятия для создания наиболее благоприятных условий жизни в населённых местах. Объектом изучения коммунальной гигиены являются не населённые пункты сами по себе, а условия жизни в них и влияние этих условий на здоровье и работоспособность населения.

Во 2-й половине 18 в. появились первые медико-топографические описания населённых мест и целых областей, а России коммунальная гигиена развилась благодаря трудам Алексей Николаевич Сысина и Александра Никитича Марзеева: она оформилась в самостоятельную дисциплину в 1933, когда была создана кафедра коммунальной гигиены в 1-м Московском медицинском институте (Илья Романович Хецров, Сергей Николаевич Черкинский).

Вв связи с ростом городов и промышленности, возникновением новых и реконструкцией старых районов, переустройством сельского хозяйства появилась потребность в научной разработке вопросов планировки населённых мест, жилищного строительства, в изыскании и апробации новых источников водоснабжения; всё более актуальными становились вопросы борьбы с загрязнением водоисточников, атмосферного воздуха и территории населённых мест выбросами промышленных предприятий.

Развитие индустрии, особенно химической промышленности, сопровождающется нарастанием загрязнения внешней среды промышленными выбросами, сделало необходимым изучение биологического действия и гигиенического значения химических факторов внешней среды населённых мест, неблагоприятного влияния механического транспорта (загрязнённость воздуха, шум). Для предупреждения вредного влияния на организм химических, физических и биологических факторов сов. гигиенистами разрабатываются гигиенические нормативы.

Актуальной проблемой современной коммунальной гигиены является разработка методологии оценки риска нанесения вреда окружающей среде и здоровью населения при воздействии различных факторов (физических, химических и биологических), атакже оценки многосредовых, комплексных рисков; методик исчисления ущерба здоровью населения в связи с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания и использования экономических (рыночных) инструментов при выборе и обосновании решений по управлению риском для здоровья.

Гигиена питания отрасль гигиены занимающаяся изучением качества пищевых продуктов и их влияния на организм человека и разрабатывающая нормативы, требования и рекомендации по их изготовлению, хранению и применению (режиму питания, составу рациона и качеству блюд). Как предмет научного исследования оформилась в 1922 с созданием первого в СССР Института питания под руководством Михаил Николаевич Шатерникова. Первая кафедра гигиены питания на санитарном факультете 1-го Московского медицинского института была организована в 1932.

Вопросы рационализации питания населения являются крупной физиолого-гигиенической проблемой в современной нутрициологии. Материалы исследований показывают, что фактическое питание отдельных групп населения страны характеризуется в последние годы снижением потребления мясных, молочных, рыбных продуктов, растительного масла, свежих овощей и фруктов. Как неблагоприятный факт следует рассматривать понижение потребления с пищей энергии (91%), особенно за счёт белков животного происхождения. Это создаёт предпосылки для формирования у отдельных, особенно низко доходных, категорий населения признаков белково-энергетической недостаточности. Содержание витаминов в рационах питания отдельных групп населения составляет 55-60% от рекомендованного уровня. Несбалансированность структуры продуктовых наборов и фактического питания сопровождается нарушениями физического развития, напряжённостью обменных процессов и адаптационных механизмов, увеличением анемизации, высоким уровнем заболеваемости, что вынуждает отнести значительную часть населения к группам повышенного риска.

Приоритетной задачами гигиены питания являются проведение мониторинга состояния фактического питания различных групп населения, оценка причинно-следственных связей между питанием и состоянием здоровья людей, обоснование и реализация практических мероприятий по рационализации питания, изыскание природных биологически активных пищевых веществ, повышающих неспецифическую резистентность организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды, способствующих обезвреживанию и элиминации загрязнителей, снижению уровня гастроэнтерологической, онкологической заболеваемости населения, степени его аллергизации. Одним из важных разделов нутрициологии является безопасность материалов, используемых в различных отраслях пищевой промышленности и в быту для контакта с пищевыми продуктами. Их ингредиенты, мигрирующие в продукты питания и попадающие в организм человека, нередко обладают мутагенным, аллергенным и др. свойствами. Актуальность проведения гигиенической оценки материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, подтверждается экспериментальными данными. К числу приоритетных в области гигиены питания относится проблема обеспечения с медицинских позиций качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, то есть гарантированной безопасности и высокой пищевой ценности. Важными направлениями рационализации питания являются комплексные исследования химического состава и пищевой ценности различных видов продуктов, разработка принципов создания продуктов заданного химического состава, повышенной пищевой и биологической ценности, обогащённых витаминами, микроэлементами, белком, пищевыми волокнами – продуктов, позволяющих быстро и эффективно корригировать нарушения пищевого статуса. Особый интерес представляют биологически активные добавки к пище, позволяющие конструировать специализированные продукты и напитки профилактического и лечебного назначения.

В связи с расширяющимся из года в год использованием источников ионизирующей радиации в промышленности, сельском хозяйстве и медицине возникла новая проблема – радиационная защита трудящихся и радиационная безопасность населения. Разработкой этих вопросов занимается гигиена радиационная.

Радиационная гигиена раздел гигиены, изучающий источники, уровни и последствия воздействия ионизирующих излучений на человека с целью разработки и обоснования нормативов, мер профилактики и защиты от повреждающего воздействия этих излучений. Направления исследований в радиационной гигиене: дозиметрическое, радиобиологическое, теоретическое и санитарно-законодательное.

Задачей дозиметрии ионизирующих излучений является выявление источников и установление уровней внешнего и внутреннего облучения различных групп населения и персонала предприятий, работа на которых сопряжена с профессиональным облучением. Изучаются закономерности формирования внешнего и внутреннего облучения, а также роль различных факторов и процессов, влияющих на величину дозы, получаемой человеком, для разработки необходимых защитных мероприятий.

В рамках радиобиологического направления изучаются метаболизм радионуклидов, в частности в зависимости от особенностей пищевого и водного рациона.

Содержанием теоретического направления радиационной гигиены является разработка методологии гигиенического нормирования воздействия ионизирующих излучений на человека. В отличие от других токсических факторов, для которых существует порог действия, а следовательно, дозы и концентрации (ниже пороговых), полностью безвредные для здоровья человека, в радиационной гигиене принято считать, что дополнительное облучение в любой дозе, сколь бы мала она ни была, сопряжено с риском возникновения отдаленных последствий. Соблюдение действующих гигиенических нормативов в области радиационной безопасности (НРБ) позволяет предотвратить неблагоприятные изменения в организме человека, поддающиеся обнаружению современными методами исследования. Для населения, проживающего вблизи источников загрязнения окружающей среды, НРБ-99/2009 устанавливают годовой предел эффективной дозы (ПД) в 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год, а для персонала 20 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв в год.

Задачей санитарно-гигиенических исследований является разработка конкретных норм, правил и инструкций, а также обоснование мер защиты и радиационно-гигиенического контроля.

Серьезного внимания заслуживает радиационная ситуация на планете. В течение почти 40 лет ядерных испытаний на Земле происходило накопление радиоактивности. В биосферу было выброшено 12,5 тонн продуктов деления. Взрывы изменили равновесное содержание в атмосфере углерода 14 (на 2,6 %) и трития (почти в 100 раз). К концу испытания ядерного оружия в атмосфере радиоактивное загрязнение на поверхности земли достигло 2 % сверх естественного фона. Еще больше нарастает уровень радиации за счет аварий, производства и удаления радиоактивных отходов. Так, авария на Чернобыльской АЭС привела к выбросу в биосферу от 8 до 15 тонн радиоактивных веществ, что равно или даже превышает таковой за все годы испытаний атомного оружия в атмосфере. В результате этой аварии произошло загрязнение территорий Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Орловской, Липецкой, Тамбовской, Тульской и других областей, на которых проживает около 2,5 млн. человек.

В результате аварий на атомных подводных лодках сегодня на дне Мирового океана находится 6 АПЛ, 9 атомных реакторов и 50 ядерных боеголовок. С целью захоронения радиоактивных отходов только США в период с 1946 по 1970 гг. сбросили в море более 86 тыс. контейнеров суммарной радиоактивностью около 95 кКи. Захоронение в морях осуществляли Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Швейцария, Франция, Италия, Германия, Швеция, Россия. Все это представляет определенную опасность для населения отдельных регионов мира.

Авария на АЭС Фукусима-1 произошедшая в марте 2011 г. в результате воздействия образовавшегося цунами после землетрясения в близи Японских островов. Именно вода принесла основные разрушения на станцию Фукусима-1: водою были заглушены резервные дизель-генераторы, которые обеспечивали электричеством энергоблоки на АЭС после землетрясения. Отключение электричества, необходимого для работы систем управления и защиты реактора и привели в дальнейшем к радиоактивному загрязнению атмосферы, воды моря и почвы радионуклидами иода-131 и цезия-137. П о состоянию на 23 марта эвакуировано более 320 000 человек, включая людей, эвакуированных из-за цунами. Были введены системы усиленного мониторинга Российской Федерации по контролю атмосферного воздуха, пищевой продукции. поступающей из ряда префектур Японии, транспортных средств (авто, авиа), выловленной на Дальнем Востоке морепродуктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: