Формирование литературного языка
Схема разговорного и литературного языков
Основой литературного языка является какой-либо диалект, как правило диалект политического или экономического центра.
Язык постоянно обогащается новыми словами некоторые остаются, некоторые не приживаются
Тредьяковский, Сумароков, Ломоносов -работали над формированием литературного языка.
Во Франции над этим работали Корнель и Буаро
Карамзин продолжает развитие литературного языка, стараясь сблизить его с разговорным языком.
Язык литературного произведения продолжает развиваться, но происходит сознательное нарушение нормы.
Нарушения нормы должны быть мотивированны и оправданы
Изобразительные и выразительные средства языка художественной литературы
Главная функция языка — коммуникативная и вторая — эстетическая функция. Для изображения употребляются нейтральные слова. Автор может описывать объем, цвет, движение. Автором может быть использован звукоподражательный эффект
|
|
Выразительность морфологическая (преувеличительные, уменьшительноласкательные суффиксы)
Лексический уровень неологизмы,аказианолизмы (созданные слова, на случай, обычно не задерживаются в языке) архаизмы, варваризмы (заимствованные, все, кроме своих), профессионализмы, деалектизмы (у Белова, Шолохова). Диалект огражден территориально, а жаргон социально.
Синтаксическая выразительность. В русском языке свободный порядок слов, но существует логический порядок слов, который может нарушаться. Сказ имитирует устную речь с помощью инверсии, параллелизм, пропуск слова (эллипсис). Из риторики пришли: антитеза, анафора, повторы.
Ритм — предсказуемость, повторение какого-то элемента. Колонн - через каждые 7-9 слогов нужно делать маленькую паузу и вздыхать. Два способа разделения литературной речи: стихотворной и прозаической. Различаются: речь организованная в виде прозы в строчку, речь организованная в виде стиха в столбик. И та и та ритмична, но ритм прозы значительно сложнее. О ритме прозы заговорили в 20 веке.
Поэтическая речь
Стихи могут обходиться без рифмы. Рифма второстепенный признак стиха. Стих «кривая речь; повернутая назад». Проза от лат. богини Прорзы покровительницы рожениц. Естественная речь.
Стих близок к песне. Литература начинается со стихов. Умение излагать речь столбиком на ранних стадиях развития литературы ценилось как искусность. Проза ориентируется на смысл, а стих на ритм. Поэзия приближается к прозе, когда синтаксические паузы совпадают с ритмическими. Был придуман разностопный ямб, который тоже приближал стих к прозе.
Анжанбеман (перенос слова на другую строку) такой прием наоборот разрывает стихи и прозу.
Ритмическая или ритмизованнаая проза. Проза, в которой мы видим ритм, приближенный к стиху.
Регулярный стих. Изосилабизм (с одинаковым кол-вом слогов с троке + - 1 слог)
Верлибр — свободный стих. Если его записать в строчку, получится проза, а если в столбик, то можно проследить ритм, но почти без рифмы и строгой ритмичности.