Рифма – созвучие последнего ударного слога и клаузул (в классической традиции).
Рифма соединяет строчки, заставляет выявлять и сопоставлять рифмующиеся слова. Могут рифмоваться не только концы строк, но и начала, начало с концом, может быть внутренняя рифма.
В русской традиции рифма возникает вместе с силлабикой. Сначала появляются грамматические женские рифмы – под влиянием польского языка, где ударение всегда падает на предпоследний слог. Только в XVIII в. возникают разнородные рифмы, т.е. не грамматические.
Точная рифма – случай, когда от ударного гласного до конца слова звуки полностью совпадают.
В XVIII-XIX вв. в основном используется точная рифма. Исключение: /ы/ может рифмоваться с /и/, /j/ в конце слова может опускаться.
Богатая рифма – совпадают не только все звуки после ударного гласного, но и некоторые звуки до него.
Бедная рифма – совпадают только звуки после ударного гласного.
39) Мужская рифма в открытом слоге обязательно должна быть богатой.
Тавтологическая рифма – формальное совпадение слов. Есть различие в семантике.
«Но что же делает супруга
Одна, в отсутствие супруга?» (Пушкин).
Составные рифмы – рифмуются сразу два слова, на их основе составляются каламбуры.
«Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаясь с каламбуром». (Д.Минаев).
Рифма – один из видов звукового повтора. В стихотворной речи встречаются и другие повторы.
Ассонанс – повторы гласных звуков, в первую очередь ударных.
«О весна, без конца и без края» - повтор /а/.
Аллитерация – повторы согласных.
В некоторых системах стихосложения аллитерация объединяет стихотворение, без неё стихи не воспринимаются. Аллитерация и ассонанс могут служить для звукоподражания.
На основании звуковых повторов строится неточная рифма. Ассонанс – один из её видов. «Облако – около», «по лесу – озеру».
Диссонанс – такая рифма, в которой совпадают только согласные.
«Тающая – веющая», «солнца – сердца».
Неточные рифмы используются при стремлении к новаторству или к разговорности