Билет 5. Действие международных правовых норм в российских СМИ

Международные документы о доступе к информации  
   
10 фундаментальных принципов информационного общества Информационное Общество предлагает видение «инклюзивного» (включающего в себя) общества, где женщины и мужчины, все граждане «без различий какого-либо рода», осуществляли свои права «искать, получать и сообщать информацию и идеи посредством любого СМИ и независимо от границ». Такое общество предполагает и, соответственно, стимулирует более высокий уровень устойчивого развития и демократического правления. Полное использование и новые возможности в ответ на опасности, происходящие от новых подразделений, созданных инфрмационно-коммуникационными технологиями, должны отчетливо фигурировать в любой стратегии, национальной и/или международной, нацеленной на достижение мира, безопасности и развитие целей, поставленных Декларацией Милленниума.
   
   
   
Всеобщая декларация прав человека Статья 19 Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
   
   
   
Декларация комитета министров Совета Европы о предоставлении через СМИ информации относительно уголовных процессов Комитет Министров Совета Европы, Напоминая о приверженности государств-участников фундаментальному праву на свободу выражения и информации, гарантированному статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в дальнейшем - "Конвенция"); Подтверждая в очередной раз, что право на свободу выражения и информации представляет собой одно из важнейших оснований демократического общества и является одним из главных условий как для его прогресса, так и для развития каждого человека, как указано в его Декларации о свободе выражения мнений и информации 1982 г.; Напоминая о приверженности основополагающему праву на презумпцию невиновности и на справедливое судебное разбирательство согласно статье 6 Конвенции, и основополагающему праву на уважение частной и семейной жизни согласно статье 8 Конвенции; Напоминая, далее, о праве СМИ и журналистов создавать профессиональные объединения, гарантированное правом на свободу объединений согласно статье 11 Конвенции, которое служит основой для саморегулирования в области СМИ; Принимая во внимание потенциально сталкивающиеся интересы, защищаемые статьями 6, 8 и 10 Конвенции, и необходимость уравновешивать эти права с учетом обстоятельств каждого конкретного дела, при должном уважении к контролирующей роли Европейского суда по правам человека в обеспечении соблюдения обязательств по Конвенции; Учитывая также значение, которое в процессе такого уравновешения могут иметь саморегулирование СМИ и совместное регулирование;
   
Декларация о свободе политической дискуссии в СМИ (2004) Подтверждая, что основное право на свободу выражения мнений и информации, гарантируемое ст. 10 Конвенции, составляет одну из важнейших основ демократического общества и одно из главных условий его прогресса и развития личности, как указано в Декларации Комитета Министров Совета Европы о свободе выражения мнений и информации 1982 года;
   
Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (1978) Тут все ясно
   
Декларация о свободе выражения мнения и информации Страны-члены Совета Европы: 1. Считают, что принципы подлинной демократии, верховенства права и уважение прав человека создают основу их сотрудничества, а также, что свобода выражения и информации — фундаментальный элемент этих принципов; 2. Считают, что эта свобода провозглашена в национальных конституциях и международных инструментах, и, в частности, в Статье 19 Всеобщей Декларации Прав Человека и Статье 10 Европейской Конвенции по Правам Человека; 3. Подтверждают, что с помощью этих конвенций сделан шаг к коллективным усилиям в области свободы выражения и политического развития, передавая наблюдение за их исполнением органам созданным в соответствии с конвенциями; 4. Считают, что свобода выражения и информации необходима для социального, экономического, культурного и политического развития каждого человека, и создают условия для гармоничного прогресса социальных и культурных групп, наций и международного сообщества; 5. Убеждены, что продолжение развития информационных и коммуникационных технологий должны служить расширению права, выражения, поиска, получения и передачи информации и идей, несмотря на границы и их источника; 6. Убеждены, что государства обязаны защищать свободу выражения и информации против нарушений и должны принять политику направленную на создание наибольшего количества различных средств массовой информации и плюралистический доступ к источникам информации, таким образом провозглашая плюрализм идей и мнений; 7. Отмечают, в дополнение к нормативно-правовым мерам определенным в параграфе 2 Статьи 10 Европейской Конвенции по Правам Человека были добровольно учреждены этические кодексы и используются профессиональными организациями в области средств массовой информации; 8. Гарантируют, что свободный поток и расширенная передача информации любого рода через границы является важным фактором в международном понимании, объединении людей и взаимного обогащения культур.
   
Декларация принципов поведения журналистов  
   
   
   
Европейская конвенция о трансграничном телевидении Вновь подтверждая свою приверженность принципам свободного движения информации и идей и независимости телевещателей, которые являются необходимой основой их телевещательной политики; Подтверждая значения телевещания для развития культуры и свободного формирования взглядов в условиях защиты плюрализма и равенства возможностей для всех демократических групп и политических партий; Разделяя убеждение в том, что дальнейшее развитие технологии информации и связи будет способствовать праву без учета границ выражать, искать, получать и передавать информацию и идею вне зависимости от их источника; Желая предоставлять расширяющийся круг выбора телепередач для населения, укрепляя тем самым наследие Европы и развивая ее аудиовизуальное творчество, и будучи преисполненными решимости достичь этой культурной цели посредством усилий по расширению выпуска и распространения высококачественных программ, осуществляя тем самым надежды населения в политической, образовательной и культурной областях.


6. Законодательное обеспечение права на информацию.

Предпосылки: Во-первых, право на доступ к информации вытекает из священного в любом демократическом государстве права, основы основ демократии – права на свободные выборы. Своё основное демократическое право граждане осуществляют раз в два-три года посредством голосования, после чего представители народа управляют делами государства. во-вторых, в интересах самих властей быть максимально открытыми для общества. что таинственность и засекреченность работы органов власти, порядка принятия тех или иных решений вызывают подозрительность у людей в отношении самих властей

В-третьих, главный посыл заключается в том, что вся важная информация, о которой идёт речь, право на доступ к которой должен быть у граждан, – это информация государственная, Информация не должна принадлежать архиву министерства или мэрии, она принадлежит всем, потому что ни министр, ни мэр не платили за неё из своего собственного кармана. Поэтому они не вправе эту информацию приватизировать, присваивать, продавать, обменивать и т.д. Стало быть, если за сбор и хранение информации платят рядовые граждане, то они вправе знакомиться с тем, на что потрачены их деньги.

В российском Законе о СМИ, в статье 38 («Право на получение информации»), сказано: «...граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц». Другими словами, граждане «имеют право», но – через средства массовой информации. Статья 39 того же закона, детализируя процедуру реализации права редакции на получение информации о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, фактически предоставляет журналистам права, которых нет у остальных граждан, и предполагает получение обществом информации именно через СМИ.

Общедоступная информация: (ФЗ Об информации, информационных технологиях и защите информации)

Статья 3

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами

Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Естественные права — гражданские свободы — свобода слова — право на информацию. Законодательное разрешение противоречия между свободой слова и защитой интересов личности и общества.

Субъект права на информацию, в первую очередь, личность.

Каждый имеет право знать всё и чтобы о нём знали минимум нужен комплекс положений, устанавливающих баланс в этом противоречии, но разрешить проблему окончательно невозможно, т. к. это одна из вечных социальных проблем.

Общегражданские права в деятельности журналиста. Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

Доступ к информации – поиск и получение сведений, но не производство и распространение сведений, т. е. доступ к информации – это сбор журналистом фактов и получение аудиторией сведений из каналов массовой коммуникации; это доступ к государственным и иным хранилищам разнообразных сведений (как непосредственно затрагивающих личность человека, так и всяческих других).

Право на информацию не отождествляется со свободой мысли и слова.

Доступ к информации входит в гражданские права и свободы человека; журналист служит представителем граждан в их отношениях с источниками социально-значимых сведений.

Закон «О средствах массовой информации»: «Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц».

Конституцией РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29).

Об общественной фигуре можно знать больше, чем о любом другом человеке (прецедент: дело Саливена в США, чиновник протестовал против огласки го личной жизни, но протест был отклонён). Декларация о средствах массовой информации и правах человека, принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы: личная жизнь общественных деятелей должна освещаться только тогда, когда она оказывает действие на общественно значимые события. Закон РФ «О государственной тайне»: нельзя засекречивать данные о состоянии здоровья правительственных деятелей.

«Общественная фигура» (особое, определённое понятие) – лицо, известное в обществе в силу своего должностного или профессионального статуса (политики, управленцы, лидеры партий и т. д. – все, кто принимают решение по поводу личности и общества).

При некоторых условиях доступ к информации различных людей ограничен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: