Каждое слово имеет один ударяемый слог, в котором гласный, звуча наиболее длительно, произносится фонетически чисто. Правда, понятие фонетической чистоты в пении ограничивается теми вокально-техническими условиями, без которых невозможна выработка собственно певческого звучания.
В речи все разновидности произношения ударяемых гласных, находящихся в том или ином окружении согласных, имеют свои оттенки звучания, например, различаются два е: открытое в слове «свет» и закрытое в слове «светит» (см. Р. И. Аванесов «Русское литературное произношение», стр. 23, раздел «Ударяемые гласные»). Если внимательно вслушаться в произношение этих е в указанных словах, то, действительно, разница между ними есть. Но когда эти слова поются, то в вокализации разница исчезает. Также гласные а, о, у, имея свои различные оттенки произношения в речи после мягких
согласных, например, в словах взгляд, мёд, люд, в пении, в силу протяженности, теряют эти оттенки.
Примечание: Конечно, строго говоря, соседство того или иного согласного кладет свой отпечаток на произнесение гласного, но он звучит только одно мгновение и молниеносно покрывается протяженностью тона.
Здесь значительную роль играет так называемая нейтрализация гласных, связанная с техникой певческого голосообразования.
Хорошие певцы знают, что звучание голоса в театральных условиях является их главной заботой. Оно обеспечивается единством места образования гласных: гортань производит звук, а резонаторные полости, находясь над гортанью, то есть над источником звука, формируют фонетическую характерность гласных (форманты). В силу этого певческие гласные отличаются от речевых. если в речи для создания фонетической характерности гласных достаточно участия главным образом полости рта с его необычайно подвижной частью — языком, то в пении необходима артикуляция глотки, которая дает возможность как гласным, так и согласным звукам побеждать расстояние, сопровождение, ансамбль и т. п. Это та самая особенность, без которой нет певца в обстановке, например, оперного спектакля.
§ 5. Безударные гласные
Как мы уже сказали, каждое слово имеет один ударяемый слог с ударяемым гласным. В остальных слогах гласные будут безударными.
Слоги, стоящие впереди ударяемого слога, называются предударными; стоящие позади — з а у д а р н ы м и.
Слог, стоящий непосредственно впереди ударяемого слога, называется первым предударным; следующий за ним влево— вторым предударным. В зависимости от количества слогов в слове, может быть третий, четвертый и другие предударные слоги (счет, следовательно, идет справа налево). Вслед за ударяемым слогом вправо идут заударные слоги с нормальным порядковым счетом: первый, второй и т. д. заударные. Гласные в предударных и заударных слогах редуцируются 1 в той или иной степени.
Редуцирование предударных и заударных гласных зависит и от окружения согласных, и от положения слога с безударным гласным в слове.
В связи со степенью краткости произношения безударного: гласного происходит изменение его характера. Отсюда возни-
1 Редуцировать—это значит произносить кратко, ослабленно
кает понятие о качественной и количественной редукциях. Качественная редукция меняет фонетическое качество гласного, количественная — время его звучания. Эти два понятия взаимно связаны, то есть чем короче гласный, тем более возможно изменение его качества, и наоборот: чем длительнее гласный, тем менее возможно его качественное изменение. Качественному редуцированию подлежат не все безударные гласные: гласные у и и редуцируются только количественно, не меняя своего фонетического характера (мы сюда же относим гласный ы как шестой условно-певческий гласный); гласные а и э редуцируются и количественно. и качественно (гласный о в безударных слогах всегда произносится как а). Изменение качества гласных в момент редуцирования зависит от степени краткости произнесения, а краткость, как мы уже говорили,— от положения слога с редуцируемым гласным в слове. Наименьшей редукции подвергается гласный в первом пред-ударном слоге, наибольшей - во втором, третьем и прочих предударных а также заударных. Рассмотрим слово с безударным
а, например, головоломка, которое орфоэпически изображается гълъвΛломкъ, (в фонетике твердый знак обозначает а, редуцированный качественно и количественно; знак Λ—только количественно).
Из этого произношения следует, что в первом предударном слоге (ва) гласный а редуцируется только количественно, сохраняя свою фонетическую природу. Во втором и третьем предударных (ла и га), а также в заударном (ка) гласный а редуцируется сильно и количественно, и качественно, вплоть до исчезновения гласного (ъ).
§ 6. Певческая редукция
По поводу редуцирования безударных гласных в пенни мы должны сказать следующее.
Пение — не речь, и потому нельзя все речевые орфоэпические нормы целиком переносить в пение. Например, в пении долгота звучания гласных, определяемая длительностью нот, составляющих тот или иной мелодический рисунок, совершенно исключает указанные выше случаи исчезновения гласного. В пении любая краткая протяженность гласного звука длиннее самого длинного гласного звука в речи. Поэтому качественная редукция в пении не может сравниться с речевой. Но это совсем не значит, что предударные и заударные гласные надо произносить подобно ударяемым: здесь также есть степени редуцирования, определяемые большей или меньшей длительностью, ясностью гласного и силой его звучания.
Певческая редукция может выражаться в ослаблении силы звука и заглушении его фонетической ясности; иными словами, редуцированные звуки следует произносить несколько
прикрыто, вокально не ярко. В качестве музыкального примера возьмем фразу Каленика из оп. «Майская ночь» Римского-Корсакова «Сам себе я голова». Слово голова в речи мы произносим так: гълΛва, то есть с тремя а, из которых два предударных редуцируются в разной степени.
В пении степень редукции а, может быть и остается, но в менее резкой и заметной форме, то есть в ударяемом слоге ва г ласный а будет ясным, в первом предударном ла он будет отличаться от ударяемого только динамикой, во втором предударном га гласный а будет несколько менее ясным фонетически.
Условимся обозначать степени редукции а в пении так: в ударяемом стоге— а с ударением (á), в первом предударном — а без ударения (а), в прочих предударных и заударных— орфоэпическим знаком л; следовательно, слово голова будет писаться так; гΛлавá.
О безударном э (также об йотированном э, то есть е) надо сказать следующее: при речевой редукции этот гласный как бы смешивается с и и обозначается или перевернутым е (э), или двойной буквой и е. Во всех безударных слогах он произносится одинаково, а первый предударный слог, по словам проф. Р. И. Аванесова, отличается от прочих безударных слогов только в количественном отношении, то есть он несколько длиннее прочих. В пении же, где длительность определена композитором, редукция е сводится к ослаблению динамики, и только в очень кратких длительностях (например, речитативах) возможна некоторая фонетическая неясность е с примесью и, то есть приближение к речевым нормам. Условные обозначения установим следующие: ударяемые е — é, безударные — е, безударные на очень кратких длительностях— двойней буквой еи. Примеры из музыкальной литературы: фраза Татьяны из первой картины оп. «Евгений Онегин» Чайковского «Ах, скорее убегу» — в слове убегу (шестнадцатые в быстром темпе) возможна качественная редукция, то есть убеигý. Во фразе Онегина из той же оперы «мечтами легкие мечты» в слоге ме (мечты) возможно только динамическое ослабление е, так как на этот слог композитором дана затактовая четверть.
Теперь осталось сказать об йотированном гласном а, то есть об я. В речи на месте я произносится звук, смешанный из и и е, то есть такой же, как на месте безударного с (ие). В пе нии в данном случае тоже нельзя обойтись без смешения, но мы предлагаем смешение а и е, как более подходящее для протяженного звучания (речевой ие, будучи протянутым, искажает слово). Будем изображать этот редуцированный звук двойной буквой яе. Например, слово гряда в пении будет произноситься гряеда.
Такой же редукции подвергается безударный я в начале
слова. Например, слово явись в пении произносится яевись. Но для произнесения я, на конце слова, например, лобзáнья, можно пользоваться только ослаблением динамики. Обозначим такую редукцию буквой я без ударения.
Если мы обратимся к практике некоторых композиторов-классиков и посмотрим, как они в нотации считались с вопросами орфоэпии, то увидим, что, например, такой композитор, как Мусоргский, шел по пути приближения музыкальных интонаций к речевым в противоположность Чайковскому, у которого, по-видимому, музыкальная структура преобладала над речевой. А. Даргомыжский, следуя своему лозунгу «Хочу, чтобы музыка прямо выражала слово», во фразе Мельника (оп. «Русалка») «Говорят тебе, я ворон» в слове говорят на второй предударный слог го поставил длительность—восьмую с точкой; этим он сделал самый краткий слог самым длинным, чем и нарушил свой же принцип.
Подобных случаев в музыкальной литературе встречается немало. Чтобы избежать лишних ударенных гласных в слове, необходимо овладеть особенностями певческой редукции, которая, в зависимости от формы нотации, колеблется то в сторону речевых, то певческих норм.
§ 7. О безударных гласных о и а после твердых согласных (кроме шипящих)
Касаясь произнесения гласных о и а в безударных слогах, напомним, что в первом предударном слоге эти гласные произносятся как а динамически ослабленный, в остальных же безударных слогах как а фонетически неясный. Но в тех и других случаях гласный о приравнивается гласному а. Вот, например, фраза Алеко из одноименной оперы Рахманинова: «в минуту разогнать сумела». В слове разогнать есть два предударных слога: ра и за. В первом предударном слоге (за) гласный а только динамически ослабляется, тогда как во втором предударном (ра), кроме динамического ослабления, должна быть несколько приглушена его фонетическая ясность (ркзагнать). Примером на редукцию гласных в заударных слогах может служить фраза Гремина из оп. «Евгений Онегин» Чайковского «и жизнь, и молодость, и счастье» — в слове молодость в обоих заударных слогах гласный а редуцируется одинаково (мóлΛдΛсть).
Также в словах с одним заударным слогом, например, во фразе Левко «Как тихо, тихо» («Майская ночь» Римского-Корсакова) слог ха произносится с фонетически неясным а, то есть — тйхΛ, тихΛ. С такой же редукцией поется гласный а в заударных слогах, например, во фразе Берендея — «сказывай, слушаю» (оп. «Снегурочка» Римского-Корсакова) — сказывΛй, слушΛю.
Надо сказать, что все редуцируемые гласные должны петься с несколько меньшим раскрытием рта. Но в то же время певец должен следить за тем, чтобы этим не нарушались певческие установки, то есть, чтобы голос не терял своей певческой устойчивости и звучности.
В оперной и романсной литературе нередки случаи, когда композитор на подлежащем редуцированию гласном пишет равную или большую длительность, чем на ударяемом гласном. Например, у Старого цыгана (оп. «Алеко» Рахманинова) есть фраза: «Ах, быстро молодость моя...» В слове молодость только один гласный ударяемый, а по музыкально му тексту их получается два: на слог мо и на слог дость.
Для художественного воспроизведения таких вольностей, допущенных композитором в угоду музыкальному тексту, требуется некоторое вокально-орфоэпическое искусство. Надо петь так, чтобы и голос в полной мере хорошо звучал, и не страдал бы редуцированный гласный. Здесь многое может сделать умелое распределение динамики между ударяемым гласным и редуцированным.
§ 8. О безударных гласных а и е после шипящих и ц в предударных слогах
Гораздо более трудно решить вопрос о правильном произношении а и е после шипящих и ц в предударных слогах, так как новые нарождающиеся произносительные нормы еще недостаточно крепко вошли в жизнь, а старые еще не совсем умерли. Но все же, если бы в тексте оперной арии, романса или песни встретилось слово жаровня или слово шагать, то, принимая во внимание ранее высказанные мысли о большей протяженности гласных в пении, чем в речи и связанной с этим большей фонетической ясности их,—вопрос о том, как произносить в пении жыровня или жаровня, шы-гать или шагать надо решить в пользу достаточно ясного произношения а. Современные исследователи произносительных норм в речи также решают этот вопрос в пользу а. Например, проф. Р. И. Аванесов в своей книге «Русское литературное произношение» прямо говорит: «В настоящее время в большей части примеров, в особенности перед твердым согласным, произносится а, причем произношение с а следует считать вполне литературным».
Однако в ряде отдельных слов, проф. Р. И. Аванесов рекомендует произношение качественно редуцированного а, например, в словах жалеть, сожаление, пожалей, шаловливый (жылеть, шыловливый). В пении же эти исключения не могут иметь места. В партии Мельника из оп. «Русалка» Даргомыжского есть фраза «Да, стар и шаловлив я стал». Слог
ша в слове шаловлив нельзя произносить по-речевому, как шы, так как на этот слог композитором дана длительность, равная ударяемому слогу, да и тонально этот безударный слог стоит выше ударяемого.
Гласный а в предударных слогах после ц качественно не редуцируется. Во фразе «Кабы я была царица» (Ми-литриса, оп. «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова) в слове царица в предударном слоге ца гласный а сохраняет свой фонетический характер.
В заударных же слогах, например, в числительных двадцать, тридцать, гласный а редуцируется качественно: «видишь, двадцать» (Варлаам, оп. «Борис Годунов» Мусоргского).
Но в предыдущем примере, в слове царица в заударном слоге ца, в связи с длительностью, данной композитором, гласный а отличается от того же а в предударном слоге только динамикой.
Гласный э в предударных слогах после ц поется и чисто и смешанно, в зависимости от длительности, данной композитором на этот слог. Например, во фразе Томского из баллады о трех картах («Пиковая дама» Чайковского) — «но какою ценой», в слоге це надо произносить фонетически ясный э, так как ritепиtо, обозначенное на этой фразе композитором, обязывает певца увеличить длительность восьмых, а с нею и фонетическую ясность гласных. А в конце романса Глинки «К ней», в слове целовать можно петь смешанный звук эы 1 потому, что слог це приходится на одну из затактовых восьмых в скором темпе мазурки — цэылавать. Если же на предударный слог це приходится группа в две, три, четыре и больше слигованных нот, то, конечно, надо петь фонетически чистый э. Например, во фразе Оксаны из оп. «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова «зацелует меня» — зацэлует.
Указанные певческие произносительные нормы следует распространять на все подобные случаи.
Еще следует упомянуть, что по старомосковской произносительной норме гласный а в безударных слогах после согласных ч и щ произносится как еи. Мы думаем, что это правило имеет отношение только к речи; в пении же так редуцировать гласный а не следует, тем более, что в последнее время и в речи происходят изменения в сторону произношения а, если не ясного, то смешанного. На этом основании мы предлагаем в таких случаях смешение а и е. Например, во фразе «В часы одинокие» (романс Чайковского «Средь шумного ба-
1 Буквы е и и после твердых согласных имеют дальнее образование и обозначаются буквами э и ы. Так как ц является твердым согласным, то редуцируемый е, стоящий после ц, изображается эы.
ла») в слове часы, слог ча произносится со смешанным гласным чае. Но надо сказать что и такое произношение возможно только в тех случаях, когда композитором дана такая краткая длительность, как в этом романсе (затактовая восьмая). На больших длительностях следует опять-таки редуцировать гласный а больше динамическим ослаблением.
§ 9. О сочетаниях безударных гласных
Сочетания гласных в безударных слогах ао, оо, ео, еа, еи, ее в пении требуют произнесения обоих гласных звуков с достаточной фонетической ясностью, причем сочетания ао и оо произносятся как аа. В исконно русском языке мало существует слов с сочетаниями указанных гласных внутри самих слов, но зато много слов с сочетаниями этих гласных, образовавшихся на стыке приставки и корня (поиграть); на стыке предлога и следующего за ним слова, начинающегося с гласного (на окне), отрицания не, ни и следующего слова (не отдам, ни одного).
При сочетании одного и того же гласного нужно обязательно его удваивать, то есть произносить за-акном, а не закном. Правда, это относится к речи, так как в пении, где каждый гласный имеет свою нотационную длительность, удвоение исчезнуть не может. Вопрос возникает только такой: как произносить удвоенный гласный — слитно или раздельно.
Слитное произношение обязательно в случаях удвоения одного и того же гласного внутри слова или на стыке слова с предлогами или частицами, которые не имеют собственного ударения и произносятся всегда слитно. Таким образом, в романсе Чайковского «За окном в тени мелькает» первые два слова надо петь слитно: за-акном (знак дефис служит знаком слитного произношения).
Раздельным произношением следует пользоваться только в случаях удвоения гласного на стыке двух слов, имеющих самостоятельное ударение (сюда относятся имена существительные, прилагательные, числительные, глаголы, местоимения, наречия), и при наличии одной тональной высоты. Например, во фразе Ярославны" из оперы «Князь Игорь» Бородина
слова адна и а пять надо разделять, так как оба а находятся на одной тональной высоте (соль#), слова же я-адна должны быть слеты слитно, так как в этом случае тональная высота я и а различна (ре#—фа#). (Разделение гласных мы будем обозначать вертикальной чертой). Приведем еще примеры с разделением гласных: «Поди, оставь меня одну», «я тверда останусь» (фразы Татьяны из оп. «Евгений Онегин» Чайковского) —меня | а дну, тверда | а станусь, или на гласный у —мою | утраченную младость (романс Ратмира из оп. «Руслан и Людмила» Глинки).