Босая девушка

Об этой девушке босой

Я позабыть никак не мог

Казалось, камни мостовой

Терзают кожу нежных ног.

Такие ножки бы одеть

В цветной сафьян или в атлас.

Такой бы девушке сидеть

В карете, обогнавшей нас. (С. Маршак).

Как видно, в центре композиции находится не субъект речи, а героиня – босая девушка. Внимание читателя сосредоточено на ней. Такого рода стихи близки к описательной лирике, или к лирике «сюжетной», например, некрасовской.

Поэтический мир. Данный тип произведений вообще не содержит в своей структуре «я». Яркий пример таких стихотворений – лирика А. Фета. Эти стихотворения обычно принадлежат к медитативной лирике: природы, философии и т.д.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Как видно, субъект речи скрыт, мы не можем выделить его возрастные, социальные или какие-либо личностные черты.

Лирический герой. В таких стихотворениях ярко выражен субъект речи, лирическое «я» имеет личностные и социальные черты. Такие произведения часто несут в себе гражданский смысл, они обнаруживают человеческую и политическую позицию личности:

Выхожу один я на дорогу

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Ролевой герой. Стихотворения подобного рода имеет ярко выраженные черты человека из простонародья:

- Товарищи ученые! Доценты с кандидатами!

Замучились вы с иксами, запутались в нулях!

Сидите, разлагаете молекулы на атомы,

Забыв, что разлагается картофель на полях.

(В. Высоцкий. «Товарищи ученые»).

Произведения с ролевым героем пишутся в переходные исторические моменты (революции, гражданские войны и т.д.). Ролевое стихотворение может быть однонаправленным и двунаправленным. Однонаправленные ролевые стихотворения представляют модель, в которой автор и герой - единомышленники. В двунаправленных ролевых стихотворениях автор и герой не являются единомышленниками, яркий пример – «О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира».

Существуют полисубъектные лирические системы.

Тема 12. Происхождение и функционирование тропов.

Тропы имеют очень древнее происхождение, с их помощью древний человек разграничивал однородные предметы внешнего мира.

Эпитет (от греческого – epitheton – приложение ) – слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства или качества.

Эпитет обогащает предмет смыслами и эмоциями:

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно смешанный шум;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя, без заботы и дум… (Н. Некрасов).

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно соединяется союзами «как», «как будто», «словно», «точно».

Особым видом сравнения являются отрицательные:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Метафора ( от греч. Metaphora - перенос ) – вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

Метафора образуются по принципу олицетворения («вода бежит», «дождь идет»). Метафора придает речи исключительную выразительность:

В каждый гвоздик душистый сирени,

Распевая, вползает пчела… (А. Фет)

Метонимия – (от греч. Metonomadzo – переименовать) – вид тропов, в которых сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий.

Самый распространенный вид метонимии – синекдоха:

В комнату вошла шляпа.

Тема 13. Приемы анализа лирического произведения.

1. В лирическом произведении присутствуют три компонента, которые могут выступать в различных сочетаниях: эмпирический, эмоциональный, обобщающий (философский).

Эмпирический пласт помогает читателю ощутить сугубо индивидуальный материал как «свой», знакомый.

Песня

Печалью я встретил сегодня рассвет,

Я сразу проснулся от горя.

На палубу вышел, а палубы нет,

Ни чаек, ни неба, ни моря.

Навек попрощался с домашней мечтой,

Лежит предо мною дорога…

Ты думаешь – я совершенно пустой!

Во мне содержимого много!

Костюмчика даже я не приобрел,

Лишь много неправды и фальши,

А жизнь улетает, как старый орел,

Все дальше, и дальше, и дальше.

Данное стихотворение М. Светлова начинается с философского обобщения, содержащего

эмоциональный элемент. Далее следуют приметы эпохи, которые можно квалифицировать как эмпирику – костюмчик, старый орел.

2. В лирике, как правило, отсутствуют точные исторические даты, имена исторических деятелей и вообще имена собственные. Такая модель обеспечивает предельное обобщение индивидуального лирического материала. Например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Погиб поэт» не содержит имени Пушкина и Дантеса, вследствие чего вместо номинаций «поэт» и «убийца» можно «прочитать» имя любого художника, погибшего (или пострадавшего от власти или от «гонителей») вследствие неблагоприятных общественных ситуаций или отношений.

3. В лирическом произведении очень важны зачин и концовка, что связано с тем, что стихотворение генетически происходит от фольклорной песни. Концовка связывает воедино все планы стихотворения, дает итог, вывод. Концовка всегда содержит открытие, порой неожиданное:

Так я оправдывал несносный нрав

Упрямого, ленивого коня,

Который был в своем упрямстве прав,

Когда в изгнанье шагом вез меня.

Но будет непростительным грехом,

Коль он обратно так же повезет.

Да поскачи на вихре я верхом,

Я думал бы: как тихо он ползет!

Желанья не догонит лучший конь,

Когда оно со ржаньем мчится вскачь.

Оно легко несется, как огонь

И говорит ленивейшей из кляч:

- Ты, бедная, шажком себе иди,

А я помчусь на крыльях впереди! (С. Маршак).

Как видно, концовка данного стихотворения не только несколько неожиданна, но и собирает воедино все сюжетные нити стихотворения.

Тема 14. Теория комедии и драмы.

Драма – один из трех родов словесного искусства, который имеет специфические, ему лишь присущие черты.

По мнению теоретиков драмы, этот род искусства зиждется на конфликте – столкновении сил. Особенностью драмы является то, что в ее тексте мы не «услышим» голоса автора (за исключением авторских ремарок), драма представляет собой диалог.

Род драма активизируется в напряженные моменты истории: войны, революции и т.д.

Драматический род делится на жанры: комедия, драма, мелодрама, трагедия, фарс.

Комический конфликт наиболее легко разрешим, герои разрешают свои противоречия бескровно, одна составляющая конфликта всегда сильнее второй. Это позволило Гегелю сказать о том, что комедия гордится своей односторонностью. Легкость комического конфликта вовсе не предполагает отсутствия в драме серьезных общественных и личностных проблем.

Конфликт в жанре драма труднее разрешим, например, в горьковской драме «На дне» он условно разрешается в финальной сцене. В мелодраме, как правило, присутствует музыка, которая придает произведению оттенок «чувствительности». Жанр мелодрама также часто содержит мотив «покинутого» (потерянного), но затем обретенного ребенка.

Тема 15. В трагедии конфликт неразрешим, т.к. в ней действуют силы равновеликие. Гегель их назвал «субстанциальными». К ним относятся патриотизм, родительская любовь, любовь мужчины и женщины, религиозные чувства и т.д. Мощные субстанциальные силы губят героя (или героиню), который должен обладать при этом сильным характером.

Физическую гибель героя может заменить крушение его духовных ценностей.

Герой трагедии сам принимает единственно приемлемое для него решение, он никогда не идет на компромисс. Просьба Катерины (из «Грозы» А.Н. Островского) к Борису взять ее с собой дает возможность некоторым теоретикам не считать этот персонаж трагическим.

Тема 16. Теория читателя.Теория читателя существует наряду с теорией автора, т.к. существует творческое сознание создающее и сознание воспринимающее.

Читатель, как и автор, присутствует в тексте произведения, и, как и автор, внутритекстовый читатель является «идеальным». Идеальный читатель – это творческое сознание, на которое ориентируется автор концепированный, при создании своего произведения.

Для общения со своим читателем автор применяет особые приемы. Чтобы оставить «знак» для читателя, автор может использовать графические средства выражения своей позиции: курсив, кавычки, латинский шрифт и пр.

Яркий пример этому мы можем найти в «Отцах и детях» И.С. Тургенева, где автор часто прибегает к упомянутым средствам. Таким образом подчеркиваются разность политических и культурных пристрастий главный героев, выделяется «чужое» слово героев.

Автор в художественном (не в публицистическом) произведении не дает прямой оценки своим героям и тем ситуациям, в которые они попадают, но читатель всегда знает, как автор к ним относится. Этому способствуют «знаки», расставленные в тексте. С помощью этих «знаков» читатель и автор сообщаются друг с другом.

Тема 17. Заключительная лекция. Художественный метод.

Античная литература. Гармонизирующее начало. Анализ романа Лонга «Дафнис и Хлоя». Античная трагедия, драма и комедия. Типология трагического античного конфликта.

Литература Средневековья. Пространство и время в восприятии художников Средневековья. Средневековый роман, типология характеров.

Литература эпохи Возрождения. Основные ценности и мотивы. Анализ трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Теория сонета.

Классицизм. Общественные и эстетические предпосылки классицистического метода. Жанрология классицистической литературы. Поэтика оды и элегии.

Предпосылки и законы сентиментализма. Основные категории: «чувствительный» и «холодный».

Исторические предпосылки романтизма. Поэтика романтизма. Типология романтического характера. Романтическая экзотика. Стиль.

Типическое в реализме. Характеры и обстоятельства. Героическое в реализме.

Реалистический пейзаж.

Исторические предпосылки модернизма. Поэтика модернизма.

Поэтика постмодернизма. Постмодернистская драма. Постмодернистская лирика.

Основной список литературы

1. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: «Высшая школа», 1999.

2. Теория литературы: в 2-х тт./ под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: «Академия», 2004. – Т. 1 – 2.

3. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX-XX вв. – М., 1987. – С. 387 – 422.

4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит., 1975.

5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- 4-е изд. – 4-е изд. – М.: Сов. Россия, 1979.

6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высш. шк., 1989.

7. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. – М.: Наука, 1976.

8. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Строфика. – 2-е изд., доп. – М.: Фортуна Лимитед, 2002.

9. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. – М.: Искусство.1968 – 1973. – Т. 1-4.

10. Гинзбург Л.Я. О Лирике. – М.: Интрада, 1997.

11. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М.; Л.: Ленингр. отд. 1066.

12. Илюшин А.А. Русское стихосложение. – М.: Высш. шк., 1988.

13. Корман Б.О. Лирика и реализм. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1986.

14. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-х тт. – Таллин: Александра, 1992 – 1993.

Дополнительный список литературы

1. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М.: Худож. лит.. 1978.

2. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика; Философия культуры. –М.: Искусство, 1991.

3. Переверзев В.Ф. У истоков русского реалистического романа. – М.: Худож. лит., 1965.

4. Потебня А.А. Теоретическая поэтика: учеб. пособие, 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2003.

5. Пропп В. Я. Морфология. – 2-е изд. –М.: Наука,1969.

6. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. –Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989.

7. Сильман Т.И. Заметки о лирике. – Л.: Сов. писатель, Ленингр, отд-ние, 1977.

8. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1982.

9. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного стиха. – М.: Сов. писатель, 1965.

10. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. –М.: Лабиринт, 1997.

11. Шкловский В.Б. О теории прозы. –М.: Сов. писатель, 1983.

12. Эйхенбаум Б.М. О литературе. – М. Сов. писатель, 1987.

13. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. – Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1969.

14. Якобсон Р. Работы по поэтике. – М.: Прогресс, 1987.

Методические рекомендации для СРС

Для самостоятельного изучения студентам предлагаются следующие темы:

1. Пародия, пародическое использование, стилизация.

2. Сложные случаи русского стихосложения.

3. Теория идиллии.

4. Сказовая форма повествования.

При самостоятельном изучении темы №1 студенты должны, прежде всего, изучить теорию пародийного и пародического. Пародия всегда бывает направлена против произведения, которое является современным для пародиста. Пародия – это всегда результат спора (несогласия) с автором, который живет творит с автором пародии в одно и то же время. Примером пародии может служить произведение А.С. Пушкина, написанное на перевод «Илиады» Гнедичем.

В пародическом произведении также 2 плана, но объектом пародии является не текст определенного автора, а какая-либо общественная ситуация. Пародический текст не содержит в себе момент несогласия с текстом, как правило, написанным много лет назад. Примером пародического использования может служить «Песнь о Вещем Олеге» В. Высоцкого. Первым планом служит одноименное произведение А.С. Пушкина. В. Высоцкий направляет свою ироническую пародию против действительности, в которой уже нет места подвигу, уважению к «волхвам» и вообще – высокому и героическому.

Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М., 1987.

2. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

При изучении темы №2 необходимо уяснить, что «чистых» размеров в русском стихосложении нет. Метрические формы корректируются ритмическими, что означает наличие сверхсхемных ударений или потерю ударений.

В соответствующей стиховедческой литературе нужно изучить разделы, где излагается теория смешанных размеров, верлибров, дольников, белого стиха, логаэдов.

Рекомендуется ознакомиться с такими понятиями, как палиндромон, анжабаман, цезура, фигурные стихи.

Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М., 1987.

2. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: изд. 2-е, доп. – М., 2002.

Самостоятельно изучая тему № 3, студенты должны помнить, что существуют древние (канонические) жанры и современные (вторичные). Идиллия относится к древним жанрам, которые не растворились во времени, а сохранили свои свойства.

Идиллия органично входит в структуру жанров вторичных, обогащая их. Так, например, М.М. Бахтин указывал на то, что идиллия стала важным фактором при формировании романа, т.к. она несет в себе хронотоп «дома», семьи, «очага».

Черты идиллии: умиротворяющая природа, топос пищи, наличие демократического героя, любовная ситуация.

Литература:

1. И. Гончаров. Обломов.

2. М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Самостоятельно осваивая тему №4, студентам необходимо помнить, что явления искусства бывают вызваны к жизни историческими условиями. Что касается сказа как формы повествования, то эта литературная данность обусловлена кризисными периодами русской истории: предреформенной эпохой (1850-е гг.), гражданской войной XX в., хрущевской «оттепелью».

Писателями, активно осваивавшими сказовую форму повествования, являются Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, Н.С. Лесков, М.М. Зощенко, М.А. Булгаков, В.С. Высоцкий, В.М. Шукшин.

Литература:

1. Кройчик Л.Е., Мущенко Е.Г., Скобелев В.П. Поэтика сказа. – Воронеж: изж-во ВГУ, 1979 г.

Контрольные вопрос к зачету

1. Что является единицей сюжета в эпическом произведении?

2. Что является единицей сюжета в лирике.

3. Назовите двусложные стихотворные размеры (с примерами)

4. Что такое пиррихий?

5. Что такое спондей?

6. Привести пример анжамбамана.

7. Привести пример палиндромона.

8. Дать определение сюжету.

9. Дать определение фабуле.

10. Отличие пародии от пародического использования.

11. Что такое стилизация?

12. Основные признаки жанра романа.

13. Основные признаки повести.

14. Основные признаки рассказа.

15. Происхождение метафоры.

16. Функции сравнения в художественном тексте.

17. Особенности комического конфликта.

18. Особенности драматического конфликта.

19. Особенности трагического конфликта.

20. Признаки жанра мелодрамы.

21. Хронотоп в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

22. Что такое «Идеальный читатель»?

23. Теория автора в прозе.

24. Субъект речи в лирике.

25. Верлибр, логаэд, дольник, белый стих.

26. Теория сказа.

27. Однонаправленный и двунаправленный саз.

28. Функции концовки в лирическом произведении.

29. Эмпирическое, эмоциональное и философское в стихотворении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: