double arrow

Рифма. Виды рифм

Рифма – созвучие последнего ударного слога и клаузул (в классической традиции).

Рифма соединяет строчки, заставляет выявлять и сопоставлять рифмующиеся слова. Могут рифмоваться не только концы строк, но и начала, начало с концом, может быть внутренняя рифма.

В русской традиции рифма возникает вместе с силлабикой. Сначала появляются грамматические женские рифмы – под влиянием польского языка, где ударение всегда падает на предпоследний слог. Только в XVIII в. возникают разнородные рифмы, т.е. не грамматические.

Точная рифма – случай, когда от ударного гласного до конца слова звуки полностью совпадают.

В XVIII-XIX вв. в основном используется точная рифма. Исключение: /ы/ может рифмоваться с /и/, /j/ в конце слова может опускаться.

Богатая рифма – совпадают не только все звуки после ударного гласного, но и некоторые звуки до него.

Бедная рифма – совпадают только звуки после ударного гласного.

39) Мужская рифма в открытом слоге обязательно должна быть богатой.

Тавтологическая рифма – формальное совпадение слов. Есть различие в семантике.

«Но что же делает супруга

Одна, в отсутствие супруга?» (Пушкин).

Составные рифмы – рифмуются сразу два слова, на их основе составляются каламбуры.

«Область рифм – моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаясь с каламбуром». (Д.Минаев).

Рифма – один из видов звукового повтора. В стихотворной речи встречаются и другие повторы.




Ассонанс– повторы гласных звуков, в первую очередь ударных.

«О весна, без конца и без края» - повтор /а/.

Аллитерация – повторы согласных.

В некоторых системах стихосложения аллитерация объединяет стихотворение, без неё стихи не воспринимаются. Аллитерация и ассонанс могут служить для звукоподражания.

На основании звуковых повторов строится неточная рифма. Ассонанс – один из её видов. «Облако – около», «по лесу – озеру».

Диссонанс– такая рифма, в которой совпадают только согласные.

«Тающая – веющая», «солнца – сердца».

Неточные рифмы используются при стремлении к новаторству или к разговорности






Сейчас читают про: