double arrow

Билет № 57. Словарь писателя, активная и пассивная лексика. Архаизмы, историзмы, неологизмы и их функции. «Заумь»

Характеристика своеобразия словаря одного писателя – идиолект. М.б. шире ЛЯ, так как в поиске новых средств изобразительности м.б. нарушение нормы. Активный словарь – общеупотребительный, пассивный – архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д. + лексика ограниченной сферы употребления (диалектизмы, профессионализмы, термины и др.).

Можно говорить о словаре определенной эпохи, литературного направления, отдельного писателя и отдельного пр-я. Существуют специальные словари языка (Пушкина, Островского, Салтыкова-Щедрина) – для проверки литвед проблем на словесном уровне (взаимопроницаемость лингвистики и литературоведения). По Потебне, любое слово первоначально состоит из 3-ех элементов: внешняя форма (звучание), значение, внутренняя форма (этимолог., может забываться – красные чернила). Худ. Речь (по Томашескому) – употребление слова в необычной ассоциации.

Историзмы – «слова, называющие устаревшую вещь, явления, ушедшие в историю».

Архаизмы – «слова, служащие названиями отнюдь не устаревших, а вполне современных вещей, явлений и т.п., но называющих их по-старому». М.б. акцентологические (устарело только ударение – музЫка), лексические (намедни, променад). Вяч. Иванов в книге стихов «Прозрачность»: дабы, бранник, взор, лик. Заглавия у Брюсова («Халдейский пастух», «Цирцея») + историзмы – скипетр, сатрапии, скрижали….

Суггестивное (эмоционально воздействующее на читателя) начало.

Неологизмы – авторские и общеязыковые, фиксирующие появление новых реалий (большевик, колхоз, спутник). 19 век – редко («тяжело-звонкое скаканье» Пушкина), у символистов – немного (Блок «утреет»), много – у футуристов. Хлебников – создание неологизмов через обращение в устаревшей лексике («И я свирел в свою свирель, И мир хотел в свою хотель»), ст-е «Заклятие смехом» (все слова от корня «сме-»). Маяковский – громадье, стихачество. Цветаева – бессапожье, блудь, глушизна. Достоевский – стушеваться.




«Заумь» - литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или конструкциями, по аналогии осмысляемыми как языковые (по аналогии). М.б. фонетическая (буквы ни во что не складываются), морфологическая, синтаксическая + м.б. неопределенность на уровне смысла (все правильно, но непонятно, о чём речь). В русском футуризме пользовались фонетической и морфологической заумью. Крученых, Хлебников, позже Хармс, Введенский, Лившиц

Велимир Хлебников

КУЗНЕЧИК

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

Можно ещё рассказать о речевых стилях по Ломоносову.






Сейчас читают про: