Физиология труда

Динамический производственный стереотип - система условных рефлексов, определяющая уровень физиологических процессов в организме. Динамический стереотип — наиболее рациональные и экономные движения или система движений при выполнении рабочих операций, дающая наибольшую производительность труда при наименьших функциональных затратах. Динамический производственный стереотип включает длительность выполнения основных элементов работы, микропауз и т.п. Выработка динамического стереотипа лежит в основе приобретения профессиональных навыков, которые в значительной степени позволяют снижать затраты физической и нервно-психической энергии при выполнении тех или иных производственных операций

Фазность изменения функционального состояния ЦНС определяется характером и длительностью выполняемой работы.

А. В фазе возбуждения наблюдают повышение условных рефлексов, сокращение латентного периода, ускорение дифференцировочного торможения и сенсомоторных реакций, а так же усиленный распад гликогена, АТФ, креатинфосфата.

Б. В фазе торможения наблюдаются обратные процессы: снижение условных рефлексов, удлинение латентного периода, увеличение числа случаев расторможения дифференцировок, замедление сенсомоторных реакций, появление бета-ритмов, а в дальнейшем альфа-ритмов на ЭЭГ, фазные состояния, запредельное торможение.

Утомление — это временное снижение работоспособности возникающее при выполнении работы и проявляющееся в ухудшении качественных и количественных показателей работоспособности. Субъективно утомление ощущается как усталость. Объективными критериями развивающегося утомления являются нарушения функций некоторых органов и систем организма, а также брак в работе.

Периоды изменения работоспособности:

А. врабатывание в начале работы;

Б. период стабильной работоспособности (период рабочего возбуждения);

В. снижение работоспособности в предобеденный период;

Г. второй период врабатывания после обеденного перерыва;

Д. второй период стабильной работоспособности;

Е. второй период снижение работоспособности, наступающий за 1—2ч до окончания работы;

Ж. кратковременный период подъема работоспособности в конце рабочего дня, обусловленный в значительной мере нервно-эмоциональным напряжением и тому характеризующийся чаще количественным, а не качественным повышением работоспособности на фоне развившегося утомления.

Периоды врабатывания, стабильной работоспособности и ее снижения прослеживаются и на протяжении рабочей недели.

Переутомление – это патологическое состояние, наступающее тогда, когда при тяжелой или длительной работе организм систематически недостаточно отдыхает и работоспособность не восстанавливается. При переутомлении в ЦНС обнаруживаются явления перевозбуждения, отмечается плохое самочувствие, повышенная раздражительность, бессонница. Переутомление может привести к неврозам, сердечно-сосудистым заболеваниям, гипертонической, язвенной болезни. При переутомлении снижаются защитные силы организма, что ведет не только к снижению работоспособности но и к росту общей и профессиональной заболеваемости.

А. Быстро развивающееся утомление в результате неправильной или чрезмерной работы (работа грузчика, каменщика, землекопа и др.). Быстро развивающееся утомление наступает вследствие нарушения центральной координации функций и возникновения экстренных очагов торможения в результате несоответствия рабочего задания функциональным возможностям организма. При быстро развивающемся утомлении после работы функции быстро восстанавливаются до исходного состояния. Чем больше статическое напряжение, тем быстрее развивается утомление.

Б. Медленно развивающееся утомление с нерезко выраженными изменениями в организме в результате длительной работы (работа на конвейерной линии).

Умственный труд - обычно относят работы, связанные с приемом и переработкой информации, при выполнении которых требуются значительное напряжение сенсорного аппарата, внимания, памяти, активация мышления и социальной сферы.

Г. Труд медицинских работников. Универсальные черты профессии — такт с больными людьми, дефицит информации, высокая ответственность принятии решений.

Д. Труд учащихся и студентов, требующий напряжения памяти, внимания, восприятия. Возникают стрессовые ситуации во время контрольных работ, зачетов, экзаменов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: