Государственных информационных ресурсов (см. схему 1)

Схема 1. Алгоритм получения информации по письменному запросу редакции.

Примечания:

ЗоСМИ — Закон РФ «О средствах массовой информации»

ЗоИ — Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

ГК — Гражданский кодекс РФ

УК — Уголовный кодекс РФ

ГПК — Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

АПК — Арбитражный процессуальный кодекс РФ

Первый этап этого алгоритма — подача запроса. По закону, запрос может быть

либо в устной, либо в письменной форме, но на практике запросы в устной

форме не рассматриваются, и на них не отвечают. Более того, некоторые фазы

алгоритма (уведомление об отсрочке или отказе) возможны лишь при условии

письменного запроса информации.

С точки зрения освобождения от

ответственности редакции и журналиста за достоверность распространяемых в

СМИ сведений, полученных в ходе интервью, было бы целесообразно

рассматривать интервью как устную форму запроса и предоставления

информации, однако судебная практика на сей счет пока молчит.

Итак, запрос направляется редакцией, что предполагает необходимость его

оформления на бланке, с соответствующими подписями и печатью. В запросе не

обязательно указывать, зачем средству массовой информации понадобились те

или иные сведения. То есть редактору нет нужды обещать, что по материалам

переписки выйдет статья, либо что готовится большой материал, для

завершения которого нужны определенные сведения. В свою очередь, адресаты

запроса не должны ставить вероятность и полноту ответа в зависимость от

возможного использования предоставляемых ими сведений.

Кому подается запрос? Он подается либо на имя руководителя государственного

органа либо организации, общественного объединения, либо (что

предпочтительно) в пресс-службу этого органа или организации. Написав такой

запрос, необходимо убедиться, что его получили, потому что все остальные

сроки в процедуре ведут отсчёт с момента получения запроса. То есть

необходимо получить доказательство того, что запрос действительно был

получен адресатом. Для этого существует много разных способов, например,

телеграмма с уведомлением о вручении, расписка канцелярии в получении

письма и т.п.

На запрос должны ответить в течении семи (календарных, а не рабочих!) дней,

причем если вы подаете письменный запрос, то и ответить вам должны в

письменном виде. В случае, если предоставлена полная и достоверная

информация, остается лишь поблагодарить чиновника и забыть о других этапах

алгоритма.

Редакции могут ответить уведомлением об отсрочке в предоставлении

информации. Такое уведомление должно быть получено редакцией в трехдневный

срок с указанием причин отсрочки, срока предоставления запрашиваемой

информации (в законе эти рамки не ограничены) и фамилии ответственного

лица. Причины отсрочки могут быть самые разные. Скажем, запрос направляется

в министерство в Москве, а папка с информацией находится в подмосковном

архиве. Ближайшая машина туда будет через пять дней, поэтому необходимую

информацию смогут предоставить только на следующей неделе. В случае, если

редакция считает обоснования причины отсрочки законными, ей остаётся только

ждать ответа по существу запроса.

Редакции могут отказать в предоставлении информации. Отказ должен быть

только письменным и только мотивированным. Уведомление об отказе также

должно вручаться в трехдневный срок. В нем должно быть написано примерно

следующее: “В ответ на ваш запрос от такого-то числа предоставить

информацию о количестве бомбоубежищ в Чеховском районе Московской области

сообщаю о своем решении отказать в предоставлении этих сведений в связи с

тем, что такая информация охраняется в соответствии со ст. 5 Закона РФ “О

государственной тайне”; подпись, дата”.

Другими словами, в таком уведомлении должна быть ссылка на конкретные

положения того или иного закона, на основании которого эти сведения не

предоставляют. Если нельзя предоставить всю запрашиваемую информацию, но

возможно предоставить её часть, орган, получивший запрос, должен отделить

секретную часть от несекретной и отправить вторую в редакцию.

Наконец, и это встречается слишком часто, редакции могут вообще не

ответить. Отсутствие ответа необходимо рассматривать как неправомерный

отказ в предоставлении информации, который возможно обжаловать.

2. Ответственность за непредоставление информации

Обжалование возможно, если вы не согласны с любой из четырёх реакций

чиновника: когда он не отвечает, когда дает неполную или искаженную

информацию, когда необоснованно просит об отсрочке или необоснованно

отказывает в предоставлении информации. В каждом из этих четырех случаев

выход заключается в том, что редакция обращается к начальству этого

чиновника, если же это не помогает, то СМИ вправе обратиться в суд. В суде

заявитель сам должен доказать факт действий (решений), в результате которых

нарушены права граждан (читателей, радиослушателей, телезрителей) на

получение информации (через СМИ). Даже если суд признает правоту редакции,

он будет рассматривать дело в течение нескольких месяцев и решение вынесет,

в лучшем случае, через год. В своём решении он, скорее всего, лишь обяжет

чиновников предоставить искомую информацию. Таким образом это произойдёт,

когда редакция, потратив значительное время, силы и средства на получение

информации через суд, скорее всего уже не будет заинтересована в ней. При

этом не исключено, что чиновник, обжалуя решение суда, вновь откажется

предоставить редакции информацию, то есть, по крайней мере, ещё четыре-пять

месяцев уйдёт на процесс рассмотрения обжалования. При этом чиновник,

скорее всего, никакой ответственности, кроме административной не понесет,

отделавшись, предположим, выговором.

Редакция может заявить в суде, что из-за отсутствия возможности

опубликовать искомую информацию, издание (программа) упустило выгоду (не

получило запланированные доходы). Как это можно доказать? Скажем, в

программе “Абсолютно секретно” журналисты захотели сделать сюжет о недавней

поломке на одном из московских исследовательских реакторов. Этот сюжет

очевидно вызвал бы большой интерес, им уже удалось привлечь дополнительных

рекламодателей, которые предоставили свои гарантийные письма с обещанием

купить время в этой передаче, ведь её будет смотреть большая доля зрителей.

Однако в конце концов запрашиваемую информацию получить не удалось, сюжет в

эфир не пошел, телепрограмма потеряла доход от рекламы, — вот калькуляция

упущенной выгоды. Либо, в аналогичном случае с журналом, отказ предоставить

сенсационную информацию привел к тому, что планируемый дополнительный тираж

номера не был напечатан, и т.д. В случае, если редакция докажет факт

реальных убытков или упущенной выгоды, возможно их возмещение виновным

государственным органом или его должностным лицом (ст. 15 и 16 ГК РФ). Ведь

в качестве основания возмещения убытков в статье названы незаконные

действия (бездействие) государственных органов, органов местного

самоуправления или их должностных лиц. Под бездействием понимается и

неисполнение в установленные сроки и порядке обязанностей, возложенных на

соответствующий орган (например, несовершение действий). Теоретически это

доказать можно, но практически сделать сложно.

Наиболее же разумным выходом из ситуации нарушения процедуры ответа на

запросы редакций была бы система четких административных наказаний, которая

была бы записана в законе и которая бы карала за конкретные нарушения норм

о праве на получение информации. Скажем, задержав информацию на один день,

чиновник бы уже в административном порядке, — не через год тяжбы с

журналистами в гражданском суде, — должен был бы из своего кармана

заплатить определенный штраф. То есть, система штрафов, которая существует,

например, в США и странах Западной Европы, в данном случае была бы более

эффективным рычагом воздействия, чем длительная процедура гражданского

судопроизводства.

Иногда действует другой механизм, о нём не говорит закон о СМИ, но он

является вполне правовым. Вместо того, чтобы подавать жалобу в суд,

редактор сообщает о том, что конкретный чиновник нарушает требования закона

и не предоставляет информацию или предоставляет её неполно, в прокуратуру.

Как правило, прокуратура, которая должна следить за выполнением законов в

нашей стране, оперативно реагирует на такого рода жалобы, и обычно звонка

от прокурора вполне достаточно для чиновника любого ранга, чтобы убедить

его в необходимости предоставить вам нужную информацию. Если прокуратура

отправит совершившим неправомерные действия своё представление, то

последние обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять

решение об устранении допущенного нарушения. Жалоба в прокуратуру

составляется в произвольной форме и содержит описание сути нарушения

закона. Она, как правило, подаётся прокурору района (города), где находится

учреждение, организация или проживает лицо, нарушившее закон. Такая жалоба

обязательно должна быть зарегистрирована.

Как мы видим, несмотря на простоту алгоритма получения информации, на

практике возникают проблемы, связанные с фактическим отсутствием наказания

за непредоставление информации. Государственные чиновники, вроде бы,

обязаны предоставлять информацию, в законе говорится о том, что в случае

незаконного непредоставления информации они будут нести ответственность.

Однако в формулировке статей, где говорится о самой ответственности,

настолько все запутано, что применять их чрезвычайно сложно.

Например, в Уголовном кодексе предусмотрено наказание за сокрытие или

искажение информации. Однако о чём говорят эти статьи?

Статья 237 УК предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет за

сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или

здоровья людей либо для окружающей среды. Статья является относительно

новой и включена в Кодекс в результате длительных обсуждений проблем,

связанных с огромной опасностью утаивания от общества экологической и

медицинской информации, как это имело место при чернобыльской катастрофе. С

нормой этой статьи соотносятся обязанности Правительства РФ, специально

уполномоченных природоохранительных органов, субъектов Федерации и органов

местного самоуправления обеспечивать население необходимой экологической

информацией (ст. 6-10 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды” 1991

г.; ст. 19 “Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье”

Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от

22 июля 1993 г.; ст. 8 Закона РФ “Об основах градостроительства Российской

Федерации” от 14 июля 1992 г., закрепляющая право граждан на достоверную

информацию о состоянии окружающей среды городов, других поселений и их

систем) и другие акты.

Что это может быть за информация? К ней относятся сведения о событиях,

фактах или явлениях, создающим опасность, т.е. природных, техногенных или

иных процессах, которые могут при неблагоприятном развитии событий или

отсутствии надлежащих мер контроля и регулирования реально вызвать

последствия для человека и окружающей среды. Вроде бы, всё ясно и просто:

речь идёт о неких катастрофах, катаклизмах, пожарах, авариях того или иного

оборудования, на трубопроводах и т.п. Но, во-первых, для наказания

необходимо доказать прямой умысел, когда лицо осознаёт как свою обязанность

сообщить информацию, не искажая ее, так и реальную необходимость сообщения

информации для последующего воздействия на ход событий и их последствия, в

том числе для предотвращения и уменьшения вреда здоровью людей и окружающей

среде. Сделать это, как правило, очень сложно. Причём, если угрозу для

жизни можно определить с большой долей очевидности, то опасность для

здоровья доказать не менее сложно, чем прямой умысел.

Во-вторых, преступление может совершить только лицо, обязанное обеспечивать

население соответствующей информацией, характер деятельности которых

обязывает их направить соответствующую информацию для всеобщего сведения.

Максимальное наказание предусмотрено только в случае, когда очевиден

результат преступления чиновника: причинён вред здоровью человека или

наступили иные тяжкие последствия (видимо, гибель людей). Более того,

ответственность установлена не просто для чиновника, у которого есть эта

информация, а только для того, кто обязан обеспечивать население такой

информацией, но скрыл ее или исказил. То есть, в служебных обязанностях

чиновника, который будет нести ответственность, должна быть записана

обязанность информировать людей об этих вопросах. Поэтому, вроде бы, статья

есть, но автору неизвестны случаи, когда её применяли.

Статья 140 УК карает штрафом до 500 минимальных размеров заработной платы —

тоже немаленькая сумма, — за отказ в предоставлении гражданину информации.

Вроде бы, хорошо — гражданин приходит к чиновнику, тот неправомерно

отказывает ему в предоставлении информации, обиженный гражданин жалуется в

прокуратуру, чиновника штрафуют на 500 минимальных окладов. Естественно, на

практике этого не происходит, потому что в статье говорится не просто об

отказе гражданину в предоставлении информации, а об отказе на ознакомление

с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы

этого конкретного человека. Если же права и свободы просителя прямо не

затронуты — значит можно отказывать, по крайней мере, уголовного наказания

не будет.

Наконец, существует близкая им по смыслу статья 144 Уголовного кодекса. В

соответствии с ней, воспрепятствование законной профессиональной

деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к

отказу от распространения информации наказывается штрафом в размере от

пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца,

либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо

исправительными работами на срок до одного года. То же деяние, совершенное

лицом с использованием своего служебного положения, наказывается

исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок

до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Применяется эта статья крайне редко. Так по сообщению Агентства

журналистских расследований, в 2001 году прокуратура г.Санкт-Петербурга

инкриминировала братьям Ш. предусмотренные данной статьей преступления. Как

установило следствие, в 1997 году братья Ш. потребовали у журналиста газеты

“Санкт-Петербургские ведомости” К. в трехдневный срок выплатить им пять

тысяч долларов США за написанную им статью, после опубликования которой

один ночной клуб якобы понес убытки. За каждый день просрочки К. “включали

счетчик” в размере тысячи долларов, при этом требования сопровождались

насилием.


8. Правовой статус журналиста.

Речь о правах и обязанностях журналиста. Глава 5 закона о СМИ «Права и обязанности журналиста». Статья 47 «Права журналиста», ст 48 аккредитация, ст 49 обязанности, ст 50 скрытая запись, ст 51 недопустимость злоупотреления, ст 52 специальный статус.

Первая обязанность – сохранение в тайне источника информации. Это один из основных профессиональных принципов, смысл которого заключается в следующем. Достоянием общественной свободы является то, что люди могут безбоязненно сообщать о социально значимых вещах и событиях в средствах массовой информации, а также обсуждать подобные события в СМИ, – даже если информация включает сведения о неблаговидных поступках и поведении самих информаторов. При этом дискуссия в СМИ имеет большую общественную значимость, чем непосредственное нахождение и осуждение виновных. Введение такой нормы предоставляет защиту как гражданину, который, разглашая информацию, уже не опасается за свою судьбу и благополучие, так и журналисту – от несвойственной ему роли агента государственных органов охраны правопорядка.

На первый взгляд эта норма противоречит положениям статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В статье даётся перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей (адвокат, священнослужитель и др.), в который не входят работники СМИ. Но существование этого перечня не исключает возможности иных случаев освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Такая возможность прямо предусмотрена Конституцией РФ (ч. 2 ст. 51), которая позволяет преодолеть указанное противоречие между нормами Закона о СМИ и УПК РФ.

Закон о СМИ гласит, что журналист, редакция СМИ не вправе разглашать источник информации и называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени (ч. 2 ст. 41 и п. 4 ч. 1 ст. 49). Это обязанность. Исключением являются случаи поступления соответствующих требований от суда в связи с находящимся в его производстве делом. В соответствии с Законом о СМИ журналист не вправе разглашать имя источника ни по требованию милиции, ни по требованию прокуратуры, ни по требованию Федеральной службы безопасности, но он обязан сделать это по требованию суда в связи с рассматриваемым этим судом делом.

Второе право журналиста, которому соответствует схожая обязанность, – соблюдение достоверности информации. Журналист, с одной стороны, имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации (п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона о СМИ), с другой – он обязан убедиться в достоверности информации до её распространения (п. 2 ч. 1 ст. 49). Последнее фактически означает, что журналист отвечает за каждое слово, написанное в статье или прозвучавшее в телерадиопередаче, если он готовил распространённый материал.

Право проверять сообщаемую журналисту информацию является тем принципом, который позволяет ему требовать ответа на запрос, посещать государственные органы и организации, быть принятым должностными лицами, получать доступ к документам и материалам, производить записи, посещать места стихийных бедствий и катастроф, обладать другими правами, специально оговоренными в Законе о СМИ (ст. 47).

Аккредитация – это назначение журналиста официальным представителем своего СМИ в определенном учреждении, организации или ее пресс-службе. Редакция имеет право подать заявку на аккредитацию журналиста. Органы сами устанавливают порядок аккредитации и в каких случаях ее выдавать. Аккредитующий орган обязан благоприятствовать деятельности журналиста: снабжать документами, предоставлять возможность для записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на всех открытых мероприятиях данного органа

Аккредитация должна рассматриваться как нормальная форма обеспечения общества информацией о деятельности государственных органов через СМИ. Во всём федеральном законодательстве аккредитация российских журналистов регулируется только статьёй 48 Закона «О средствах массовой информации». Если заявка соответствует требованиям правил аккредитации государственносго органа (речь идёт о форме заявки, типе СМИ, количестве претендующих на аккредитацию журналистов и т.п.), то он (по мнению авторов Комментария к Закону о СМИ) обязан аккредитовать представителей редакции.

На уровне законодательства субъектов РФ дополнительные права на аккредитацию предоставлялись в Башкортостане.

По Закону о СМИ журналиста (но не редакцию, которая вновь может обратиться с заявкой) можно лишить аккредитации только в двух случаях: первый – если вступило в законную силу решение суда о распространении этим журналистом (или его редакцией) не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство аккредитовавшей организации (практика таких случаев автору неизвестна); второй, довольно простой в применении и потому часто встречающийся, – нарушение журналистом правил аккредитации. Следует заметить, что единых либо модельных правил аккредитации не существует. На неправомерное лишение аккредитации возможно подать жалобу вышестоящему руководству в самой аккредитующей организации, или руководству вышестоящей по отношению к ней организации, или в суд. Конституционный Суд РФ в своём Постановлении от 31 июля 1995 года отметил противоречие Конституции (ст. 29, 46 и 55-3) того положения постановления Правительства РФ, которое требовало лишать журналистов аккредитации при Временном информационном центре в Чечне за передачу недостоверной информации, пропаганду национальной или религиозной розни.

Закон о СМИ требует от журналиста получать согласие на распространение сведений о личной жизни гражданина от него самого или его законных представителей. Статья 50 («Скрытая запись») Закона о СМИ не запрещает вести скрытую аудио- и видеозапись или хранить полученную кино- и фотосъёмку. Но она в полном соответствии со статьёй 49 («Обязанности журналиста») того же Закона запрещает распространять (демонстрировать) эту скрытую запись, за исключением трёх случаев.

Первый случай – если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина. С учётом вышеназванных положений статей 23 и 24 Конституции РФ, практически в любом случае несанкционированного вторжения в частную жизнь человека можно говорить о нарушении его конституционных прав. При этом фактически дублируется также названное выше положение статьи 49 Закона о СМИ.

Второй случай – если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц. О защите общественных интересов мы говорили выше, тоже применительно к статье 49 (заметим, что во всех остальных статьях Закона о СМИ упоминание об общественном интересе отсутствует).

Профессиональный статус журналиста распространяется на штатных и внештатных сотрудников при выполнении ими поручений редакции.


9. Порядок аккредитации редакции СМИ.

1. Общие положения

Аккредитация – оформление редакцией средства массовой информации полномочий своего представителя при Акк. Орг. и их принятие аккредитующим органом (аккредитующей организацией) в порядке, определенном законом и настоящими Правилами.
Аккредитация журналистов средств массовой информации при Акк. Орг. проводится в целях обеспечения открытости работы Акк. Орг., совершенствования взаимодействия Акк. Орг. со средствами массовой информации, создания необходимых условий для профессиональной деятельности журналистов как лиц, выполняющих общественный долг и обеспечивающих право граждан на информацию.
Аккредитация осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 года и настоящими Правилами и не может быть использована для введения цензуры, иного ущемления свободы массовой информации, ограничения прав граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Настоящие Правила базируются на согласованных и взаимоприемлемых позициях, которым Акк. Орг. и редакции средств массовой информации обязуются следовать, исходя из понимания того, что их выполнение соответствует общественным интересам.

2. Право на аккредитацию

2.1. Право уполномочить журналиста представлять средство массовой информации при Акк. Орг. принадлежит редакции любого зарегистрированного средства массовой информации, а также любому зарубежному средству массовой информации, аккредитованному при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.
2.2. Акк. Орг. признает полномочия аккредитованного редакцией журналиста в соответствии с настоящими Правилами.
2.3. Отсутствие аккредитации не влечет ограничения прав журналистов, установленных Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации».

3. Виды аккредитации

3.1. Аккредитация может быть постоянной и временной.
3.2. Постоянная аккредитация предоставляется журналистам средств массовой информации бессрочно.
3.3. Временная аккредитация предоставляется журналистам средств массовой информации на срок, необходимый для выполнения конкретного редакционного задания, либо для замены постоянно аккредитованного журналиста в случае его болезни, отпуска, командировки.

4. Порядок аккредитации

4.1. Заявка редакции средства массовой информации на аккредитацию своего представителя подается в Пресс-службу Акк. Орг. на официальном бланке редакции за подписью главного редактора, заверенной печатью. К заявке прилагаются: копия свидетельства о регистрации средства массовой информации, две фотографии (3х4 см) каждого журналиста.
4.2. В заявке необходимо указать:
полное наименование средства массовой информации, тираж, периодичность, местонахождение редакции, регион распространения, почтовый (электронный) адрес, номера телефонов и факсов редакции;
фамилию, имя отчество представленного на аккредитацию журналиста;
вид аккредитации (постоянная или временная).
4.3. Решение об аккредитации принимается руководителем Пресс-службы Акк. Орг. в семидневный срок со дня поступления заявки на аккредитацию.
4.4. Аккредитационное удостоверение выдается руководителем Пресс-службы Акк. Орг. на основании поданной заявки.
4.5. Аккредитационное удостоверение обеспечивает беспрепятственный проход в здания, в которых размещается Акк. Орг.

5. Квоты для аккредитации

5.1. Количество представителей одной редакции определяется с учетом реальных возможностей их размещения в помещениях, в которых проводятся заседания и иные мероприятия Акк. Орг. и ее подразделений, в связи с чем могут устанавливаться нормативы (квоты) для журналистов, аккредитуемых по заявке одной редакции.
5.2. При установлении квот соблюдаются принципы открытости и справедливости.
5.3. Квотирование осуществляется на основе следующих критериев подразделения СМИ:
по форме периодического распространения массовой информации — периодические печатные издания, информационные агентства, радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, иные средства массовой информации;
по тиражу;
по специализации (заявленной тематической направленности);
по территории распространения (вещания) — зарубежные, федеральные, межрегиональные, региональные, районные и городские.
5.4. Перечень средств массовой информации с указанием числа аккредитуемых журналистов от каждого из них содержится в приложении к настоящим Правилам.
5.5. Квоты, установленные для радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программ, включают помимо журналистов также вспомогательных и технических сотрудников (операторов, инженеров, осветителей и т.д.).

6. Основные направления работы с аккредитованными журналистами

Журналистам, аккредитованным при Акк. Орг., обеспечиваются надлежащие условия для профессиональной деятельности по оперативному освещению работы Акк. Орг. В этих целях Пресс-служба Акк. Орг.:
предварительно извещает о дате, времени и месте проведения заседаний и иных мероприятий Акк. Орг.;
предоставляет специально оборудованные для производства записи рабочие места во время заседаний и иных мероприятий Акк. Орг.;
обеспечивает журналистов необходимыми информационными материалами, стенограммами, протоколами и иными документами;
оказывает содействие в организации индивидуальных встреч и бесед с работниками Акк. Орг., обеспечивает возможность беспрепятственного получения интересующей информации у сотрудников Акк. Орг.;
проводит брифинги, пресс-конференции, встречи по вопросам деятельности Акк. Орг..
7. Права аккредитованных журналистов

Аккредитованные журналисты имеют право:
заблаговременно получать информацию о предстоящих заседаниях, совещаниях и других мероприятиях;
знакомиться с информационно-справочными материалами (повесткой дня, стенограммами заседаний, текстами заявлений, пресс-релизами и другими документами);
присутствовать во время проведения открытых мероприятий Акк. Орг. в залах заседаний или специально оборудованных помещениях Пресс-службы;
пользоваться технической аппаратурой, необходимой для проведения аудио-, виде- или киносъемки, звукозаписи;
посещать брифинги, пресс-конференции иные мероприятия, специально предназначенные для прессы;
получать необходимую информацию у сотрудников Пресс-службы Акк. Орг., в том числе на специально организуемых Пресс-службой Акк. Орг. брифингах, встречах и пресс-конференциях;
пользоваться содействием Пресс-службы в организации встреч, бесед с представителями Акк. Орг. для получения дополнительной информации у сотрудников Акк. Орг. (комментарии, разъяснения);
посещать структурные подразделения Акк. Орг.;
пользоваться городскими телефонами для связи с редакциями и передачи оперативных сообщений;
использовать в установленном порядке материалы архива Акк. Орг.
8. Обязанности аккредитованных журналистов

В ходе проведения мероприятий аккредитованный журналист должен:
соблюдать правила внутреннего распорядка работы Акк. Орг.;
не вмешиваться в ход мероприятия, на котором он присутствует (если оно не специально организовано для прессы);
соблюдать правила, которые определены для специальных, особых мероприятий;
соблюдать порядок организации и проведения персональных встреч и бесед с руководителями и сотрудниками Акк. Орг..
9. Отказ в аккредитации

9.1. Пресс-служба имеет право отказать в постоянной аккредитации:
редакциям средств массовой информации, которые по роду своей деятельности являются специализированными (рекламными, справочными, эротическими);
редакциям средств массовой информации, которые аккредитовали при Акк.Орг. такое количество журналистов, которое превышает установленную квоту;
редакциям, представившим для оформления аккредитации документы, содержащие не соответствующие действительности сведения.
9.2. Отсутствие технической возможности разместить журналистов всех изданий для постоянной работы в помещениях Акк. Орг. не может служить основанием для отказа в постоянной аккредитации.
9.3. Уведомление об отказе в аккредитации вручается представителю редакции в семидневный срок со дня получения заявки. В уведомлении должны быть указана причина, по которой отказано в постоянной аккредитации, должностное лицо, принявшее решение, дата принятия решения и порядок обжалования решения об отказе в аккредитации.

10. Лишение аккредитации

10.1. Журналист может быть лишен аккредитации:
при увольнении журналиста из редакции (в этом случае редакция вправе аккредитовать другого журналиста);
при прекращении деятельности средства массовой информации;
в случае распространения не соответствующих действительности сведений, причинивших организации вред или ущемляющих права и законные интересы ее работников, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
10.2. Решение о лишении журналиста аккредитации принимает руководитель Пресс-службы Акк. Орг. Решение должно быть мотивированным, письменно оформленным, содержать ссылки на действующее законодательство о средствах массовой информации.
10.3. Для разрешения конфликтных ситуаций, связанных с аккредитацией, журналист либо редакция может обратиться к руководству Акк. Орг., а также к вышестоящему руководству в порядке подчиненности, в органы прокуратуры либо в Палату по защите свободы слова и информационным спорам.
10.4. Отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а равно нарушение прав аккредитованного журналиста могут быть обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.

10. Свобода массовой информации: правовые гарантии и неправомерное распоряжение.

Типичные формы ущемления свободы СМИ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: