В. Садовников 17


ная оп. Рахманинова) в своей арии поет — «Что ж сердце бедное трепещет», произнося щ или по ленинградской мане­ре, то есть как сочетание двух мягких согласных шьчь или же, что совершенно недопустимо, как сочетание двух твер­дых согласных шч (трепешчет).

По московской норме рекомендуется данный согласный произносить как долгий, мягкий ш, то есть как однородный звук— (трепешьшьет). Несколько замечаний о произношении ц и ч.

Согласные звуки ц и ч являются так называемыми слит­ными звуками (аффрикаты): ц —из твердых т и с, а ч — из мягких т и ш. В зависимости от этого ц произносится всегда твердо, а ч — всегда мягко. Как отклонение от этого правила иногда приходится слышать мягкое произношение согласного ц в таких, например, словах, как станция, Фран­ция; причем мягкий ц влечет смягчение и предшествующего ему н: станьция, Франьция. Чтобы избежать такой непра­вильности в произношении этих слов, следует помнить, что после согласного и вместо инадо произносить ы. Кроме того, твердое произношение ц исключает смягчение стоящего пе­ред ним н. Во фразе «...и Франция тот их пароль» («Ночной смотр» Глинки) слово Франция должно произноситься— Францыя.

В языках некоторых народов согласные ш и ж представ­лены как мягкие согласные, тогда как в русском произноше­нии они должны звучать всегда твердо, поэтому после них, также как и после ц, вместо и произносится ы, напри-мео, в словах жирный, широкий, цирк (жырный, шырокий, цырк). Из музыкальной литературы можно указать на сле­дующие примеры: фразу Германа из оп. Пиковая дама» Чайковского — «Что наша жизнь», фразу из песни Дунаевско­го — «Широка страна моя родная», где в словах жизнь и рока, после ж и ш надо произносить ы, а не и.

§ 12. Звонкие и глухие согласные на конце слова

Звонкие согласные б, в, г, д, ж, з на конце слова произ-

носятся как соответствующие им глухие, то есть вместо б

произносится п, вместо вф, вместо г — к, вместо дт,

вместо ж — ш, вместо зс. Эта произносительная норма

называется оглушением.

Во фразе Князя из оп. «Русалка» Даргомыжского — «А вот и дуб заветный» на конце слова дуб надо произносить п. «Как с облаков единым взором ты можешь обозреть все цар­ство» (оп. «Борис Годунов» Мусоргского) — в слове облаков вместо в надо произносить ф. На конце слова ворог из фразы в арии Шакловитого (оп. «Хованщина» Мусоргского) «во­рог не дремлет» вместо г исполнитель должен произносить к.


Единственным исключением является слово бог, в котором согласный г произносится не как к, а как х, то есть бох Пример: романс Рахманинова «Здесь хорошо»—«здесь только бох, да я». Во фразе из монолога Кочубея (оп. «Мазепа» Чай­ковского) «Мазепа этот клад украл» согласный д на конце слова клад оглушается в согласный т. Во фразе из арии Купавы (оп. «Снегурочка» Римского-Корсакова) «...что маков цвет хорош, пригож...» в словах маков, пригож согласные в и ж при произношении оглушаются в ф и ш. В речитатив­ной фразе Княгини из оп. «Русалка» Даргомыжского «Узнай, не воротился ль князь...» в слове князь на конце надо произ­носить не зь, а сь.

Таким образом, слова дуб, облаков, ворог, маков, клад, пригож, князь должны произноситься— дуп, облакоф, ворок, макоф, клат, пригош, княсь. Во всех подобных случаях пев цы должны придерживаться этого правила произношения. Особое внимание предлагаем обратить на оглушение г и в на конце слова, так как наибольшие погрешности прихо дится отмечать именно в этих случаях. Например, со сцены часто звучит любовь или даже любов вместо любофь. Теперь обратимся к словам, оканчивающимся двумя ря-дом стоящими звонкими согласными: жд, зб, зд, зг. В этих случаях они оба оглушаются, то есть произносятся как шт, сп, ст, ск. Например, во фразе «надежд, восторженных мечтаний...» (романс Чайковского «Нам звезды кроткие сияли») в конце слова надежд имеется два звонких согласных звука, которые при произношении должны оглушаться— надешт. При­мерами на другие сочетания звонких согласных в конце сло­ва могут служить слова: изб, звезд, визг, которые следует произносить: исп, звест, виск.

Следует заметить, что орфоэпическая норма оглушения относится не только к тем случаям, когда после слова со звонким согласным на конце следует пауза или вдох, но также к случаям слияния его с последующим словом. Для примера возьмем у Мусоргского фразу Пимена из оп. «Бо- рис Годунов» — «и пыль веков от хартий отряхнув». Здесь имеются оба случая оглушения звонкого в: в словах веков и отряхнув. После слова веков у композитора нет паузы и звонкий согласный в оглушается, сливаясь с гласным о (в произношении а); в результате в орфоэпической транскрип­ции получается «векоф-ат-харттий атряхнуф».

Глухой согласный на месте звонкого произносится не только при слиянии его с последующим гласным, но и в случаях, когда следующее слово начинается с сонорных со­гласных р, л, м, н, с губного согласного в или с йотирован­ных гласных.

Таким образом, фраза «Дуб растет зеленый» (из русской песни) по орфоэпической транскрипции в пении должна быть


произнесена так: «дуп растет». В речитативной фразе перед романсом Владимира Дубровского (в одноименной опере На­правника) «...еще вчера имел я хлеб и кров родимый» на ме­сте звонкого в в слове кров перед последующим согласным р надо произнести оглушенный согласный ф: «кроф родимый».

Фраза Снегурочки из одноименной оперы Римского-Кор-

сакова, где звонкий согласный в в.конце слова оглушается

в ф, орфоэпически произносится — «Хочу любить, но слоф

любви не знаю». Неверно поступят те исполнители, которые,

например, во фразе Кочубея из оп. Чайковского «Мазепа»

«готов я лечь во гроб кровавый» на конце слова готов не

оглушат звонкий твердый согласный в в твердый ф (готоф я)

перед йотированным гласным я.

Необходимо еще упомянуть о двух в: на конце предыдуще­го слова и в начале следующего. Возьмем для примера дру­гую фразу Кочубея из оп. «Мазепа» Чайковского — «Я вновь воскрес измученной душою». На конце слова вновь согласный в оглушается, а в начале слова воскрес — остается звонким. Орфоэпически надо произнести — «Я внофь воскрес».

Следующая орфоэпическая транскрипция из фразы Старо­го цыгана (оп. «Алеко» Рахманинова) может служить приме­ром оглушения звонкого согласного д в глухой согласный т на конце слова год перед согласным м следующего слова — «толь­ко гот меня любила Мариула».

Примером оглушения звонкого согласного г на конце пре­дыдущего слова перед начальным согласным м следующего слова может служить фраза Марфы из квартета второго дей­ствия оп. «Царская невеста» Римского-Корсакова: «Друк мой, Ванюшка, ненаглядный свет». Фраза Бориса Годунова из про­лога одноименной оперы Мусоргского «А там сзывать народ на пир» служит примером оглушения звонкого согласного д в конце слова перед начальным согласным к следующего слова: «нарот на пир».

Довольно часто наблюдаемые ошибки в произнесении со­гласного д на конце слова перед начальным согласным м следующего слова заставляют напоминать, что звонкий д дол­жен непременно оглушаться в т и потому во фразе Князя из первого действия оп. «Русалка» Даргомыжского исполнителю надо произносить — «Спокойна буть, мой друг», а не «спо­койна будь, мой друг».

С оглушением звонких согласных на конце слова следует произносить также предлоги (близ 1, сквозь, вокруг, напротив) и частицы (ведь, уж) при слиянии их с глухими согласными, сонорными согласными (р, л, м, н), с согласным в, гласными я иотами следующего слова.

1 По указанию проф. Р. И. Аванесова в предлоге близ согласный з не только оглушается, но и смягчается (блись), хотя в смягчении мы не видим необходимости.


Так, например, во фразе Мельника из оп. «Русалка» Дар­гомыжского — «ведь вы своим умом богаты» надо петь веть, а не ведь. В этой же арии есть фраза: «если уж на свадьбу надежды вовсе нет...», в которой часто можно услышать ясно произнесенный перед предлогом на согласный ж, вместо дол­женствующего здесь звучать ш: «...если уш на свадьбу...» Тому же правилу оглушения подчиняется звонкий согласный б во фразе Владимира Галицкого (оп. «Князь Игорь» Боро­дина) — «Только б мне дождаться чести» (только-п-мне).

Нам кажется, что нет нужды увеличивать число примеров до бесконечности, так как и по приведенным примерам чита­тель может ориентироваться относительно того или другого случая в произношении.

Теперь обратимся к изучению произношения звонких и глухих согласных перед согласными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: