§ 10. О согласных в пении
Если, как мы уже говорили, между речевой и певческой редукциями гласных имеется существенная разница, то между согласными в речи и пении нет никакого различия. Но у них есть свои трудности, заключающиеся в оглушении, озвончении, смягчении, уподоблении.
§ 11. Произношение отдельных согласных
Необходимо обратить особое внимание на качество отдельных согласных. Возьмем согласный г. В севернорусских говорах принят г взрывной, который не тянется, а произносится мгновенно. В южнорусских говорах произносят г фрикативный (от слова фрикация — трение), который наоборот, тянется. Фрикативный г образуется из х, озвонченного через голос.
В русской речи фрикативный г употребляется только в междометиях — ага, ого, эге, гой, гоп, гей и др. Из оперной литературы в качестве примеров можно привести речитативную фразу Марфы из оп. «Царская невеста» Римского-Кор-сакова—«Ага, ну не догнал»; фразу Владимира Галицкого из оп. «Князь Игорь» Бородина — «гой, гуляй!» (но в слове гуляй г — взрывной); речитативную фразу Левко из оп. «Майская ночь» Римского-Корсакова—«Гей, хлопцы! Я увещевал вас идти спать...»; речитативную фразу Головы из той же оперы — «Эге, влезла свинья в хату...»; фразы Каленика из сцены «Гопак» — «гоп — тра-ла» и т. д. Во всех приведенных фразах и подобных им следует произносить фрикативный г.
|
|
Обратим внимание также на произношение буквы щ. Надо иметь в виду, что в фонетике этой буквой обозначается двойной мягкий согласный ш (шьшъ). В практике певческого исполнительства иногда наблюдается неверное произношение щ, например, мы иногда слышим, как Алеко (одноимен-