1. открытая информация.
2. охраняемая информация:
а.) для служебного пользования (служебная тайна – не имеет юридического статуса);
б.) государственная тайна (секреты, особая секретность, совершенная секретность, особая важность). Защите подлежит любая информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб собственнику, пользователю и т. д.
1. Алгоритм получения информации
На сегодняшний день вопросы доступа журналистов к информации, находящейся в
ведении государства, регламентированы в Законе “О СМИ” и в Законе “Об
информации, информатизации и защите информации”. В них установлена
процедура подачи запроса и получения редакцией информации. Однако
использование этой процедуры влечёт за собой ряд проблем, речь о которых
пойдёт ниже.
Статья 39 Закона о СМИ говорит об обязанности руководителей государственных
органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц
отвечать на запрос информации от редакции.
Конституция РФ, принятая через два года после Закона о СМИ, предусмотрела создание органов местного самоуправления (городские, районные, сельские думы, собрания и т.п., мэрии), которые не входят в вертикаль государственных органов власти.
|
|
Однако по смыслу (но не по букве) Закона о СМИ, а также в соответствии с
ч.3 ст. 10 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите
информации ”, от ответа на запрос не должны уклоняться и органы местного
самоуправления. Что же касается общественных объединений, то по закону (Ч.1
ст.2 ФЗ от 19.05.95. “Об общественных объединениях”) из их числа
исключаются лишь религиозные организации, а также коммерческие организации
и создаваемые ими некоммерческие союзы и ассоциации. Следует заметить, что
до недавнего времени в одном из субъектов РФ права средств массовой
информации трактовались в этом отношении шире, нежели федеральным
законодательством.
Кроме законов о СМИ и “Об информации, информатизации и защите информации”,
существует ряд других актов, которые требуют от чиновников предоставлять
информацию. Например, Основы законодательства Российской Федерации о
здоровье граждан в статье 19 предписывают информировать о факторах,
влияющих на здоровье граждан, и предоставлять всем экологическую
информацию.
Закон Российской Федерации “О банках и банковской деятельности” (1990 г.)
требует от кредитных организаций предоставлять как клиентам, так и другим
лицам копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных
обязательных разрешений, выданных ей, а также ежемесячные бухгалтерские
балансы за текущий год (ст.8). В той же статье говорится, что головная
|
|
кредитная организация банковской группы, управляющая компания банковского
холдинга обязаны ежегодно публиковать свои консолидированные бухгалтерские
отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках, после подтверждения
их достоверности заключением аудитора.
Федеральный закон “Об акционерных обществах” (1995г.) содержит статью 92
(“Обязательное раскрытие обществом информации”), в соответствии с которой
ОАО обязано раскрывать свой годовой отчет, годовую бухгалтерскую
отчетность; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные
сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку
ценных бумаг.
Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое
общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг
осуществляется им в объеме и порядке, которые установлены тем же органом,
например Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20
апреля 1998 г. (№ 9) “Об утверждении положения о порядке и объеме раскрытия
информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных
бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки”.
Эти положения зачастую не применяются, средства массовой информации и
журналисты порой не знают о существовании здесь своих прав либо не умеют
ими правильно воспользоваться. Но проблема заключается даже не в этом, а в
том, что нет реальной ответственности за непредоставление информации.