ная оп. Рахманинова) в своей арии поет — «Что ж сердце бедное трепещет», произнося щ или по ленинградской манере, то есть как сочетание двух мягких согласных шьчь или же, что совершенно недопустимо, как сочетание двух твердых согласных шч (трепешчет).
По московской норме рекомендуется данный согласный произносить как долгий, мягкий ш, то есть как однородный звук— (трепешьшьет). Несколько замечаний о произношении ц и ч.
Согласные звуки ц и ч являются так называемыми слитными звуками (аффрикаты): ц —из твердых т и с, а ч — из мягких т и ш. В зависимости от этого ц произносится всегда твердо, а ч — всегда мягко. Как отклонение от этого правила иногда приходится слышать мягкое произношение согласного ц в таких, например, словах, как станция, Франция; причем мягкий ц влечет смягчение и предшествующего ему н: станьция, Франьция. Чтобы избежать такой неправильности в произношении этих слов, следует помнить, что после согласного и вместо инадо произносить ы. Кроме того, твердое произношение ц исключает смягчение стоящего перед ним н. Во фразе «...и Франция тот их пароль» («Ночной смотр» Глинки) слово Франция должно произноситься— Францыя.
В языках некоторых народов согласные ш и ж представлены как мягкие согласные, тогда как в русском произношении они должны звучать всегда твердо, поэтому после них, также как и после ц, вместо и произносится ы, напри-мео, в словах жирный, широкий, цирк (жырный, шырокий, цырк). Из музыкальной литературы можно указать на следующие примеры: фразу Германа из оп. Пиковая дама» Чайковского — «Что наша жизнь», фразу из песни Дунаевского — «Широка страна моя родная», где в словах жизнь и рока, после ж и ш надо произносить ы, а не и.
§ 12. Звонкие и глухие согласные на конце слова
Звонкие согласные б, в, г, д, ж, з на конце слова произ-
носятся как соответствующие им глухие, то есть вместо б
произносится п, вместо в — ф, вместо г — к, вместо д — т,
вместо ж — ш, вместо з — с. Эта произносительная норма
называется оглушением.
Во фразе Князя из оп. «Русалка» Даргомыжского — «А вот и дуб заветный» на конце слова дуб надо произносить п. «Как с облаков единым взором ты можешь обозреть все царство» (оп. «Борис Годунов» Мусоргского) — в слове облаков вместо в надо произносить ф. На конце слова ворог из фразы в арии Шакловитого (оп. «Хованщина» Мусоргского) «ворог не дремлет» вместо г исполнитель должен произносить к.
Единственным исключением является слово бог, в котором согласный г произносится не как к, а как х, то есть бох Пример: романс Рахманинова «Здесь хорошо»—«здесь только бох, да я». Во фразе из монолога Кочубея (оп. «Мазепа» Чайковского) «Мазепа этот клад украл» согласный д на конце слова клад оглушается в согласный т. Во фразе из арии Купавы (оп. «Снегурочка» Римского-Корсакова) «...что маков цвет хорош, пригож...» в словах маков, пригож согласные в и ж при произношении оглушаются в ф и ш. В речитативной фразе Княгини из оп. «Русалка» Даргомыжского «Узнай, не воротился ль князь...» в слове князь на конце надо произносить не зь, а сь.
Таким образом, слова дуб, облаков, ворог, маков, клад, пригож, князь должны произноситься— дуп, облакоф, ворок, макоф, клат, пригош, княсь. Во всех подобных случаях пев цы должны придерживаться этого правила произношения. Особое внимание предлагаем обратить на оглушение г и в на конце слова, так как наибольшие погрешности прихо дится отмечать именно в этих случаях. Например, со сцены часто звучит любовь или даже любов вместо любофь. Теперь обратимся к словам, оканчивающимся двумя ря-дом стоящими звонкими согласными: жд, зб, зд, зг. В этих случаях они оба оглушаются, то есть произносятся как шт, сп, ст, ск. Например, во фразе «надежд, восторженных мечтаний...» (романс Чайковского «Нам звезды кроткие сияли») в конце слова надежд имеется два звонких согласных звука, которые при произношении должны оглушаться— надешт. Примерами на другие сочетания звонких согласных в конце слова могут служить слова: изб, звезд, визг, которые следует произносить: исп, звест, виск.
Следует заметить, что орфоэпическая норма оглушения относится не только к тем случаям, когда после слова со звонким согласным на конце следует пауза или вдох, но также к случаям слияния его с последующим словом. Для примера возьмем у Мусоргского фразу Пимена из оп. «Бо- рис Годунов» — «и пыль веков от хартий отряхнув». Здесь имеются оба случая оглушения звонкого в: в словах веков и отряхнув. После слова веков у композитора нет паузы и звонкий согласный в оглушается, сливаясь с гласным о (в произношении а); в результате в орфоэпической транскрипции получается «векоф-ат-харттий атряхнуф».
Глухой согласный на месте звонкого произносится не только при слиянии его с последующим гласным, но и в случаях, когда следующее слово начинается с сонорных согласных р, л, м, н, с губного согласного в или с йотированных гласных.
Таким образом, фраза «Дуб растет зеленый» (из русской песни) по орфоэпической транскрипции в пении должна быть
произнесена так: «дуп растет». В речитативной фразе перед романсом Владимира Дубровского (в одноименной опере Направника) «...еще вчера имел я хлеб и кров родимый» на месте звонкого в в слове кров перед последующим согласным р надо произнести оглушенный согласный ф: «кроф родимый».
Фраза Снегурочки из одноименной оперы Римского-Кор-
сакова, где звонкий согласный в в.конце слова оглушается
в ф, орфоэпически произносится — «Хочу любить, но слоф
любви не знаю». Неверно поступят те исполнители, которые,
например, во фразе Кочубея из оп. Чайковского «Мазепа»
«готов я лечь во гроб кровавый» на конце слова готов не
оглушат звонкий твердый согласный в в твердый ф (готоф я)
перед йотированным гласным я.
Необходимо еще упомянуть о двух в: на конце предыдущего слова и в начале следующего. Возьмем для примера другую фразу Кочубея из оп. «Мазепа» Чайковского — «Я вновь воскрес измученной душою». На конце слова вновь согласный в оглушается, а в начале слова воскрес — остается звонким. Орфоэпически надо произнести — «Я внофь воскрес».
Следующая орфоэпическая транскрипция из фразы Старого цыгана (оп. «Алеко» Рахманинова) может служить примером оглушения звонкого согласного д в глухой согласный т на конце слова год перед согласным м следующего слова — «только гот меня любила Мариула».
Примером оглушения звонкого согласного г на конце предыдущего слова перед начальным согласным м следующего слова может служить фраза Марфы из квартета второго действия оп. «Царская невеста» Римского-Корсакова: «Друк мой, Ванюшка, ненаглядный свет». Фраза Бориса Годунова из пролога одноименной оперы Мусоргского «А там сзывать народ на пир» служит примером оглушения звонкого согласного д в конце слова перед начальным согласным к следующего слова: «нарот на пир».
Довольно часто наблюдаемые ошибки в произнесении согласного д на конце слова перед начальным согласным м следующего слова заставляют напоминать, что звонкий д должен непременно оглушаться в т и потому во фразе Князя из первого действия оп. «Русалка» Даргомыжского исполнителю надо произносить — «Спокойна буть, мой друг», а не «спокойна будь, мой друг».
С оглушением звонких согласных на конце слова следует произносить также предлоги (близ 1, сквозь, вокруг, напротив) и частицы (ведь, уж) при слиянии их с глухими согласными, сонорными согласными (р, л, м, н), с согласным в, гласными я иотами следующего слова.
1 По указанию проф. Р. И. Аванесова в предлоге близ согласный з не только оглушается, но и смягчается (блись), хотя в смягчении мы не видим необходимости.
Так, например, во фразе Мельника из оп. «Русалка» Даргомыжского — «ведь вы своим умом богаты» надо петь веть, а не ведь. В этой же арии есть фраза: «если уж на свадьбу надежды вовсе нет...», в которой часто можно услышать ясно произнесенный перед предлогом на согласный ж, вместо долженствующего здесь звучать ш: «...если уш на свадьбу...» Тому же правилу оглушения подчиняется звонкий согласный б во фразе Владимира Галицкого (оп. «Князь Игорь» Бородина) — «Только б мне дождаться чести» (только-п-мне).
Нам кажется, что нет нужды увеличивать число примеров до бесконечности, так как и по приведенным примерам читатель может ориентироваться относительно того или другого случая в произношении.
Теперь обратимся к изучению произношения звонких и глухих согласных перед согласными.