Ударяемые гласные

Каждое слово имеет один ударяемый слог, в котором глас­ный, звуча наиболее длительно, произносится фонетически чи­сто. Правда, понятие фонетической чистоты в пении ограничи­вается теми вокально-техническими условиями, без которых невозможна выработка собственно певческого звучания.

В речи все разновидности произношения ударяемых глас­ных, находящихся в том или ином окружении согласных, име­ют свои оттенки звучания, например, различаются два е: от­крытое в слове «свет» и закрытое в слове «светит» (см. Р. И. Аванесов «Русское литературное произношение», стр. 23, раз­дел «Ударяемые гласные»). Если внимательно вслушаться в произношение этих е в указанных словах, то, действительно, разница между ними есть. Но когда эти слова поются, то в вокализации разница исчезает. Также гласные а, о, у, имея свои различные оттенки произношения в речи после мягких


согласных, например, в словах взгляд, мёд, люд, в пении, в силу протяженности, теряют эти оттенки.

Примечание: Конечно, строго говоря, соседство того или иного согласного кладет свой отпечаток на произнесение гласного, но он зву­чит только одно мгновение и молниеносно покрывается протяженно­стью тона.

Здесь значительную роль играет так называемая нейтрали­зация гласных, связанная с техникой певческого голосообразования.

Хорошие певцы знают, что звучание голоса в те­атральных условиях является их главной заботой. Оно обе­спечивается единством места образования гласных: гортань производит звук, а резонаторные полости, находясь над гор­танью, то есть над источником звука, формируют фонетиче­скую характерность гласных (форманты). В силу этого пев­ческие гласные отличаются от речевых. если в речи для созда­ния фонетической характерности гласных достаточно участия главным образом полости рта с его необычайно подвижной частью — языком, то в пении необходима артикуляция глот­ки, которая дает возможность как гласным, так и согласным звукам побеждать расстояние, сопровождение, ансамбль и т. п. Это та самая особенность, без которой нет певца в обстановке, например, оперного спектакля.

§ 5. Безударные гласные

Как мы уже сказали, каждое слово имеет один ударяемый слог с ударяемым гласным. В остальных слогах гласные бу­дут безударными.

Слоги, стоящие впереди ударяемого слога, называются предударными; стоящие позади — з а у д а р н ы м и.

Слог, стоящий непосредственно впереди ударяемого слога, называется первым предударным; следующий за ним вле­во— вторым предударным. В зависимости от количества слогов в слове, может быть третий, четвертый и другие пред­ударные слоги (счет, следовательно, идет справа налево). Вслед за ударяемым слогом вправо идут заударные слоги с нормальным порядковым счетом: первый, второй и т. д. за­ударные. Гласные в предударных и заударных слогах реду­цируются 1 в той или иной степени.

Редуцирование предударных и заударных гласных зависит и от окружения согласных, и от положения слога с безудар­ным гласным в слове.

В связи со степенью краткости произношения безударного: гласного происходит изменение его характера. Отсюда возни-

1 Редуцировать—это значит произносить кратко, ослабленно


кает понятие о качественной и количественной редукциях. Ка­чественная редукция меняет фонетическое качество гласного, количественная — время его звучания. Эти два понятия вза­имно связаны, то есть чем короче гласный, тем более возмож­но изменение его качества, и наоборот: чем длительнее глас­ный, тем менее возможно его качественное изменение. Каче­ственному редуцированию подлежат не все безударные глас­ные: гласные у и и редуцируются только количественно, не меняя своего фонетического характера (мы сюда же относим гласный ы как шестой условно-певческий гласный); гласные а и э редуцируются и количественно. и качественно (гласный о в безударных слогах всегда произносится как а). Измене­ние качества гласных в момент редуцирования зависит от сте­пени краткости произнесения, а краткость, как мы уже гово­рили,— от положения слога с редуцируемым гласным в слове. Наименьшей редукции подвергается гласный в первом пред-ударном слоге, наибольшей - во втором, третьем и прочих предударных а также заударных. Рассмотрим слово с безударным

а, например, головоломка, которое орфоэпически изображает­ся гълъвΛломкъ, (в фонетике твердый знак обозначает а, реду­цированный качественно и количественно; знак Λ—только количественно).

Из этого произношения следует, что в первом предударном слоге (ва) гласный а редуцируется только количественно, со­храняя свою фонетическую природу. Во втором и третьем пред­ударных (ла и га), а также в заударном (ка) гласный а ре­дуцируется сильно и количественно, и качественно, вплоть до исчезновения гласного (ъ).

§ 6. Певческая редукция

По поводу редуцирования безударных гласных в пенни мы должны сказать следующее.

Пение — не речь, и потому нельзя все речевые орфоэпиче­ские нормы целиком переносить в пение. Например, в пении долгота звучания гласных, определяемая длительностью нот, составляющих тот или иной мелодический рисунок, совершен­но исключает указанные выше случаи исчезновения гласного. В пении любая краткая протяженность гласного звука длиннее самого длинного гласного звука в речи. Поэтому качественная редукция в пении не может сравниться с речевой. Но это со­всем не значит, что предударные и заударные гласные надо произносить подобно ударяемым: здесь также есть степени ре­дуцирования, определяемые большей или меньшей длительно­стью, ясностью гласного и силой его звучания.

Певческая редукция может выражаться в ослаблении си­лы звука и заглушении его фонетической ясности; иными сло­вами, редуцированные звуки следует произносить несколько


прикрыто, вокально не ярко. В качестве музыкального приме­ра возьмем фразу Каленика из оп. «Майская ночь» Римского-Корсакова «Сам себе я голова». Слово голова в речи мы про­износим так: гълΛва, то есть с тремя а, из которых два пред­ударных редуцируются в разной степени.

В пении степень редукции а, может быть и остается, но в менее резкой и заметной форме, то есть в ударяемом сло­ге ва г ласный а будет ясным, в первом предударном ла он будет отличаться от ударяемого только динамикой, во вто­ром предударном га гласный а будет несколько менее ясным фонетически.

Условимся обозначать степени редукции а в пении так: в ударяемом стоге— а с ударением (á), в первом предударном — а без ударения (а), в прочих предударных и заударных— орфоэпическим знаком л; следовательно, слово голова будет писаться так; гΛлавá.

О безударном э (также об йотированном э, то есть е) на­до сказать следующее: при речевой редукции этот гласный как бы смешивается с и и обозначается или перевернутым е (э), или двойной буквой и е. Во всех безударных слогах он произносится одинаково, а первый предударный слог, по словам проф. Р. И. Аванесова, отличается от прочих безударных слогов только в количественном отношении, то есть он не­сколько длиннее прочих. В пении же, где длительность опре­делена композитором, редукция е сводится к ослаблению динамики, и только в очень кратких длительностях (напри­мер, речитативах) возможна некоторая фонетическая неяс­ность е с примесью и, то есть приближение к речевым нор­мам. Условные обозначения установим следующие: ударяе­мые еé, безударные — е, безударные на очень кратких дли­тельностях— двойней буквой еи. Примеры из музыкальной литературы: фраза Татьяны из первой картины оп. «Евгений Онегин» Чайковского «Ах, скорее убегу» — в слове убегу (ше­стнадцатые в быстром темпе) возможна качественная редук­ция, то есть убеигý. Во фразе Онегина из той же оперы «мечта­ми легкие мечты» в слоге ме (мечты) возможно только дина­мическое ослабление е, так как на этот слог композитором дана затактовая четверть.

Теперь осталось сказать об йотированном гласном а, то есть об я. В речи на месте я произносится звук, смешанный из и и е, то есть такой же, как на месте безударного с (ие). В пе нии в данном случае тоже нельзя обойтись без смешения, но мы предлагаем смешение а и е, как более подходящее для протяженного звучания (речевой ие, будучи протянутым, ис­кажает слово). Будем изображать этот редуцированный звук двойной буквой яе. Например, слово гряда в пении будет про­износиться гряеда.

Такой же редукции подвергается безударный я в начале


слова. Например, слово явись в пении произносится яевись. Но для произнесения я, на конце слова, например, лобзáнья, можно пользоваться только ослаблением динамики. Обозна­чим такую редукцию буквой я без ударения.

Если мы обратимся к практике некоторых композиторов-классиков и посмотрим, как они в нотации считались с вопро­сами орфоэпии, то увидим, что, например, такой композитор, как Мусоргский, шел по пути приближения музыкальных ин­тонаций к речевым в противоположность Чайковскому, у ко­торого, по-видимому, музыкальная структура преобладала над речевой. А. Даргомыжский, следуя своему лозунгу «Хочу, чтобы музыка прямо выражала слово», во фразе Мельника (оп. «Русалка») «Говорят тебе, я ворон» в слове говорят на второй предударный слог го поставил длительность—восьмую с точкой; этим он сделал самый краткий слог самым длинным, чем и нарушил свой же принцип.

Подобных случаев в музыкальной литературе встречается немало. Чтобы избежать лишних ударенных гласных в слове, не­обходимо овладеть особенностями певческой редукции, кото­рая, в зависимости от формы нотации, колеблется то в сторону речевых, то певческих норм.

§ 7. О безударных гласных о и а после твердых согласных (кроме шипящих)

Касаясь произнесения гласных о и а в безударных слогах, напомним, что в первом предударном слоге эти гласные произносятся как а динамически ослабленный, в остальных же безударных слогах как а фонетически неясный. Но в тех и других случаях гласный о приравнивается гласному а. Вот, например, фраза Алеко из одноименной оперы Рахма­нинова: «в минуту разогнать сумела». В слове разогнать есть два предударных слога: ра и за. В первом предударном сло­ге (за) гласный а только динамически ослабляется, тогда как во втором предударном (ра), кроме динамического ослаб­ления, должна быть несколько приглушена его фонетическая ясность (ркзагнать). Примером на редукцию гласных в за­ударных слогах может служить фраза Гремина из оп. «Ев­гений Онегин» Чайковского «и жизнь, и молодость, и сча­стье» — в слове молодость в обоих заударных слогах глас­ный а редуцируется одинаково (мóлΛдΛсть).

Также в словах с одним заударным слогом, например, во фразе Левко «Как тихо, тихо» («Майская ночь» Римского-Корсакова) слог ха произносится с фонетически неясным а, то есть — тйхΛ, тихΛ. С такой же редукцией поется гласный а в заударных слогах, например, во фразе Берендея — «сказы­вай, слушаю» (оп. «Снегурочка» Римского-Корсакова) — ска­зывΛй, слушΛю.


Надо сказать, что все редуцируемые гласные долж­ны петься с несколько меньшим раскрытием рта. Но в то же время певец должен следить за тем, чтобы этим не нарушались певческие установки, то есть, чтобы голос не те­рял своей певческой устойчивости и звучности.

В оперной и романсной литературе нередки случаи, когда композитор на подлежащем редуцированию гласном пишет равную или большую длительность, чем на ударяемом глас­ном. Например, у Старого цыгана (оп. «Алеко» Рахманино­ва) есть фраза: «Ах, быстро молодость моя...» В слове мо­лодость только один гласный ударяемый, а по музыкально му тексту их получается два: на слог мо и на слог дость.

Для художественного воспроизведения таких вольностей, допущенных композитором в угоду музыкальному тексту, тре­буется некоторое вокально-орфоэпическое искусство. Надо петь так, чтобы и голос в полной мере хорошо звучал, и не страдал бы редуцированный гласный. Здесь многое может сделать умелое распределение динамики между ударяемым гласным и редуцированным.

§ 8. О безударных гласных а и е после шипящих и ц в предударных слогах

Гораздо более трудно решить вопрос о правильном про­изношении а и е после шипящих и ц в предударных слогах, так как новые нарождающиеся произносительные нормы еще недостаточно крепко вошли в жизнь, а старые еще не совсем умерли. Но все же, если бы в тексте оперной арии, романса или песни встретилось слово жаровня или слово шагать, то, принимая во внимание ранее высказанные мысли о большей протяженности гласных в пении, чем в речи и связанной с этим большей фонетической ясности их,—вопрос о том, как произносить в пении жыровня или жаровня, шы-гать или шагать надо решить в пользу достаточно ясного произношения а. Современные исследователи произноситель­ных норм в речи также решают этот вопрос в пользу а. Например, проф. Р. И. Аванесов в своей книге «Русское ли­тературное произношение» прямо говорит: «В настоящее время в большей части примеров, в особенности перед твер­дым согласным, произносится а, причем произношение с а следует считать вполне литературным».

Однако в ряде отдельных слов, проф. Р. И. Аванесов рекомендует произношение качественно редуцированного а, например, в словах жалеть, сожаление, пожалей, шаловливый (жылеть, шыловливый). В пении же эти исключения не мо­гут иметь места. В партии Мельника из оп. «Русалка» Дар­гомыжского есть фраза «Да, стар и шаловлив я стал». Слог


ша в слове шаловлив нельзя произносить по-речевому, как шы, так как на этот слог композитором дана длительность, равная ударяемому слогу, да и тонально этот безударный слог стоит выше ударяемого.

Гласный а в предударных слогах после ц качествен­но не редуцируется. Во фразе «Кабы я была царица» (Ми-литриса, оп. «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова) в слове царица в предударном слоге ца гласный а сохраняет свой фонетический характер.

В заударных же слогах, например, в числительных двадцать, тридцать, гласный а редуцируется качественно: «видишь, двадцать» (Варлаам, оп. «Борис Годунов» Мусорг­ского).

Но в предыдущем примере, в слове царица в заудар­ном слоге ца, в связи с длительностью, данной композито­ром, гласный а отличается от того же а в предударном слоге только динамикой.

Гласный э в предударных слогах после ц поется и чисто и смешанно, в зависимости от длительности, данной компо­зитором на этот слог. Например, во фразе Томского из бал­лады о трех картах («Пиковая дама» Чайковского) — «но какою ценой», в слоге це надо произносить фонетически ясный э, так как ritепиtо, обозначенное на этой фразе компо­зитором, обязывает певца увеличить длительность восьмых, а с нею и фонетическую ясность гласных. А в конце романса Глинки «К ней», в слове целовать можно петь смешанный звук эы 1 потому, что слог це приходится на одну из затакто­вых восьмых в скором темпе мазурки — цэылавать. Если же на предударный слог це приходится группа в две, три, четы­ре и больше слигованных нот, то, конечно, надо петь фонети­чески чистый э. Например, во фразе Оксаны из оп. «Ночь пе­ред Рождеством» Римского-Корсакова «зацелует меня» — зацэлует.

Указанные певческие произносительные нормы следует распространять на все подобные случаи.

Еще следует упомянуть, что по старомосковской произно­сительной норме гласный а в безударных слогах после со­гласных ч и щ произносится как еи. Мы думаем, что это пра­вило имеет отношение только к речи; в пении же так редуци­ровать гласный а не следует, тем более, что в последнее вре­мя и в речи происходят изменения в сторону произношения а, если не ясного, то смешанного. На этом основании мы пред­лагаем в таких случаях смешение а и е. Например, во фразе «В часы одинокие» (романс Чайковского «Средь шумного ба-

1 Буквы е и и после твердых согласных имеют дальнее образование и обозначаются буквами э и ы. Так как ц является твердым согласным, то редуцируемый е, стоящий после ц, изображается эы.


ла») в слове часы, слог ча произносится со смешанным глас­ным чае. Но надо сказать что и такое произношение возможно только в тех случаях, когда композитором дана такая краткая длительность, как в этом романсе (затактовая восьмая). На больших длительностях следует опять-таки редуцировать глас­ный а больше динамическим ослаблением.

§ 9. О сочетаниях безударных гласных

Сочетания гласных в безударных слогах ао, оо, ео, еа, еи, ее в пении требуют произнесения обоих гласных звуков с до­статочной фонетической ясностью, причем сочетания ао и оо произносятся как аа. В исконно русском языке мало существует слов с сочета­ниями указанных гласных внутри самих слов, но зато много слов с сочетаниями этих гласных, образовавшихся на стыке приставки и корня (поиграть); на стыке предлога и следующе­го за ним слова, начинающегося с гласного (на окне), отрица­ния не, ни и следующего слова (не отдам, ни одного).

При сочетании одного и того же гласного нужно обязательно его удваивать, то есть произносить за-акном, а не закном. Правда, это относится к речи, так как в пе­нии, где каждый гласный имеет свою нотационную длитель­ность, удвоение исчезнуть не может. Вопрос возникает толь­ко такой: как произносить удвоенный гласный — слитно или раздельно.

Слитное произношение обязательно в случаях удвоения одного и того же гласного внутри слова или на стыке слова с предлогами или частицами, которые не имеют собственного ударения и произносятся всегда слитно. Таким образом, в романсе Чайковского «За окном в тени мелькает» первые два слова надо петь слитно: за-акном (знак дефис слу­жит знаком слитного произношения).

Раздельным произношением следует пользоваться только в случаях удвоения гласного на стыке двух слов, имеющих самостоятельное ударение (сюда относятся имена суще­ствительные, прилагательные, числительные, глаголы, место­имения, наречия), и при наличии одной тональной высоты. Например, во фразе Ярославны" из оперы «Князь Игорь» Бородина


слова адна и а пять надо разделять, так как оба а находятся на одной тональной высоте (соль#), слова же я-адна должны быть слеты слитно, так как в этом случае тональная высота я и а различна (ре#—фа#). (Раз­деление гласных мы будем обозначать вертикальной чертой). Приведем еще примеры с разделением гласных: «Поди, оставь меня одну», «я тверда останусь» (фразы Тать­яны из оп. «Евгений Онегин» Чайковского) —меня | а дну, тверда | а станусь, или на гласный у —мою | утраченную младость (романс Ратмира из оп. «Руслан и Людмила» Глинки).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: